Святая праведная «пророчица Анна, дочь Фануилова» впервые в источниках (и единственный раз в Новом Завете) упоминается Лк 2:36-38. Собственно эпизод с ней является заключительным в повествовании о зачатии и рождении Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, которое (повествование) обнимает первые две главы Евангелия от Луки. Посему для всестороннего понимания роли и значения образа святой Анны не лишним будет сказать в начале несколько слов о композиции и содержании этой первой части двухтомника Луки (то есть Лу 1-2)[1] и о некоторых особенностях сочинения евангелиста в целом.
Как указывают многие исследователи Евангелия от Луки-Деяний апостолов (далее Лу-Деян), это произведение раннехристианской литературы представляет собой не только историко-биграфическое сочинение (пусть даже в специфически античном смысле) [2], но и искусно написанное художественное полотно, пронизанное с начала до конца богословскими смыслами[3]. Кроме того очень многие фрагменты и сцены и, в частности, повествование о рождении Иоанна и Иисуса, «носят мидрашистский характер», то есть «Лука описывает сцены Благовещения, Рождества и Сретения, пользуясь формулами, фразами и отдельными словами Ветхого Завета (где встречается немало аналогичных эпизодов), желая в особенности продемонстрировать осуществление в Новом Завете ветхозаветных пророчеств»[4], предчувствий и ожиданий.
Так, к примеру, в рассказе о явлении Захарии в Иерусалимском Храме архангела Гавриила, предсказания небесного вестника содержит в себе множество аллюзий, а подчас и прямые фразеологические заимствования из книг Числа, Судей, Первой книги Царств, и особенно из Книги пророка Малахии[5]. Тоже касается и нескольких гимнов, помещенных в Лк 1-2, которые насыщены образностью и выражениями из различных текстов Ветхого Завета.
Хотя при этом примечательно, что в отличие от Мф 1-2 (является несколько отличной от Лк 1-2 версией повествования о зачатии и рождении Христа) у Луки практически не приводится прямых цитат из Ветхого Завета[6], что, скорее всего, было обусловлено по преимуществу нееврейской аудиторией евангелиста.
Что касается святой Анны, появляющейся в самом конце рассказа о «представлении» новорожденного Младенца в Храм, то ее образ, по мнению многих эгзегетов, мог сопоставляться подспудно с такими знаменитыми персонажами священной истории Израиля, как пророчица Мариам, сестра Моисея и Аарона[7], как пророчица и предводительница израильского народа в борьбе с врагами Девора (Суд 4:4), или пророчица Олдама из 4 Цар 22:24 (кстати сказать, Анна это женщина, которая у Луки вместе с дочерьми апостола Филиппа, только и называется «пророчицей», хотя пророчествуют у него и Мария, и Елизавета)
Другое дело, что образы этих великих женщин Ветхого Завета и их деяния переосмысляются Лукой в эпизоде, где описывается Анна. Последняя предстает уже ни как воинственная предводительница притесняемого враждебными силами народа, ни экстатическая провидица, призывающая отмщение на врагов и славящая Бога за их погибель, а как смиренная представительница благочестивых евреев из низших слоев общества, ожидающих обещанных Господом времен прихода Мессии. Такой контраст особенно бросается в глаза, если иметь в виду наиболее близкую (предполагаемую) параллель между пророчицей Анной и Иудифью, героиней одноименной библейской книги, коварно совершившей убийство ради спасения своего народа[8]. В целом же и в общем, в образе Анны и в описании людей, близких ей по духу, подчеркивается, что Спаситель рождается и возрастает в среде хотя и бедных и незнатных, но праведных людей, лучших представителей Израиля, которые хранят верность заповедям и надежду на обетования Бога, и в ответ на это становятся первыми свидетелями и провозвестниками наступления мессианских времен. Кроме того, Анна и подобные ей люди, живущие жаждой обещанного Божия спасения, становятся тем связующим звеном, благодаря которому обеспечивается и сохраняется преемственность новозаветной Церкви Христовой ветхозаветного избранного народа[9]. Описание образа Анны, по мнению ряда исследователей, встраивается в богословскую концепцию Евангелия от Луки, в котором в отличии от остальных Евангелий женщинам уделяется больше внимание, подчеркивается их бóльшая чуткость и преданность Божией воле по сравнению с мужчинами[10]. Лука подчеркивает, что именно женщины, и в их числе пророчица Анна, проявляют особенно сильные чувства, когда приходит их избавитель (по контрасту с тем же праведным Симеоном, сосредоченного больше на покое, который наконец-то он сможет обрести после того, как стал свидетелем рождения Мессии и Спасителя Израиля и всего мира).
[1] Под «двухтомником» имеется в виду двухсоставное сочинение евангелиста - Евангелие и Деяния.
[2] О следовании Луки, как и других евангеоистов, биографическим и историческим античной и древнееврейской литературы см. в: Д. Ауни. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 29-41, 61-65 и др.
[3] «Лука заново прочитывает жизнь Христа через призму выработанной святым Павлом и им самим теологии» (Б. Антонини. Эгзегезис книг Нового Завета. М., 1995. С. 31); о богословской редакции у Луки также см. Ауни. Новый Завет и его литературное окружение, с. 130-137.
[4] Б. Антонини. Эгзегезис книг Нового Завета, с. 34.
[5] Подробный анализ заимствований и аллюзий см. в: J. Nolland. Luke 1:1-9:20. Dallas, Texas, 1998. P. 13-81. (WBC, Vol. 35a).
[6] Кроме Лк 2:23-24 (цитата из Лев 12:3, 6, где содержится предписание необходимости принесения заместительной жертвы по случаю рождения ребенка мужского пола) в первых двух главах евангелия.
[7] U. Lattanzi. Anna // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 1. Roma, 1963. Col. 1296.
[8] Как и героини книги «Иудифь» Анне могло быть, при определенном понимании текста, быть тоже 105 лет; также как и Иудифь она не вышла замуж во второй раз (см. Иф 16:23).
[9] Р. Э. Браун. Введение в Новый Завет, в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. C. 227-228.
[10] B. Witherington. The Birth of Jesus // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 63