Тезисы докладов по теме "Бедность и богатство", прочитанных на V Международной конференции "Молитва и духовность в ранней Церкви" (10 - 12 января 2008 г., Сидней, Австралия) (часть III)
Богослов.Ru продолжает публикацию очередной части тезисов докладов
конференции, посвященной вопросам бедности и богатства, которая
завершилась 12 января с.г. Начало смотреть здесь и здесь. Смотреть также полный текст доклада игумена Кирилла (Говоруна).
Статья
Джеффри
Д. Данн, Австралийский католический университет
Забота о бедных в Риме после побед Алариха
Когда в августе 410-го года Аларих, предводитель готов, захватил Рим, - в первый раз за 800 лет Рим был захвачен иностранной армией - шок от этого почувствовал весь средиземноморский мир. Это событие имело огромное экономическое и социальное влияние на Рим. Интересно, что наша информация об этом влиянии и о том, как христианская церковь ответила на него, исходит не от римского епископа этого времени, Иннокентия I, а из других источников: от блж. Августина, блж. Иеронима и церковных историков. Настоящая статья посвящена реконструкции положения бедных горожан в Риме после этой катастрофы.
Иен Элмер, Австралийский католический университет
Больше чем милость: сбор апостола Павла для Иерусалима и принцип взаимности
В этой статье рассматривается сбор пожертвований для Иерусалима апостолом Павлом и в особенности причины этого сбора, предпринятого несмотря двоякое отношение Павла к апостольской общине. Сбор пожертвований был важнейшей составляющей служения апостола Павла, тратившего на это большую часть времени и энергии в последние годы своей миссии. Решение доставить пожертвование в Иерусалим лично повышало для апостола Павла риск дальнейших конфликтов в выполнении этой задачи (Рим. 15, 31; ср. Деян. 21, 13). Почему сбор пожертвований был столь важен для него? Чем он руководствовался? Почему тратил столь много времени и энергии в последний период своей жизни, чтобы доставить пожертвования в Иерусалим? На эти вопросы различные ученые предлагали различные ответы. Большинство признает, что сбор пожертвований Павлом был более чем просто милостыней или утешением. Сбор имел символическую важность, по принципу взаимности. В статье обсуждаются три возможных объяснения: Павел рассматривал сбор пожертвований как 1) символический духовный долг язычников Иерусалимской церкви; 2) христианский эквивалент еврейской платы на храм; 3) как мирное приношение для устранения раскола между церквами из евреев и язычников.
Тиффани Хаммер, Австралийский католический университет
Богатые вдовы и женщины-апостолы: экономический и социальный статус женщины в раннем христианстве
Современники критиковали раннее христианство за то, что оно являлось религией для женщин и детей, то есть для тех, кто не был полноправным членом общества. По иронии истории эта критика только добавила христианству популярности. Богатые вдовы получили возможность иметь статус, соответствующий их богатству, становясь церковными лидерами, а не просто благодетелями. В этом контексте мы рассмотрим высокое положение женщины в роли лидера в послании апостола Павла к Римлянам, 16 гл. В мире, где женщины имели мало чести, эта глава поражает количеством упоминаний женщин, которых апостол Павел признает и хвалит как диаконис, благодетелей, церковных служителей, соработников, друзей и даже апостолов до него. Почему женщины занимают столь выдающееся место в послании к римлянам? Что можно сказать об экономическом и социальном статусе женщины в раннем римском христианстве на основе этих наблюдений?
Ким Харрис, Бенедиктинский орден, Йеппун
Кесарий Арльский и его взгляды на финансовую независимость монахинь
«Правила для монахинь» Кесария Арльского являются первыми монашескими правилами, написанными специально для монахинь. Они были составлены в первые десятилетия VI в. при участии первых двух игумений монастыря: Кесарии, сестры Кесария Арльского, и другой Кесарии - его племянницы. Хотя эти правила отражают традиционное монашеское богословие и обычаи, прежде всего Леринского монастыря, а также блаженного Августина, правила Кесария имеют и свои отличительные особенности, в частности строгое постоянное пребывание в монастыре. Другой характерной чертой монастыря св. Иоанна была финансовая независимость общины. На протяжении всего своего епископства Кесарий старался, несмотря на жесткую оппозицию церковных и гражданских властей, обеспечивать эту финансовую независимость. Статья исследует влияние, которое оказывал этот новый тип владения собственностью женщинами на монастырскую общину в рамках культуры того времени и в рамках реалий, описанных в «Правилах для монахинь».
