Большинству изучающих богословскую науку известен термин «богословская рефлексия». В силу своей многозначности он вызывает различные толкования. В ряде случаев это понятие употребляется как синоним «конструктивной теологии» и ассоциируется, например, с именами таких ученых, как Эдвард Фарли, Сэлли Макфегью, Гондон Кауфман или более современными: Стерном Джонсом и Полом Лейклендом. В других случаях это понятие обозначает раздел пастырского богословия, опосредованно связанного с получением дополнительного образования или обретением практических духовных навыков. Кроме того, оно может служить для обозначения стиля богословского толкования, обращенного к приходу или небольшой группе прихожан.
До сих пор в богословской науке нет четкого определения термина и описания методологии богословской рефлексии. Одной из целей, поставленных авторами данной книги, является попытка внести ясность в дискуссию о сущности понятия, сформировавшегося в процессе становления традиции и накопления опыта, позволяющего «верующим осознать ценности и традиции, являющиеся основой их убеждений, и углубить понимание этих ценностей» (стр. 7). В этом случае стоит говорить скорее о методах практического характера, нежели теоретического.
Авторы книги, Э. Грэхем, Х. Уолтон и Ф. Уорд, являясь известными исследователями в области пастырского богословия, предлагают читателям эту работу (за которой в 2007 году последовала публикация собрания источников по этой теме) в качестве краткого описания типологии методов богословской рефлексии. В своей книге авторы ставят несколько задач: во-первых, дать точное определение понятия «богословская рефлексия» и, во-вторых, проследить связь между историей богословия и богословской практикой. Издание адресовано студентам, преподавателям и всем интересующимся обозначенной проблемой.
Книга имеет четкую структуру: в каждой из семи глав рассматривается один метод богословской рефлексии, каждая глава, в свою очередь, разделена на части (краткое описание, обзор, подборка соответствующих цитат из текстов Священного Писания на ту или иную тему, современные методологические наработки, служащие примером реализации данного метода, сравнение его с другими, аннотированная библиография). Так, всего в книге описано семь методов.
В первой главе внимание сфокусировано на методе «изучения себя и внутренней жизни как основных источников формирования и развития богословского знания» (стр. 18), который часто используется при ведении дневников, написании писем и пр. В основе второй главы лежит описание нарративного богословия. При написании этой части издания авторы опирались на труды Стефана Критеса и Поля Рикёра. В третья главе дается более глубокое рассмотрение нарративного богословия, при этом значение приобретает вопрос о взаимосвязи библейского повествования и рефлексией как «базисе для реконструкции христианской личности» (стр. 79). Основой для создания главы послужили исследования Барта и его последователей.
Четвертая глава представляет собой анализ процесса влияния Церкви на формирование самосознания ее членов и понимание ее деятельности, «которое дает почву для богословских размышлений» (стр. 109). Помимо этого, затрагиваются вопросы, связанные с проведением приходских занятий, аспекты экклезиологии, обсуждается появление современных церковных движений. В пятой главе освещается контекстуальные и общественные задачи теологии, ее роль в культурном процессе. Особое внимание уделяется трудам Фомы Аквинского, Фридриха Шлейермахера и Пола Тиллиха; названы такие представители, применявшие современный метод, как Розмари Редфорд-Рутер и Джеймс и Эвелин Уайтхед.
В шестой главе отмечен методологический и богословский вклад теологии освобождения в теорию богословской рефлексии, где категории «христианское формирование и воспитание личности» сравниваются с процессом «обретения самостоятельности» (стр. 171).
В работе такие исторические личности, как Папа Римский Григорий Великий и Кьеркегор стоят в одном ряду с известными современными теоретиками Фрейре, Гутиеррезом и Боффом. При всем своеобразии глав от каждой из них можно провести параллель, вследствие чего становится очевидным логическое развитие и взаимосвязь последних частей, что позволяет глубже раскрыть темы первых.
Ценность книги заключается, в первую очередь, в том, что авторам удалось показать связь между традиционным богословием и современными методами богословской рефлексии. Эклектизм, многообразие диалогов и источников делают книгу неординарной, заключающей в себе творческий подход. В результате перед читателем вырисовывается многоплановая картина богословской рефлексии. Однако ряд аргументов и приведенных примеров недостаточно четок и ясен и вызывает неоднозначность оценок.
Сомнению подвергаются и некоторые связи между источниками и современной экклезиологией, будто искусственно созданные, проведение которых обусловлено только авторской позицией. Несмотря на некоторые недостатки, книга дает читателям возможность узнать как традиционную, так и современную точку зрения на богословскую рефлексию. Неверно было бы сказать, что авторы ставят перед собой незначительную или непосильную задачу. Очевидно, что разработка теории богословской рефлексии требует методологической базы, и авторы сделали немало для ее создания.