Самым древним свидетельством о существовании и почитании святого мученика Адриана, пострадавшего вместе с 23 христианами в Никомедии нужно, судя по всему, признать показания Мартиролога Псевдо-Иеронима (основная часть которого была составлена в период со 2-ой половины V века - приблизительно, по VII век[1]; к упомянутой части относится и чествование памяти святого Адриана со сподвижниками). В Мартирологе, правда, память мучеников значится, не 26 августа[2], а 4 марта[3]. В этот день, скорее всего, была освящена церковь в честь святых в Риме. Год этого события установить не представляется возможным; согласно преданию сохраненному в Liber Pantificalis[4], это освящение произошло при папе Гонории I (625-638 годы управления римской кафедрой). Оно могло быть связано с принесением частиц мощей Адриана и с ним пострадавших за Христа; хотя не исключено, что в Рим мощи были тогда принесены целиком. Однако подробнее о возможных поводах для установления тех или иных дат, относящихся к Адриану будет еще сказано ниже, сейчас же стоит сказать об одной интересной особенности чествования Адриана на Западе, как это чествование отражено в самых ранних источниках. Как можно заметить из Псевдо-Иеронимова Мартиролога, а также из ряда других западных мартирологов[5], в них литургическая память Адриана обозначена без упоминания Наталии. И только с IX века в Малом Римском Мартирологе (VIII-XI века), в Мартирологе Адона Вьенского (2 половина IX века)[6] и в других более поздних[7] появляется память святой Наталии; при этом память ее стоит чаще всего стоит 1 декабря, и только в Малом Римском Мартирологе выпадает на тот же день, что и память Адриана (скорее всего, это произошло под влиянием греческих календарей и литургической практики). Эта особенность раздельного празднования возникла, вероятно, по той простой причине, что кончина Наталии в отличие от Адриана была ненасильственной, то есть в собственно смысле не мученической; также из жития Адриана и Наталии, которое в сокращенном виде приводится в том же Мартирологе Адона, видно, что Наталия умерла в другое время (скорее всего даже в другой день) несколько позже Адриана. Кроме того, не исключено, что перенесение мощей Адриана и сним пострадавших в Рим, которое состоялось где-то в конце VI-VII веках, не включало в себя перенесение мощей святой Наталии. В Византии же, напротив, чествование Адриана и других, воспоминаемых сегодня мучеников, включало воспоминание и подвига Наталии, которая, согласно Житию, очень много заботилась и поддерживала своего супруга и его сподвижников во время пребывания последних в тюремном заключении. Их мощи, скорее всего, находились в храме, построенном в честь святых Адрианы и Наталии в одном из предместий Константинополя - Аргирополе[8].
Что касается другой даты празднования памяти мученика Адриана с другими 23-мя собратьями по вере - 8 сентября, которая появляется в Мартирологах, начиная с VIII века, то она могла быть приурочена к принесению не части (или частей) мощей святых (как могло быть совершено раннее), а всех их священных останков из Византии. Такое могло произойти в связи с гонениями на иконопочитателей в Византии, в раках которых помимо икон подвергались надругательству и уничтожению и мощи почитаемых святых. Также можно предположить, что празднование 8 сентября в отличие от 4 марта (древнейшего, как указывалось выше) могло быть установлено по случаю нового освещения церкви, построенной в честь святых на Римском форуме[9].
Некоторыми исследователями была высказана мысль о древности житийного повествования о святых Адриана и Наталии (не позднее VI века)[10], и указывалось на наименование предместья Константинополя «Аргирополь», которое появилось не позднее V века. Кроме того, в конце повествования говорится о перенесении мощей святого Адриана в Рим, что произошло, по мнению преосвященного Сергия, не позже VI века. Однако все это, максимум, может говорить лишь о нижней временной границе составления Мученичества, а никак не о верхней. Хотя учитывая практически полное отсутствие в житийном повествовании о святых Адриане и Наталии чудесного элемента (за исключением рассказа о спасении от огня и перенесении из Никомедии в Византий мощей мучеников - но это рассказ явно более позднего происхождения, чем самое раннее повествование о мученичестве Адриана со сподвижниками), очень естественно предположить, что они восходят в основной своей части к мученически актам IV века.
[1] См. А. Ткаченко. Дюшен Луи // Православная энциклопедия, т. 16. - М., 2007. - Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.pravenc.ru/text/180839.html
[2] Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.
[3] Nicomedia Adriani cum aliis numero XXIII (лат.), что можно перевести: «В Никомедии [мученически скончались] Адриан еще с 23 [христианами]» (выдержка из Мартиролога приводится по критическому изданию: Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931. P. 127).
[4] Букв. «Книга о папах» (лат.) - свод жизнеописаний Римских епископов, начиная с апостола Петра; начинает формироваться с середины VI века. Сохранившаяся версия относится к концу IX века, дополнена в XII веке.
[5] См. Мартиролог Беды (VIII век; Beda Venerabilis. Martyrologium. Mensis September // PL 94. Col. 1037), Мартиролог Рабана Мавра (IX век; Rabanus Maurus. Martyrologium. Mensis Martius // PL 110. Col. 1131).
[6] Vetus Romanum Martyrologium. Mensis September // PL 123. Col. 167-168; Ado Viennensis. Martyrologium September // PL 123. Col.
[7] Мартиролог Узуарда, Римский Мартиролог (см. указания в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 258).
[8] «В священнейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргирополя», как говорится в Синаксаре Константинопольской церкви X века и где совершалось богослужение в память о них (Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Augustus // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 926; также см. J. Mateos. Le typicon de la Grande Eglise. Roma, 1962. Vol. 1. P. 384-385).
[9] См. F. Caraffa. Adriano // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 1. Roma, 1963. Col. 269.
[10] Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. . М., 1997. С. 340; также см. статью, посвященную святым в «Православной энциклопедии».