В 2002 году публика была ошеломлена сообщением, что на оссуарии (урне с костями), который находился в частных руках в течение многих лет, была найдена надпись: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Возбуждение из-за этого открытия было сильным в большей степени вследствие того, что, как полагалось, этот оссуарий может сказать нечто об историческом Иисусе. Сложность положения. заключается в том, что никто не знает, где он был найден. Мы просто имеем пустую коробку с интересной надписью. В какой крипте или погребальной пещере он лежал, были ли там другие оссуарии или погребальные надписи, и что мог содержать сам оссуарий (кроме костей), никогда уже не будет известно.
Вследствие этого были слышны стенания многих археологов и ученых, которые сожалели о потере контекста. И это справедливо, ибо потеря является очень важной и прискорбной. Но существует и другой контекст, который не утерян. Это обширный контекст иудейской погребальной практики и, что более важно, другие оссуарии. Есть и другие вещи, кроме гробницы Иакова, которые могут пробудить интерес к реалиям библейского мира, остаткам материальной культуры, которые исследуют археологи. Возможно наступило время пересмотреть то, что было открыто в этой интересной области и получить доступ к тому, что может пролить свет на мир времени Иисуса и его первых последователей.
Книга озаглавлена «Иисус и оссуарии» для того, чтобы подчеркнуть этот широкий контекст, частью которого является оссуарий Иакова. Книга является введением в проблему, поэтому она не содержит того, чего бы не знали ветераны археологии. Но она также содержит многое из того, чего не знают сезонные ученые или не знают очень хорошо, и часто обозревают в своих исследованиях и сочинениях. Книга адресована широкому кругу читателей, не знакомых с погребальной практикой поздней античности, но желающих узнать об этом больше. С целью сделать работу более доступной и в то же время научной, автор сохранил ссылки, но без примечаний, а также текст на оригинальных языках, но всегда с английским переводом.
Большая часть иудейских материалов является Палестинской, и главным образом относится ко времени храма Ирода (20 г. до н.э. до 70 г. н.э). Однако следует отметить, что некоторые иудеи, погребенные в Израиле, жили главным образом за его пределами; другие прожили большую часть своей жизни в Израиле, но умерли и были погребены вне земли. Некоторые из иудейских материалов относятся к более ранним периодам; некоторые к более поздним. Нееврейские материалы, рассматриваемые в книге, являются более разнообразными географически и хронологически. Цель здесь в том, чтобы обеспечить общим сравнением сходств и различий, а не в том, чтобы предложить какую-либо определенную оценку греко-римской погребальной практики и верований. Основная задача в том, чтобы показать, что большая часть того, что делал Иисус, отражает принятую практику того времени.
Автор выражает благодарность факультету и персоналу нескольких школ, которые предоставили возможность представить некоторые из материалов в этой книге. Это Богословский колледж Акадии, Университет Бэйлора, Богословская семинария Далласа, Богословская семинария Фуллера. Книга была издана при поддержке Библейского Археологического Общества и в связи с экспозицией оссуария Иакова в Королевском Музее Онтарио.
Содержание
Предисловие IX
Введение 1
1 Иудейская погребальная практика поздней античности 17
2 Надписи не погребального характера 31
3 Погребальные надписи - темы 53
4 Погребальные надписи - имена 67
5 Значение оссуариев для исследования исторического Иисуса 91
6 Заключение 123
7 Сокращения 125
Библиография 131
Индекс Библейской Литературы 159
Индекс современных авторов 165