Конференц-зал «Эден», Ортона.
Докладчики: монс. Карло Гиделли — Георгиос
Каралис.
Модератор: о.
Антонио
ди
Лоренцо
Важная встреча, состоявшаяся в Ассизи в 1986 году, отметила особо значимый период понтификата Иоанна Павла II. Она призвала и по сей день призывает верующих быть ответственными по отношению к миру и к истории, чтобы во имя заботы о человеке быть во всем едиными. Сам дух Ассизской встречи привлекает тем, что слово и дело в нем соотнесены, ведь экуменизм — это реальность, которая сегодня включает в себя и диоцезы, и приходы. Сегодняшняя встреча — тому подтверждение.
Во вступительном слове я хотел бы затронуть три вопроса: рассказать об одной ключевой фигуре в диалоге Востока и Запада, коснуться Синода католических епископов о Слове Божием и вкратце обратиться к Равеннскому соглашению 2007 г.
Оливье Клеман
Фигура европейского значения, одно из ведущих лиц в диалоге между Востоком и Западом, Оливье Клеман скончался вечером 15 января 2009 года в Париже. Он перешел от смерти к Жизни в период церковного года, когда память о Боге Сыне, воплотившемся в Мир, изливается в горячей молитве о том, чтобы христиане вернулись к настоящему единству, которое делает их достоверными свидетелями единого Господа нашего Иисуса Христа. Клеман родился и вырос в атеистической среде, но в драгоценном наследии древней Церкви, хранимом Православием, он обрел внутренний свет, в котором видел надежду в самых трудных обстоятельствах — даже для тех, кто, будучи призван стать свидетельством величия и достоинства каждого человека, все еще пребывал во мраке. Его труд жил и дышал обоими легкими — легкими Востока и Запада, сливаясь в гармоничный синтез, давая начало подлинному христианскому гуманизму. Жизнь и деятельность этого глубокого богослова и одного из ведущих деятелей в диалоге между Востоком и Западом была отмечена горячим стремлением к единству христиан, богословской проницательностью, стремлением к диалогу и состраданием к людям. Он сеял Слово Божие умело и дерзновенно. Возделанные с любовью и орошаемые с мудростью — эти семена Господь взрастит в вечности.
Синод
Месяц назад в Ватикане завершился Синод католических епископов, посвященный месту Слова Божия в жизни и миссии Церкви. Необходимо и крайне желательно вновь вернуться к этой теме, чтобы высоко воздеть сияющий светоч того Слова, Которое превосходит все слова человеческие. Библейский образ лампады выражает путеводную миссию Слова Божиего на пути жизни. Лампада, которая освещает каждый жизненный шаг, закваска, которая сквашивает и поднимает тесто, вода, что утоляет духовную жажду, соль, которая придает вкус пище и прижигает раны, меч, проникающий до глубины души и вскрывающий самые отдаленные уголки сознания, мед, услаждающий и приносящий мир... Каждый из этих живых образов показывает скудость и излишество всякого пояснения, и в каждом из них распускаются цветы прозрения, вопрошания, поиска, истолкования. Ницше точно отметил этот аспект, когда с сарказмом упрекал христиан: «Если бы Благая весть вашей Библии была написана и на ваших лицах, вам не нужно было бы настаивать с таким упорством на вере в авторитетность этой книги: ваши действия должны были бы сделать Библию почти излишней, поскольку вы сами должны вновь и вновь составлять новую Библию». Требует того сама благодать, произнесенная Христом: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». И ἀκούειν, и ποιεῖν (слушать и исполнять) — это истинная цель Писания и его понимания, поскольку оно является «хранилищем и сокровищницей жизни и утешения» (Дж. Герберт). Библия, следовательно, — это не только Писание, Понимание и Прозрение — это событие, история, жизнь.
