Об авторе:
Доктор Антье Джакелин является директором центра Зайгон по диалогу науки и религии (Zygon Center for Religion and Science). Она также является профессором богословия и «религии и науки» в Лютеранской богословской школе в Чикаго. Она получила образование на богословском факультете в Тюбингене, степень магистра богословия в университете Упсалы (1979) и степень доктора богословия в Лундском университете (1999). Др. Джакелин является членом совета Европейского общества по исследованию вопросов науки и богословия (ESSSAT). Она была региональным директором в Европе по курсу программ по науке и религии Центра богословия и естественных наук (CTSN) с 1999 по 2001 гг., является автором множества статей и книг.Целью этой книги является исследование концепций времени и вечности. Это исследование имеет дело с отношением между верой и знанием, между естествознанием и богословием. Существовали два различных подхода в рассмотрении этого предмета. С одной стороны, существует путь дискурса, в котором предположения и методы науки и богословия сравниваются друг с другом и таким образом вводятся в диалог, главным образом с помощью философии. С другой стороны, существует также возможность позволить науке и богословию войти в диалог по одной специфической теме.В этом исследовании автор избрала вторую альтернативу. Объектом данного исследования была избрана концепция времени. Вопрос о времени представляет собой неистощимую тему для исследований. Несмотря на отсутствие ясного и четкого определения времени, богословы и естествоиспытатели часто используют время так, будто такое определение существует как некая данность. Тем не менее, концепция времени, которую принимает человек в рамках своей профессиональной деятельности, может быть отличной от той концепции времени, которую он использует в других жизненных ситуациях. Вопрос времени является важным для богословия, поскольку концепция времени имеет следствия в отношении к целому спектру богословских вопросов. Богословы рассматривали концепцию времени многократно, но делали это, главным образом, с помощью языка метафизики. Это исследование имеет своим исходным пунктом другую перспективу.Стимулированное тезисом Поля Рикера о том, что разговор о времени должен вводиться посредством нарратива, исследование начинается с поиска «нарративного времени» в гл. 1 для того, чтобы подойти к богословской концепции времени. В этой главе автор предприняла количественный и качественный анализ немецких, английских и шведских богослужебных гимнов. Тексты гимнов исследуются в области того, что они говорят об отношении между Богом и временем, о вечности, о будущем, и об отношении людей ко времени.
Глава 2 начинается с рассмотрения концепции времени в Библии. Автор в данной главе бросает тень сомнения на различие между линейным и циклическим временем, утверждая, что данная схема является слишком упрощенной. Как утверждает автор, правильное понимание концепции времени должно быть определено в терминах отношений. Рассмотрение времени в терминах отношений приводит автора к отрицанию статической и дуалистической концепций времени, которые рассматривают понятия Бог и время, время и вечность как неизменно противоположные пары. С помощью трех различных моделей дифференциации отношения времени к вечности (количественной, онтологической и эсхатологической) Джакелин пытается выработать динамичную и реляционную концепцию времени. В рассмотрении богословских аспектов концепции времени она опирается на взгляды бл. Августина, Оскара Кульмана, К. Ранера и В. Панненберга. Эта динамически и реляционно оформленная концепция времени предполагает, по мнению автора, включение в себя Тринитарной концепции Бога. Сильные и слабые стороны связи между временем и Троицей автор рассматривает в диалоге со взглядами Далферта, Панненберга и К.Й. Кушеля.Вторая глава заканчивается анализом смерти в рамках перспективы богословия времени, которое ориентировано главным образом на богословие Эберхарда Юнгеля и Вернера Женронда и взгляды социолога Зигмунда Баумана. Анализ концентрируется главным образом на двух точках зрения: «увековечение времени и разрушение вечности», с одной стороны, и «нерелевантность вечности и смерть времени», с другой. Предварительные оценка описывает отношение времени и вечности посредством представления о вечности как «ином» времени. Это делается хотя и независимо, но, тем не менее, в согласии с мыслью Эммануэля Левинаса.