Иоанн Креститель или Предтеча – святой, стоящий между двумя Заветами, – является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, – как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, – величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый»[1] . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы.
В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде»[2].
В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником»[3], а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом»[4].
1. Св. пророки Иоанн и Илия
Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать»[5]. «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», – призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий[6]. Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти»[7]. Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии»[8]. И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами[9].
2. Родоначальник монашества
Впоследствии в византийской письменности Иоанн стал классическим образцом монашества, он вошел в историю монашества как его учредитель. У cвт. Германа Константинопольского (VII–VIII в.) находим: «Монашеская схима осуществляется по подражанию пустынножителя и крестителя Иоанна, ибо было одеяние его из влас верблюда и пояс кожаный на чреслах его. Затем и по причине нрава, отличавшегося плачем, понуростью, опущенным взором, трудолюбием, кротостью и смирением, и принадлежавшего тем, кто избрал уединенное житие. Ибо все плачущие облекаются в черное, уповая получить белое и божественное одеяние славы и утешения во Христе Иисусе Господе нашем»[10].
3. Учитель покаяния.
В июльской службе святому поется, что «благодать предуказала тебя преуготовителем покаяния – того, кто из чрева предвозвестил Бога нашего»[11].
С самой глубочайшей древности проповедь покаяния Иоанна Предтечи считалась даже среди нехристиан не просто призывом, но пророческим обращением, школой святости, требованием к чистоте души и тела, обретаемым для того, чтобы принять и исполнить пророческое слово. По свидетельству Иосифа Флавия пророк призывал приступать к крещению, приступать, безусловно, в чистоте тела и правде души[12].
Пророческие слова пророка Исаии о проповеди Предтечи понимаются как обращенные к человеческой душе – «глас вопиющего в пустыне, уготовайте путь Господень, прямыми творите стези Его». По толкованию Прокла Константинопольского: путь и стези – это человеческое сердце, которое должно быть чистым и приготовленным к сеянию Божественного слова, которое должно принести 30-кратный, 60-кратный и 100-кратный плод[13].
А по учению свт. Григория Паламы проповедь Иоанна Предтечи состоит из нескольких этапов. Для достижения покаяния необходимо сначала услышать и принять проповедь о Боге, познать Бога через «признание». Крещение – это уже не просто «признание», но «обещание» Богу «возвращения и богоугодных дел». «Посему Христа Предтеча и креститель не только приводил к признанию Христа, но и проповедовал покаяние и требовал плоды покаяния, справедливость, милость»[14] и пр.
В Лествице cо ссылкой на проповедь Иоанна говорится о покаянии с необходимостью исповедания перед крещением. Это исповедание нужно самим крещающимся ради спасения[15].
При этом Иоанн Предтеча, будучи святым человеком, сам оказывается предтечей всей дальнейшей исповедальной практики в самом идеальном виде, когда грешный человек совершает подлинное раскаяние перед святым духовником[16].
4. Образец воздержания и смирения
Святой Иоанн Предтеча не только проповедовал о покаянии. Его проповедь была предельно убедительна в силу удивительного совпадения слова и дела, подлинного призыва ко спасению и несомненной самоотверженности собственного примера. Живя в пустыне, он отличался всеми добродетелями, свойственными впоследствии лучшим представителям монашества: абсолютным нестяжанием, постом, постоянным пребыванием в молитве и пр. Св. Василий Великий пишет в своем сочинении «О посте»: «Жизнь Иоанна была постом. Он не имел ни ложа, ни трапезы, ни пахотной земли, ни пашущего быка, ни зерна, ни печи, ни иного чего требующегося для жизни. Посему больший в рожденных женами не восстал чем Иоанн Креститель».
Любое слово Иоанна Предтечи, произнесенное в Евангелии, воспроизводится впоследствии в святоотеческой письменности как аскетический призыв. Так, его отношение к Спасителю и самоумаление перед Ним оказываются примером глубочайшего смирения. «Если сие сотворим также и мы по святому крестителю Иоанну, непрестанно радуясь славе Господа, да начнем говорить: “Ему подобает возвышаться, нам же умаляться” (Ср.: Ин. 3:30)»[17]. Данные слова, приведенные в сотницах св. Диадоха Фотикийского, могут приобрести смысл непрестанной молитвы. Наиболее классическая формула ее (встречающаяся впервые в том же памятнике) тоже впоследствии приобрела целый ряд самоуничижительных вариантов (помилуй мя грешного).