То же подчеркивал известный богослов, протестант Дитрих Бонхеффер (принявший в 1945 году мученическую смерть в фашистском концлагере), когда увещевал церковных пастырей на курсах в 1936-37 гг.: «Для пастыря встреча с Библией происходит тремя различными способами: за письменным столом, на амвоне и на молитвенной скамье — и только тогда он использует ее должным образом, когда практикует все три способа. Никто не может комментировать Библию с амвона, не читая ее за рабочим столом и во время молитвы». «Эту книгу проповедовали, над ней мыслили и ею жили» (архиеп. Дж. Равази).
Комментируя важное телевизионное событие «Библия днем и ночью» (канал Rai Uno), монс. Гиделли выразился так: «По этому поводу необходимо вспомнить, что Слово стало плотью, а не буквой. Это не просто красивая фраза — это Истина, которая осуществилась в полноте времен, около двух тысяч лет назад, и которая осуществляется и по сей день каждый раз, когда я, ты, мы посвящаем себя чтению этой книги и духовным размышлениям над ней. И тогда Слово воплощается во мне, в моей жизни и через меня сможет достичь многих других людей, возможно, еще только ищущих Истину, то есть Бога».
Подписанное членами Международной православно-католической комиссии 13 октября 2007 года соглашение представляет собой документ чрезвычайной важности, поскольку в нем простым и последовательным языком сделаны заявления, которые были решительным шагом по направлению к полному премирению между Католической и Православной Церквами. Разрыв между католиками и православными сокращается: документ утверждает, что примат на всех уровнях является «практикой, твердо основанной на канонической традиции Церкви». Восток и Запад признают также «примат на вселенском уровне»: речь идет о том, чтобы глубже понять библейские и богословские основы примата, а также то, в каких формах он должен проявляться. Документ состоит из двух основных частей: одна посвящена соборности и авторитетности в Церкви, другая — применению этих принципов на различных уровнях: местном, региональном и вселенском.
Долгий путь, отмеченный многочисленными встречами и знаменательными моментами, позволил прийти к совместным заявлениям, преодолев непонимание и недоразумения с помощью начатого Иоанном XXIII «диалога любви». Впервые прозвучало совместное утверждение, что Церковь Божия едина, что она объемлет вместе Восточную и Западную Церкви, что в ней есть видимый πρῶτος (первенствующее лицо, авторитет, который сохраняет соборность) — и это римский епископ, который, согласно древней традиции, является первым из Патриархов.
Следует вернуться к некоторым основным положениям документа, указывающим на энергичные шаги к сближению. «Каждая местная Церковь находится в единстве не только с соседними Церквами, но и со всей совокупностью местных Церквей: с теми, которые существуют сейчас, с теми, которые существовали изначально, с теми, которые будут существовать». Это — подлинные черты соборной и апостольской Церкви, за пределами времени и пространства. Эта единая и единственная Церковь исповедует одну веру, живет одними таинствами, движима долгом единого апостольского служения. По отдельности Церкви соблюдали общинность при помощи канонов, в случае необходимости регулировали возникшие трудности, прибегая к постановлениям Вселенских соборов, на которых присутствовали епископы всех областей и, в частности, пяти основных, согласно установившейся издревле последовательности (τάξις): Рим, Костантинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.
Документ ссылается на соборы, которые созывались после разделения между Востоком и Западом. «Эти соборы созывали епископов местных Церквей, состоящих в общении с Римской кафедрой, или, соответственно, с кафедрой Константинополя — несмотря на то, что там эти Соборы понимались иначе». Именно этот параграф вызвал некоторые возражения со стороны Русской Православной Церкви, в которой существуют сильные тенденции к преуменьшению роли Константинополя в пользу Москвы, «третьего Рима».
Некоторые трудности все еще остаются. Но католики и православные сердцем принимают заключения этой комиссии и одним лишь этим предвосхищают официальное принятие их Церквами. Уже сегодня у них есть еще одно основание, чтобы чувствовать себя в полном единении друг с другом и видимым образом — в единой Церкви Христовой.