Количество книг, посвященных Галилею, огромно. При этом следует отметить, что характер этой литературы довольно разнообразен. Фолькер Р. Реммет выделяет 11 различных тенденций в современных исследованиях жизни Галилея. Хотя эта книга основана на множестве источников, она не имеет своей целью оправдать это множество интерпретаций. Напротив, автор попытался представить ясную и полную картину жизни Галилея, его окружения и его судьбы. Это, конечно, подразумевало то, что автор вынужден был делать выбор многократно. В данной работе автор испытал сильное влияние книги Артура Костлера «Лунатик», которая мастерски ярко и даже несколько злобно изображает Галилея. Эта книга, написанная в стремлении подражать научному стилю и в то же время стремящаяся к художественному описанию жизни Галилея, тем не менее, нуждается во множестве поправок, особенно в свете новых исследований, которые были сделаны спустя 40 лет после написания книги Костлером. Кроме того, эта книга является представлением жизни Галилея, которое наилучшим образом разогревает интерес к Галилею как человеку и роли особенностей личности, которые сыграли в его собственной судьбе и его работе.
В тех главах, которые посвящены научным заслугам Галилея, автор следовал главным образом работе Штильмана Дрейка, в которой рассматриваются его фундаментальные открытия теории движения в период работы в Падуе. Дрейк постоянно восхищается Галилеем и является его апологетом, и его описание деятельности Галилея как физика экспериментатора достаточно обосновано современными исследованиями.
За последние 20 лет появились две книги, которые дали полностью новые интерпретации судьбы и карьеры Галилея. Книга Марио Бьяджиоли «Галилей, льстец» (Galileo, Courtier) касается отношения, которое Галилей и наука его времени имели со сложной социальной структурой, окружавшей Церковь, университеты и благородный класс – что мы можем назвать культурой патроната. Бьяджиоли оказал влияние на почти все работы, которые написаны были о Галилее за последние несколько лет. Существует множество следов его взглядов и в данной книге. Другая книга Пьетро Редонди «Галилей, еретик» (Galileo, Heretic) дает сенсационно новую интерпретацию событий с начала 1620-х. Он полагает, что сформулированный Галилеем атомизм, представленный в книге «Пробирщик», был действительной причиной осуждения Галилеем, поскольку это угрожало разрушением доктрины пресуществления. (Книга Грасси 1626 г. должна в этом случае принять совершенно иной смысл). При этих обстоятельствах суд 1633 должен рассматриваться как некоторый вид маневра, чтобы спасти Галилея от более опасного обвинения и окончательного осуждения как еретика. Если Редонди прав, история отречения Галилея и всех его отношений с Церковью должна быть переписана. Однако, Редонди нашел недостаточную поддержку среди профессиональных историков науки, и автор данной книги не стал опираться на его интерпретацию.
Отношения Галилея с Церковью, представленные автором этой книги, опираются на множество источников, но главным образом на работу Аннибала Фантоли «Галилей – за коперниканство и за Церковь». Это здравое и сбалансирвоанное исследование является одной из работ новой серии книг, представленных Ватиканом по изучению вопросов, связанных с Галилеем (Studi Galileiani). Хорошо подтверждаемая документами и трезвая книга Фантоли дает обзор того, что мы сегодня знаем о той печальной истории, которая имела место в период суда над Галилеем.
Наиболее противоречивой позицией во всем «деле Галилея» является меморандум кардинала Седжицци, содержащий знаменитые слова: «Nec quovis modo teneat, doceat aut defendat» (никоим образом не придерживаться, не учить и не защищать). До последнего времени утверждалось, что этот документ был подделкой, сделанной в 1632, возможно прямо по указанию Урбана VIII, чтобы обеспечить свидетельством виновности Галилея. Однако, остается мало сомнений в подлинности документа (см. Фантоли, с. 219-222). Детали того, что действительно произошло на встрече с Беллярмином и Седжицци 26 февраля 1616, которые привели к двум различным меморандумам, являются неясными. В данной работе автор следует версии, предложенной Фантоли. Книга окажется полезной всем, интересующимся жизнью, научной деятельностью Галилея, а также с наиболее противоречивыми вопросами, связанными с процессом над Галилеем.
СодержаниеПролог: путешествие в Рим 1
Сын музыканта 5
Одаренный молодой тосканец 8
К Риму и иезуитам 11
Геодезист ада 14
Сферы с башни 17
От Пизы до Падуи 20
Знамения в небе 23
Об обращении небесных тел 26
Лектор и инженер 29
Обязанности профессора 31
Рождение современной физики 33
Новая звезда в неизменном небе? 37
Приближение ко двору 39
Падение шаров на площадь 42
Римский стиль 44
Труба с большой перспективой 47
Новый мир 51
Спутники Юпитера 54
Иоганн Кеплер, императорский математик 58
Несколько знамений в небе 63
Дружба и власть 77
Спор об объектах, которые плавают в воде 80
Солнце, тебе говорю, остановись над Гаваоном! 84
Письмо Кастелли 88
«Как взойти на небеса, а не как движутся небеса» 92
Глупость и абсурд в философии, формально еретической 96
Молот еретиков 98
Смерти и знамения 103
Кометы служат предзнаменованием бедствия 107
Взвешивание чужих слов на золотой шкале 111
Удивительное стечение обстоятельств 116
Война и ересь 120
Борьба европейских сил и римские племянники 122
Старое и новое 125
«Благоприятный декрет» 130
Два мудрых человека – и третий 132
Комнаты инквизиции 139
Дипломатия во время чумы 144
Порядок сверху 149
«Более не придерживаться, не учить и не защищать это каким-либо образом» 161
Убежденный разумом 165
«Я, Галилео Галилей» 170
Вечность 177
Смерть и две новые науки 181
Встреча с бесконечностью 187
«Эта вселенная … не является большей чем пространство, которое я занимаю» 192
Эпилог 197
Постскриптум 203
Приложение 207
Ссылки 209
Источники 213
Индекс имен 219