Томас Хант, Университет Кардиффа
Гротескные образы богатства и бедности
Статья исследует приемы, с помощью которых Пруденций развертывает образы богатства и бедности в описании событий, приведших к аресту Лаврентия в «Книге о мученических венцах» (Liber Peristephanon 2); особое внимание уделено гротескным описаниям римских попрошаек. Эти описания сопоставляются затем с возражениями блж. Иеронима против украшения внешности (Послание 38, 3-4). В обоих случаях авторы противопоставляют отношения к богатству и бедности среди неверующих «правильному» пониманию истины, которого должны достичь христиане. Таким образом, историк получает возможность вскрыть диалектические отношения, которые находились в самой сердцевине христианства IV века, включая рождение-смерть в крещении и воплощение Бого-человека.
Наоки Камимура, Токийский университет (Tokyo Metropolitan University)
Появление бедности в ранних работах Августина
Иллюстрации, показывающие, как Августин говорит бедности (со времени своей молодости), могут быть взяты из Исповеди и других его ранних сочинений, написанных в период между 386 и 401 гг. Представляется, что Августин использует бедность как синоним смирения, хотя он не утверждает, что бедность гарантирует обладание этой добродетелью.
В то время как в своих ранних сочинениях Августин говорит о бедности и богатстве не только в буквальном, но также и в переносном смысле, он не приводит никаких примеров из социальной и экономической структуры христианского сообщества Гиппона в конце IV века. Насколько точно Августин обеспечил богословский базис, для которого поистине бедные определяются как те, кто обладает богатством в этой жизни? В статье исследуется, как в своих ранних работах Августин использует понятия богатства и бедности, чтобы представить богословский взгляд на совершенство человека, при котором человеческий разум может достичь видения Бога уже в этой жизни, как, например, достигли его Моисей, Павел и некоторые из апостолов.
Вивьен Кили, Парраматта
Любовь и ненависть к бедности: милостыня в ранней франкской церкви
Григорий Турский, главный источник по истории древней франкской Церкви, приветствовал новость об убийстве короля Хильпериха едким комментарием: «Он ненавидел бедных и все, что он поддерживал (all that he stood for)» (LH 6.36). Опираясь на «Историю франков», проповеди Кесария Арльского, деяния соборов франкской церкви, отмечая действия тех, кто соблюдал, и тех, кто отвергал учение этих источников, в статье показывается, что милостыня изменила отношение к попечительству в поздней Римской империи. Ценности социального порядка трансформировались самым существенным образом, при этом самоидентификация христиан поддерживалась социальными и духовными отличиями христиан от их позднеримских и раннефранкских соседей.
Юн Хай Ли (Eun Hye Lee), Пресвитерианский колледж и Богословская семинария, Сеул
Иоанн Златоуст, славный неудачник: бедный, богатый и подлинное христианское сообщество
Иоанн Златоуст, с 381 по 397 г. диакон и пресвитер в Антиохии, с 398 по 404 г. епископ в Константинополе, умер в изгнании в 407 г. Его попытки претворить в жизнь, в условиях институциональной церкви и государства, свои идеи относительно бедных, богатых и подлинного христианского сообщества привели его к мученической кончине. Его идеал оказался настолько высок, что большинство людей были не способны воспринять его, поскольку он был слишком далек от их понимания. Иоанна Златоуста называли славным неудачником. Для Златоуста забота о бедных была проявлением небесного гражданства и принадлежности к универсальному государству Христову, в котором все рассматривались как равные в крещении. Безусловным императивом было для него убеждать всех христиан подавать милостыню и заботиться о бедных. Он практически приравнивал этот идеал к монашеской жизни. Тогда как Златоуст старался на практике осуществить эгалитарные следствия своего идеала, возводя подачу милостыни скорее к управлению (богатством), чем к отношениям «господин - подчиненный», его идеал представляет критику не только институциональных аспектов империи, но также и церковного устройства. Он не хотел противопоставлять церковь государству. Скорее, он утверждал, что его идеал должен формировать и преобразовывать институциональные аспекты и церкви, и государства.
Вильям Лодер, Университет Мердока
Бедность и богатство в Новом Завете
Статья начинается с обсуждения темы бедности и богатства в Евангелии от Луки, при этом привлекаются как различные аспекты буквального смысла повествований, так и нравоучительные выводы евангелиста. Исходя из этого, в работе исследуется, насколько Лука опирается на предание и, в частности, на слова исторического Иисуса (насколько это может быть реконструировано с некоторой степенью уверенности). В статье обсуждается возможный диапазон смыслов «благой вести для бедных» и то, как надежда выражается в высказываниях и рассказах Иисуса. Затем рассматривается вопрос о том, что произошло с «благой вестью для бедных» дальше. Не воскресила ли она ложные надежды? Можно ли утверждать, что неудача в ее осуществлении породила различные виды духовности? Были ли они способами переосознания «благой вести для бедных», перенаправления (только) на «благую весть» или даже отвержения «бедных»? Что могла означать такая надежда в нееврейском контексте? В основании исследования находится вопрос о том, до какой степени христианские движения рассматривали себя и свою духовность как воплощение благой вести для бедных, а также вызов нашего времени: может ли церковь сегодня рассматривать себя и быть рассматриваемой как благая весть для бедных.