Тема смирения еще более детально раскрывается в 211 вопросоответе прп. Варсануфия и Иоанна, когда сам ответ на вопрос о том, «как начать безмолвие», начинается с призыва ко смирению. «Ответ Иоанна. Иоанн Креститель сказал Господу нашему Христу Богу: “Я нужду имею креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?” Однако хорошо сотворила твоя любовь, воспитующая нас через смирение, дабы хотя бы таким образом мы устыдились и назвали свои страсти. “Без всякого же прекословия меньшее благословляется большим…”»
5. Великий в малом или Больший в меньшем
Однако самые труднообъяснимые слова, которые, быть может, имели наибольший спектр значений, это знаменитое евангельское извещение о том, что «меньший в Царствии Небесном больше Иоанна» (Мф. 11, 11). Эти удивительные слова, прямо подчеркивающие исключительное смирение пророка (так и толковал это место Дидим Слепец, который отметил: «Бог заботится о большем не более чем о меньшем»[18]), являются самыми многозначными изо всех иоанновых мест Священного Писания в христианской экзегетике.
Данные слова имели в дальнейшем целый ряд толкований:
1) Они подчеркивают величие христианского крещения, которого был предтечей, но которого не имел Иоанн (св. Кирилл Александрийский)[19].
2) Меньший – это тот, кто удостоился благодати, которую было невозможно получить во времена закона[20].
3) В смысле того, что даже малое время (= вечность) в обителях Божиих лучше человеческого совершенства[21]. Подобно рассуждает и свт. Кирилл Александрийский, который как бы подводит итог своим размышлениям следующими словами: «Итак, значит больший всякого рожденного от жены тот, кто почтен возрождением Духа»[22]. Однако далее сам он признает, что Иоанн вполне обладал этим даром, так как иначе он не стал бы крестителем Господа[23]. И у прп. Максима Исповедника одним из вариантов ответа оказывается тот, когда будущее знание становится больше здешнего[24].
4) Меньший – это апостол Иоанн: «Он говорил об апостоле Иоанне, годами меньшем Предтечи, а достоинством посланничества большим»[25] (Дидим Слепец). А в Макариевском корпусе под меньшими подразумеваются вообще все апостолы[26].
5) Наконец, нравственно-аскетическое толкование, согласно которому меньший – последний и всем слуга. Однако смирение и самоумаление и оказываются залогом исключительного величия, как, например, в случае апостола Павла, который, с одной стороны, в силу особенностей своего апостольского служения был меньше не только Иоанна Предтечи, но и всех святых, а с другой, стал первоверховным апостолом[27].
6) А еще по толкованию некоторых «Меньший» – это Христос (по свидетельству свт. Фотия в Амфилохиях)[28]. Хотя свт. Фотий не назвал конкретного автора такого толкования, однако не сложно установить, что одно из первых толкований такого типа принадлежит Оригену[29]. Cвт. Епифаний Кипрский в «Панарионе» дает значительно более пространное объяснение, согласно которому Христос меньший – именно как младший по времени рождения, как родившийся через 6 месяцев после Иоанна[30], – а свт. Иоанн Златоуст достаточно постепенно подводит слушателя толкования на евангелие от Матфея к мысли о том, что меньший – это Христос, Который при этом никогда не сравнивается с Иоанном, а если и сравнивается, то только в целях домостроительства Спасения[31]. Пс.-Кесарий предлагает значительно более детальное догматическое толкование: «меньший как смертный зримый (имеется в виду человеческая природа Иисуса Христа. – Иг. Д.), больший как умопостигаемый Бог Христос».
Итак, несомненно, со временем в церковном сознании и в иконописных деисисах св. Иоанн Предтеча занимает второе место после Христа. Это же находит определенное подтверждение и в церковной письменности, где он оказывается предтечей Спасителя не только в земной жизни, но и во аде[32], что еще более уподобляет его Христу.
Таким образом, образ Иоанна Предтечи трактовался в церковном предании исторически и типологически. Исторически он был предтечей Спасителя, неполноценным христианином, неравным апостолам, прежде всего тем, что они в отличие от него пережили таинственную Пятидесятницу. Однако в то же самое время он сам оказывается создателем квинтэссенции христианства – монашеской традиции. Он же, как креститель Христа, был величайшим святым, достигшим при жизни максимальной чистоты и святости. Кажущееся здесь противоречие разрешается многогранностью подходов, основная задача которых, не исключая исторической и догматической точности, предоставить глубочайшее назидание и начертать путь христианской жизни, важный не только для монахов, но и для рядовых христиан, стремящихся к христианскому совершенству[33].
[1] Кирилл Иерусалимский , свт. Поучение 10, 19.
[2] Апокрифическое «Евангелие Никодима» 18, 3.
[3] Дамаскин Студит, митр. Сокровищница.
[4] Иоанн Дамаскин , прп . Изложение веры 88:64.
[5] Евстратий, пресв . Житие Евтихия, патриарха Константинопольского.
[6] Григорий Богослов , свт . Послание 99, 1.
[7] Григорий Нисский, свт. Толкование на Екклезиаст 3, 26.
[8] Свт. Григорий Нисский. На день светов (Vol. 9. P. 237. TLG 2017/14).
[9] Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис 2, 6, 2,28b-29.
[10] Герман Константинопольский, свт. Тайная история Вселенской Церкви 19.
[11] Analecta Hymnica Graeca, Canones Junii. (Varia) День 24, канон 16.2 песнь 3.
[12] Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 117.
[14] Григорий Палама, свт. Гомилия 60, 2.
[15] Иоанн Лествичник, прп.Лествица 4, 709.
[16] Василий Великий. Пространные правила. PG 31, 1283-1285.
[17] Диадох Фотикийский , св . Сто глав о духовном совершенстве 12.
[19] Кирилл Александрийский, свт. Комментарии на Матфея (в катенах) Фрагмент 137.
[20] Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309.
[21] Дидим Слепец. Фрагменты на Псалмы. Фрагмент 848.
[22] Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице PG 75, 16 Μείζων οὖν ἄρα παντὸς γεννητοῦ γυναικὸς ὁ τῇ τοῦ Πνεύματος ἀναγεννήσει τετιμημένος.
[23] Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице. PG 75, 16.
[24] Максим Исповедник , прп . Вопросы и затруднения 36.
[25] Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.]. PG 39, 885. Cр.: Иоанн Златоуст, свт. На Иоанна Богослова [Sp.]. PG 59, 611-612 ὥσπερ οὗτος ὁ μακάριος ἀπόστολος ὁ μικρότερος Ἰωάννης, καὶ μείζων τοῦ μεγάλου ἁγίου Ἰωάννου; Пс.-Кесарий. Вопросоответы 197.
[26] Макариевский корпус. Духовные гомилии 50 (собрание H). 28.
[27] Иоанн Златоуст , свт . На святого апостола Павла (отрывок) P. 428.
[28] Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309.
[29] Ориген. Схолии на Матфея. PG 17, 293.
[30] Епифаний Кипрский, свт . Панарион (Vol. 1. P. 284. TLG 2021/2).
[31] Иоанн Златоуст , свт . Гомилии на Матфея. PG 57, 421.
[32] Анастасий Синаит вопрос Спасителю, заданный Иоанном Крестителем из темницы через посредство двух вопрошающих: «Ты ли грядый?», понимает в смысле предведения схождения Христа во ад, где сам Иоанн оказался еще раньше – после усечения главы по приказу Ирода (Анастасий Синаит, свт. Слово 3 об устроении человека по образу Божию (против монофелитов) 5:40-45).
[33] Доклад написан на основе просмотра ок. 30 мест с экзегезой Мф. 11, 11 (ὁ δὲ μικρότερος ἐν τῇ βασιλείᾳ τῶν οὐρανῶν μείζων αὐτοῦ ἐστιν).