После краткого ведения в проблематику диалога науки и богословия глава 3 касается рассмотрения физических теорий, которые имеют большое значение для понимания времени. Первой главной темой этой главы является концепция абсолютного времени, которая представлена в работах И. Ньютона и в переписке между Г.В. Лейбницем и С. Кларком – без сомнения, находившейся под влиянием богословия. Далее следует рассмотрение специальной и общей теорий относительности Эйнштейна, что приводит к дискуссии о независимости времени. После рассмотрения вопроса о том, какое представление о времени предполагается квантовой физикой, автор обсуждает роль языка в отношении к физической реальности, главным образом используя тексты В. Гейзенберга и Н. Бора. Затем, после краткого рассмотрения основных аспектов теории относительности и квантовой механики Джакелин обращается к космологическим перспективам, сингулярностям и черным дырам, пределам времени и пространства. Термодинамика и исследования в области теории хаоса также ставят новые вопросы относительно направленности времени. Может ли термодинамика доказать необратимость времени? Приводят ли исследования в области теории хаоса с необходимостью к крушению детерминизма в области естественных явлений, или, напротив, они приводят к новому триумфу детерминизма? Из критического рассмотрения физических теорий автором делается вывод о том, что подходящее понимание времени должно быть реляционным и многомерным. Адекватное понимание времени не ограничено анализом одних элементов, но скорее включает структуры и отношения, бытие и становление. Заключительная 4 глава суммирует различные аспекты богословия времени. Этот итог с одной стороны, находится в гармонии дискуссией, представленной в первых трех главах, а с другой стороны идет несколько дальше. Опираясь на исследования в области статики, динамики и реляционности концепции времени, автор вместе с партнерами по диалогу Дж. Полкинхорном и Т. Торрансом продолжает дискуссию о времени и Троице, которая была начата в 3 главе. Эсхатология, по мнению автора, является наиболее продуктивным ключом к реляционной концепции времени, и поэтому ей посвящена большая часть этой главы. Мысль автора движется от рассмотрения роли эсхатологии в богословии, через дискуссии о научных типах эсхатологии, представленных, например, в работах Ф.Типлера («Физика бессмертия») и Ф. Дайсона, и затем подходит к рассмотрению различных мод времени в свете эсхатологии. Автор акцентирует внимание на том, что реляционная теологическая концепция времени позволяет снять напряжение между уже свершившимся и еще не наставшим, которое является характерным для линейной хронологии. Нарратив, динамика, открытость и эсхатологически рассматриваемая реляционность являются, по мнению автора, главными аспектам богословия времени.Книга будет интересна всем, кто интересуется вопросами осмысления времени в контексте диалога науки и религии, а также современными богословскими подходами к решению проблемы соотношения времени и вечности.
Содержание
Предисловие к английскому изданию IX
Предисловие к немецкому изданию XI
Введение и герменевтический подход 1
1. Нет концепции времени без нарративного времени:Нарративное время в гимнах 11
Мотивация – почему гимны? 11
Материал 13
Методы 15
Количественный анализ 17
Качественный анализ 28
Итоги главы 55
2. Библейская и богословская концепции времени 61
О богословском понимании проблемы времени 62
Время в Библии 64
Время в богословской концептуализации 81
Предварительные результаты – вечность как отличная от времени 116
3. Время в формулировке научной теории 121
О диалоге между наукой и богословием 121
Концепция абсолютного времени 125
Концепция относительного времени 140
Время и квантовый мир 149
Космологические перспективы 159
Термодинамика и исследования хаоса 166
Выводы 172
4. Аспекты богословия времени 183
Более точные определения 183
Тринитарные модели времени 190
Эсхатология как ключ к реляционному пониманию времени 198
Возможность и необходимость богословия времени 222
Примечания 233
Библиография 315
Индекс 335