Забота о бедных в Риме после побед Алариха
Когда в августе 410-го года Аларих, предводитель готов, захватил Рим, - в первый раз за 800 лет Рим был захвачен иностранной армией - шок от этого почувствовал весь средиземноморский мир. Это событие имело огромное экономическое и социальное влияние на Рим. Интересно, что наша информация об этом влиянии и о том, как христианская церковь ответила на него, исходит не от римского епископа этого времени, Иннокентия I, а из других источников: от блж. Августина, блж. Иеронима и церковных историков. Настоящая статья посвящена реконструкции положения бедных горожан в Риме после этой катастрофы.
Иен Элмер, Австралийский католический университет
Больше чем милость: сбор апостола Павла для Иерусалима и принцип взаимности
В этой статье рассматривается сбор пожертвований для Иерусалима апостолом Павлом и в особенности причины этого сбора, предпринятого несмотря двоякое отношение Павла к апостольской общине. Сбор пожертвований был важнейшей составляющей служения апостола Павла, тратившего на это большую часть времени и энергии в последние годы своей миссии. Решение доставить пожертвование в Иерусалим лично повышало для апостола Павла риск дальнейших конфликтов в выполнении этой задачи (Рим. 15, 31; ср. Деян. 21, 13). Почему сбор пожертвований был столь важен для него? Чем он руководствовался? Почему тратил столь много времени и энергии в последний период своей жизни, чтобы доставить пожертвования в Иерусалим? На эти вопросы различные ученые предлагали различные ответы. Большинство признает, что сбор пожертвований Павлом был более чем просто милостыней или утешением. Сбор имел символическую важность, по принципу взаимности. В статье обсуждаются три возможных объяснения: Павел рассматривал сбор пожертвований как 1) символический духовный долг язычников Иерусалимской церкви; 2) христианский эквивалент еврейской платы на храм; 3) как мирное приношение для устранения раскола между церквами из евреев и язычников.
Тиффани Хаммер, Австралийский католический университет
Богатые вдовы и женщины-апостолы: экономический и социальный статус женщины в раннем христианстве
Современники критиковали раннее христианство за то, что оно являлось религией для женщин и детей, то есть для тех, кто не был полноправным членом общества. По иронии истории эта критика только добавила христианству популярности. Богатые вдовы получили возможность иметь статус, соответствующий их богатству, становясь церковными лидерами, а не просто благодетелями. В этом контексте мы рассмотрим высокое положение женщины в роли лидера в послании апостола Павла к Римлянам, 16 гл. В мире, где женщины имели мало чести, эта глава поражает количеством упоминаний женщин, которых апостол Павел признает и хвалит как диаконис, благодетелей, церковных служителей, соработников, друзей и даже апостолов до него. Почему женщины занимают столь выдающееся место в послании к римлянам? Что можно сказать об экономическом и социальном статусе женщины в раннем римском христианстве на основе этих наблюдений?
Ким Харрис, Бенедиктинский орден, Йеппун
Кесарий Арльский и его взгляды на финансовую независимость монахинь
«Правила для монахинь» Кесария Арльского являются первыми монашескими правилами, написанными специально для монахинь. Они были составлены в первые десятилетия VI в. при участии первых двух игумений монастыря: Кесарии, сестры Кесария Арльского, и другой Кесарии - его племянницы. Хотя эти правила отражают традиционное монашеское богословие и обычаи, прежде всего Леринского монастыря, а также блаженного Августина, правила Кесария имеют и свои отличительные особенности, в частности строгое постоянное пребывание в монастыре. Другой характерной чертой монастыря св. Иоанна была финансовая независимость общины. На протяжении всего своего епископства Кесарий старался, несмотря на жесткую оппозицию церковных и гражданских властей, обеспечивать эту финансовую независимость. Статья исследует влияние, которое оказывал этот новый тип владения собственностью женщинами на монастырскую общину в рамках культуры того времени и в рамках реалий, описанных в «Правилах для монахинь».
Томас Хант, Университет Кардиффа
Гротескные образы богатства и бедности
Статья исследует приемы, с помощью которых Пруденций развертывает образы богатства и бедности в описании событий, приведших к аресту Лаврентия в «Книге о мученических венцах» (Liber Peristephanon 2); особое внимание уделено гротескным описаниям римских попрошаек. Эти описания сопоставляются затем с возражениями блж. Иеронима против украшения внешности (Послание 38, 3-4). В обоих случаях авторы противопоставляют отношения к богатству и бедности среди неверующих «правильному» пониманию истины, которого должны достичь христиане. Таким образом, историк получает возможность вскрыть диалектические отношения, которые находились в самой сердцевине христианства IV века, включая рождение-смерть в крещении и воплощение Бого-человека.
