28 января 2008 года первое пленарное заседание XVI Международных Рождественских образовательных чтений открылось трансляцией видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви сказал о важной роли воспитания и о тенденциях в современном образовании. Патриарх отметил, что начавшийся год объявлен Годом семьи. Напомнив о словах святителя Филарета митрополита Московского «Семья - корень древа государства», Святейший Патриарх подчеркнул: именно сегодня роль школы особенно высока, так как именно она должна развивать духовно-нравственные качества человека. Зло легко сеется в сердце, поэтому правильное воспитание жизненно необходимо. В заключение речи Святейший Патриарх пожелал участникам и гостям Чтений Божией помощи в трудах и успехов на ниве духовного просвещения.
Приветствие собравшимся Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева было зачитано председателем оргкомитета Чтений митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Перед собранием выступил Заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин, призвавший к тому, чтобы воспитание осуществлялось «в лучших традициях духовного образования».
В последовавшем затем выступлении Заместителя Председателя Государственной Думы Л.К. Слиски центральной мыслю стало, то что «дело религии - спасать, она спасает нас».
Большое впечатление на собравшихся произвело выступление митрополита Калужского и Боровского Климента. Продлившееся более получаса, оно неоднократно прерывалось аплодисментами. В своем докладе Управляющий делами Московской Патриархии говорил о важности наступившего года. Именно в Год семьи важно сохранить духовные ценности и институт семьи, не забывать роль материнства и отцовства. В речи звучала та мысль, что первоочередной задачей школы является воспитание человека. «Ребенок с детства должно ценить то, что он гражданин России», - сказал митрополит Климент. Для этого ребенок должен знать, кем созидалась культура его страны. «Школы должны стать центрами науки и воспитания», - отметил также иерарх.
Особенно важным, по мнению митрополита Климента, является нравственное воспитание, так как лишь оно позволит преодолеть духовную безграмотность и культурный нигилизм общества. Нельзя также пренебрегать патриотическим воспитанием. Митрополит Климент в ходе вступления обратился к Министру образования и науки Российской Федерации и к Президенту Российской академии образования, которая разрабатывает новую программу школьного образования, с просьбой о предоставлении возможности православным детям изучать свою родную культуру с 1 по 11 классы. Только в этом случае, заметил митрополит Климент, представляется возможным воспитать бережное отношение к культуре и Отечеству. Управляющий делами Московской Патриархии указал на невозможность создать учебник, рассказывающий одновременно о всех религиях, ведь у всех религий разные цели и культурные составляющие. Митрополит Климент подчеркнул: «нас, православных, такое предложение не устраивает», и указал на необходимость собственного православного курса. Важно, чтобы ребенок, живя среди других, оставался самим собой, православным. Митрополит Климент напомнил, что Министерство образования и науки поддержало идею проведения всероссийской олимпиады по Основам православной культуры.
В заключении своей речи митрополит Климент указал: нельзя обвинять Русскую Православную Церковь в разделении общества, так как Церковь всегда воспитывала патриотов. Школа, при этом, не может игнорировать ожидания родителей, большинство которых сегодня в России православные. «Родители сделали этот выбор самим фактом крещения ребенка», - подчеркнул митрополит Климент.
Следующим докладчиком стал Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. В своем выступлении он напомнил слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что духовная составляющая жизни общества столь важна, как политическая и экономическая стабильность. Министр указал на принятую недавно поправку в Законе об образовании, в которой подчеркивается, что главная задача воспитания - формирование духовно-нравственной личности. Центральную мысль доклада можно резюмировать в словах: «воспитание в рамках образования».
Перед перерывом участники Чтений почтили память новопреставленного Предстоятеля Элладской Церкви архиепископа Христодула и пропели ему «Вечную память».
После обеденного перерыва выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с докладом «Православные ценности как основа воспитания». Своей целью докладчик поставил выяснить значение вечных ценностей для современного образования в России и возможность влияния православного воспитания в современном обучении. Сегодня Православие определяющим образом влияет на нравственность наших соотечественников, веь «нынешний период современной России называют 2-м крещение», - отметил митрополит. Одним из лучших примеров для подражания в деле духовного образования и воспитания является подвиг новомучеников.
Обращаясь к практике Московской епархии, митрополит Ювеналий отметил, что взаимодействие епархии с школьными учреждениями стало сейчас нормой. Благодаря этому происходит «позитивное преобразование духовного облика школьника». Митрополит, зачитав отрывки из детских сочинений на духовные темы, подчеркнул, что подрастающее поколение не потеряно.
Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров также посвятил свое выступление вопросу о православных ценностях в воспитании подрастающего поколения. Н.Д. Никандров отметил, в частности, что сегодня России экономически растет и крепнет, политически развивается, однако смена системы ценностей неизбежно привела к тому, что в нравственной сфере возникли проблемы. Ценности, на которых должно строиться государство следует искать не в чем-то новом, но в истории Отечества, отметил докладчик, причем внешние законы и государственный строй сами по себе не могут создать духовной основы.
Следующим выступал игумен Иоанн (Экономцев), доклад которого содержал общие размышления о воспитании, его терминологии, задачах, необходимости и связи с культурой.
Затем выступил Ректор Российского государственного социального университета В.И. Жуков, который указал на 4 важнейших «профессии», являющиеся основой общества: врач, библиотекарь, военнослужащий и священник. Жуков подчеркнул, что «в каждом обществе есть ниши, заполняемые духовностью». В целом же доклад был посвящен роли и важности Российского государственного социального университета в судьбе современной России.
Глубокое и содержательное выступление профессора Московской консерватории В.В. Медушевского было посвящено важности и значению слова.
В начале доклада было проведено сравнение интенций культуры двух стран, России и Японии, на примере машиностроительного завода. Профессор высказал оригинальное мнение, что японцы, развивая экономику, поднялись до уровня христианского учения, сами того не понимая.
С сожалением В.В. Медушевский отметил, что дети перестали распознавать интонацию гнева, так как вокруг все проникнуто злом. В докладе звучала боль и разочарование за нынешнее состояние духовного развития России (в сравнении с той же Японией).
Слово взял затем епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, который поделился опытом работы своей епархии в деле духовного преподавания и воспитания. Говоря о возможности решения проблемы преподавания Основ православной культуры, епископ Феофан поведал собравшимся о том, как этот вопрос решается в Чечне. Ставропольский Преосвященный также рассказал о миссионерской работе в епархии. Особенно эффектно прозвучала история о двух родных братьях, пришедших креститься в тайне друг от друга с интервалом ровно неделю. Епископ Феофан также рассказал, как однажды крестил сразу 1200 человек. Выступление сопровождалось частыми рукоплесканиями и выкриками из зала с просьбой продолжить доклад.
Завершился первый день работы пленарного заседания выступлением доктора филологических наук Ю.Л. Воротникова на тему «Наука, Православие и распространение научных знаний». К сожалению, и особенно после яркого выступления Ставропольского архиерея, выступление было воспринято достаточно слабо.
С самыми положительными впечатлениями участники и гости Чтений разошлись после первого дня пленарного заседания конференции.