1. Вселенская Церковь состоит из отдельных Поместных Церквей. Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову Апостола Павла, во Христе "нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного" (Кол. 3, 11). Попытки поставить в качестве принципа церковной организации не территориальный, а этнический или языковой фактор, неоднократно предпринимавшиеся в истории, канонически неправомерны и всегда вызывали серьезные осложнения и нестроения. Константинопольский Собор 1872 года осудил этнофилетизм как посягательство на канонический церковный строй.
В своем территориальном размежевании Поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Косвенным обоснованием этого принципа является 38-е правило Трулльского Собора: "Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел".
Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции все же допускает ряд исключений. К ним принято относить подворья, православную диаспору, а также ставропигиальные структуры.
В истории также имел место один уникальный случай отступления от территориального принципа. В VII веке Кипрская Православная Церковь, спасаясь от арабского нашествия, вынуждена была почти в полном составе переселиться на территорию Константинопольского Патриархата в Геллеспонт. При этом она и в Геллеспонте (то есть на территории другой Поместной Церкви) сохранила свой автокефальный (полностью независимый) статус.
В настоящее время Русская Православная Церковь признает существование 15 автокефальных Поместных Церквей и четырех автономных. Однако поскольку среди Поместных Церквей нет единого мнения о порядке дарования автокефалии и автономии, Константинопольский Патриархат и ряд других Поместных Церквей признают лишь 14 автокефальных Церквей и три автономных. Поэтому диптихи, принятые в разных Поместных Церквах, отличаются друг от друга.
2. История Поместных Православных Церквей - учебная дисциплина, выделившаяся из общей церковной истории и изучающая историю и современное состояние автокефальных и автономных Православных Церквей. Как самостоятельная дисциплина она начала формироваться во второй половине XIX века. Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в курсе общей церковной истории традиционно изучалась история лишь древних Патриархатов, а появившиеся гораздо позже Славянские Церкви оказывались вне ее исследовательского поля. Во-вторых, в результате национально-освободительного движения на Балканах в XIX веке целый ряд Поместных Церквей (Элладская, Сербская, Болгарская, Румынская) приобрели или восстановили независимый статус. Все это требовало специального изучения и осмысления. Первым русскоязычным исследованием, в систематическом порядке излагавшим историю негреческих Православных Церквей, стала книга профессора МДА Е. Е. Голубинского «Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской», увидевшая свет в 1871 году. С 1885 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии была создана специальная кафедра истории Славянских Церквей (с включением Румынской). По уставу Духовных Академий 1910 года такие кафедры были открыты во всех отечественных Академиях. История Славянских Церквей и Румынской не являлась общеобязательной дисциплиной, а относилась к предметам, изучающимся по выбору студентов.
После второй мировой войны в возрожденных духовных школах этот предмет получил свое современное название (история Поместных Православных Церквей). В этот учебный курс традиционно включаются все автокефальные и автономные Церкви за исключением четырех древних Патриархатов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского) и Русской Православной Церкви. Таким образом, сегодня курс истории Поместных Православных Церквей включает в себя сведения об истории и современном положении десяти автокефальных и четырех автономных Церквей. Однако в последние годы в ряде отечественных духовных школ наметилась тенденция включения в этот курс и сведений о древних Патриархатах, что делает актуальным вопрос о более четком разграничении общей церковной истории и истории Поместных Православных Церквей.