Наоки Камимура, Токийский университет (Tokyo Metropolitan University)
Появление бедности в ранних работах Августина
Иллюстрации, показывающие, как Августин говорит бедности (со времени своей молодости), могут быть взяты из Исповеди и других его ранних сочинений, написанных в период между 386 и 401 гг. Представляется, что Августин использует бедность как синоним смирения, хотя он не утверждает, что бедность гарантирует обладание этой добродетелью.
В то время как в своих ранних сочинениях Августин говорит о бедности и богатстве не только в буквальном, но также и в переносном смысле, он не приводит никаких примеров из социальной и экономической структуры христианского сообщества Гиппона в конце IV века. Насколько точно Августин обеспечил богословский базис, для которого поистине бедные определяются как те, кто обладает богатством в этой жизни? В статье исследуется, как в своих ранних работах Августин использует понятия богатства и бедности, чтобы представить богословский взгляд на совершенство человека, при котором человеческий разум может достичь видения Бога уже в этой жизни, как, например, достигли его Моисей, Павел и некоторые из апостолов.
Вивьен Кили, Парраматта
Любовь и ненависть к бедности: милостыня в ранней франкской церкви
Григорий Турский, главный источник по истории древней франкской Церкви, приветствовал новость об убийстве короля Хильпериха едким комментарием: «Он ненавидел бедных и все, что он поддерживал (all that he stood for)» (LH 6.36). Опираясь на «Историю франков», проповеди Кесария Арльского, деяния соборов франкской церкви, отмечая действия тех, кто соблюдал, и тех, кто отвергал учение этих источников, в статье показывается, что милостыня изменила отношение к попечительству в поздней Римской империи. Ценности социального порядка трансформировались самым существенным образом, при этом самоидентификация христиан поддерживалась социальными и духовными отличиями христиан от их позднеримских и раннефранкских соседей.
Юн Хай Ли (Eun Hye Lee), Пресвитерианский колледж и Богословская семинария, Сеул
Иоанн Златоуст, славный неудачник: бедный, богатый и подлинное христианское сообщество
Иоанн Златоуст, с 381 по 397 г. диакон и пресвитер в Антиохии, с 398 по 404 г. епископ в Константинополе, умер в изгнании в 407 г. Его попытки претворить в жизнь, в условиях институциональной церкви и государства, свои идеи относительно бедных, богатых и подлинного христианского сообщества привели его к мученической кончине. Его идеал оказался настолько высок, что большинство людей были не способны воспринять его, поскольку он был слишком далек от их понимания. Иоанна Златоуста называли славным неудачником. Для Златоуста забота о бедных была проявлением небесного гражданства и принадлежности к универсальному государству Христову, в котором все рассматривались как равные в крещении. Безусловным императивом было для него убеждать всех христиан подавать милостыню и заботиться о бедных. Он практически приравнивал этот идеал к монашеской жизни. Тогда как Златоуст старался на практике осуществить эгалитарные следствия своего идеала, возводя подачу милостыни скорее к управлению (богатством), чем к отношениям «господин - подчиненный», его идеал представляет критику не только институциональных аспектов империи, но также и церковного устройства. Он не хотел противопоставлять церковь государству. Скорее, он утверждал, что его идеал должен формировать и преобразовывать институциональные аспекты и церкви, и государства.
Вильям Лодер, Университет Мердока
Бедность и богатство в Новом Завете
Статья начинается с обсуждения темы бедности и богатства в Евангелии от Луки, при этом привлекаются как различные аспекты буквального смысла повествований, так и нравоучительные выводы евангелиста. Исходя из этого, в работе исследуется, насколько Лука опирается на предание и, в частности, на слова исторического Иисуса (насколько это может быть реконструировано с некоторой степенью уверенности). В статье обсуждается возможный диапазон смыслов «благой вести для бедных» и то, как надежда выражается в высказываниях и рассказах Иисуса. Затем рассматривается вопрос о том, что произошло с «благой вестью для бедных» дальше. Не воскресила ли она ложные надежды? Можно ли утверждать, что неудача в ее осуществлении породила различные виды духовности? Были ли они способами переосознания «благой вести для бедных», перенаправления (только) на «благую весть» или даже отвержения «бедных»? Что могла означать такая надежда в нееврейском контексте? В основании исследования находится вопрос о том, до какой степени христианские движения рассматривали себя и свою духовность как воплощение благой вести для бедных, а также вызов нашего времени: может ли церковь сегодня рассматривать себя и быть рассматриваемой как благая весть для бедных.
Комментарии ():
Написать комментарий: