[Обзор книги:] Джордж Паттисон. Мышление о Боге в век технологии (George Pattison. Thinking about God in an Age of Technology. Oxford University Press, USA. 2005. 288 pp. ISBN-10: 0199279772)
Что привносит современная технически-насыщенная среда в мир богословия? Разве не по-иному мы начинаем воспринимать священное пространство текста, когда он превращается в бесконечный гипертекст на компьютере? Об этом и других вопросах рассуждает профессор богословия Джордж Паттисон в своей монографии "Мышление о Боге в век технологии".
Статья

[Обзор книги:] Джордж Паттисон. Мышление о Боге в век технологии. (George Pattison. Thinking about God in an Age of Technology. Oxford University Press, USA. 2005. 288 pp. ISBN-10: 0199279772)  

 Эта книга говорит о том, что современный кризис радикального богословия, от Джона Робинсона до деконструкции, связан с отказом богословия принять технологическую природу современного общества серьезно. В книге представлен обзор взглядов современных богословов, которые принимают технологию в рассмотрение, таких как Тейяр де Шарден и Жак Эллюль, хотя их оценки были главным образом негативными. За этим следует рассмотрение хайдеггеровской критики технологии, с акцентом на его понятии ‘заключения в скобки’ как центральном свойстве, и его взгляде, что технологические модели находятся в процессе колонизации традиционных научных форм мысли. Главы 4, 5 и 6 являются попытками сформулировать модель мышления о Боге, которая должна быть устойчивой к такой колонизации. Чтобы сделать акцент на таком мышлении, требуется свобода и терпение, а также утверждается, что язык, на котором они должны быть артикулированы, должен быть языком свободы и открытости. Однако, язык должен иметь видение. Видение, которое названо обратным взором, в котором мы рассматриваем самих себя со стороны. Возможность такого видения сохранена для верующих в действии литургического воспоминания. Главы 7, 8 и 9 говорят о возможных применениях этой модели в отношении этических вопросов, возникающих в области генной инженерии, жизни современного университета и мире искусства «в век технического воспроизводства». Заключительная глава ставит вопрос о том, как эта модель может быть соотнесена с традиционной христианской идеей Бога. Технология касается каждого аспекта современной жизни, но Джордж Паттисон утверждает, что мышление о Боге предлагает креативное контр-движение к доминанте технологической культуры. Следует обратить внимание, что это исследование не просто о том, что технология охватила все стороны человеческого существования. Технология не просто культурный факт, с которым мы должны считаться, она оказывает влияние на образ, которым мы пытаемся понять мир и самих себя. Когда говорят, что «У меня мой мир в наладоннике в моей руке, и я беру его с собой, куда бы я ни шел», - это не только утверждение о технологии, это утверждение о образе самого себя и идентичности личности, которая использует его: как изобретатели, пользователи и объекты технологии, мы не можем больше отбрасывать вопрос о технологии на периферию мышления, как если бы это было просто добавлением к области вопросов о науке… Место человека во вселенной более не является чем-то, что мы можем реалистично мыслить как некоторый вид факта, без всякого описания и оценки: он есть нечто, что мы сами конструируем и преобразуем с помощью технологии, которая не может больше рассматриваться как «просто» инструмент, действующий между нами самими и окружающей средой. … При постановке столь далеко идущих вопросов о природе самого человека и природе нашего познания мира и нас самих, технология стала областью предельной, и, таким образом, религиозной озабоченности: знать или не знать по образу, предлагаемому технологией, быть или не быть существом, которое технология делает из нас: это теперь реальные и неотложные вопросы. «Технология не лишает нас права думать нетехнологичным образом, даже думать о Боге. Паттисон не говорит о том, к чему, в конечном счете, приведет такое мышление. Наше мышление о Боге в технологическом контексте будет, в самом деле, мышлением «о», мышлением, которое вращается вокруг тайны Бога, и предлагает более широкий горизонт, чем представление о мире как складе товаров… Своевременная и трезвая книга». Джон Маккуайри. 

 Об авторе: Джордж Паттисон (MA BD PhD DD) является профессором богословия Оксфордского университета. Получил образование в Эдинбурогском и Даремском университетах, был деканом часовни Королевского колледжа в Кембридже (1991-2001) и профессором практического богословия университета в Аарусе (2002-2003). Областью исследовательских интересов д-ра Паттисона является богословие и современная европейская мысль. george.pattison@chch.ox.ac.uk

Содержание

Введение: вопрос технологии к теологии 1

Часть I: Вопрос 13    

1. Долгое прощай 15    

2. Теологии о технологии 37   

3. Хайдеггер и вопрос относительно технологии 66

Часть II: Ответ 95    

4. Мы свободны думать о Боге 97    

5. Выражение этого словами 125    

6. Видение тайны 147

Часть III: Контексты 171    

7. От мышления о Боге к действию в мире 173    

8. Киберуниверситет или университет? 194    

9. Религиозное искусство в век технологии 218                      

10. Заключение 240

Постскриптум: Город Бездомного 249

Библиография 263

Индекс 272

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9