Что для вас значит духовность? Исследование Фетцеровского института
В сентябре Фетцеровский институт представил объемный доклад «Что для вас значит духовность? Исследование духовности в Соединенных Штатах», ставший итогом двух лет работы группы экспертов и нескольких научных центров. Доклад отвечает на ряд исключительно важных вопросов, касающихся духовной жизни американцев и влияния духовности на их участие в общественной жизни, и демонстрирует фундаментальное значение духовности для процветания современного общества.
Статья

Поскольку Фетцеровский институт мало известен российской аудитории, стоит сказать, что это одна из самых заметных структур, занимающаяся продвижением духовно-ориентированной социальной повестки в Соединенных Штатах, с которой сотрудничают лучшие ученые и публичные интеллектуалы страны. Рассматриваемый доклад и стоящая за ним работа во всех отношениях — от организации исследования до верстки, инфографики и подачи материала — это образец того, как можно убедительно говорить о роли духовности со светской аудиторией.

Само исследование составлено на материалах, полученных от шестнадцати фокус-групп, двадцати шести углубленных интервью и общенационального опроса, включающего 3 609 респондентов. Ученые использовали смешанную методологию, совмещающую качественные (обеспечивающие «глубину» материала) и количественные (дающие возможность широкого охвата) методы. Поскольку исследование охватывало не только христиан и теистов, в докладе используется нейтральная терминология, например «высшая сила», под которой понимается «Бог, боги или какой-то другой божественный источник или универсальная энергия», а для самоописания респондентам предлагались не бинарные варианты, а шкала от «совсем нет» до «очень».

ОБЩАЯ КАРТИНА

Восемь из десяти американцев назвали себя в той или иной степени духовными, а семеро из десяти сказали, что духовность занимает важное место в их жизни. Большинство (70%) людей описали себя одновременно как и духовных, и религиозных, 16% — только духовных, 3% — только религиозных, 11% не отнесли себя ни к духовными, ни к религиозными. В основном респонденты сошлись на том, что духовность и религия означают нечто одинаковое или весьма похожее и обе ассоциируются у них с такими вещами, как мир, любовь, вдохновение, ценности и наличие цели. При этом самоидентификация с религией и/или духовностью связана не только с конкретными убеждениями, но и с ассоциациями, вызываемыми этими понятиями у человека. Интересно, что визуальные и письменные ответы отличались — когда участников просили описать, с чем у них ассоциировалась духовность, они чаще обращались к традиционным образам, чем когда их просили нарисовать свои ассоциации.

54% респондентов сказали, что не сомневаются в существовании «высшей силы», 23% скорее верят, чем сомневаются, 4% скорее сомневаются, чем верят, 10% не считают возможным установить, существует ли она, 6% не верят и 3% затруднились ответить. При этом не все люди, называющие себя духовными и/или религиозными, верят в Бога или высшую силу, и наоборот. 

Две трети опрошенных (66%) — христиане, на представителей других мировых религий пришлось около 4%, 10% вместе набрали атеисты и агностики, 14% респондентов сказали, что не принадлежат к конкретной религии, в то же время 5% респондентов указали другие варианты («что-то еще»). 46% указали, что являются членами религиозных сообществ (т. е. приходов), включая 5% неверующих и 18% респондентов, считающих себя духовными, но не религиозными. 

В настоящее время значительная часть людей меняет свою религиозную принадлежность в течение жизни: так, четверо из пяти атеистов и агностиков стали ими со временем, в то же время 25% респондентов росли католиками, но только 15% в настоящее время считают себя таковыми — иными словами, по меньшей мере 40% католиков по мере взросления перестали идентифицировать себя с католичеством. В целом 61% опрошенных сохранил свою религию/конфессию, 20% перешли в другую, 2% приобщились к религии, не будучи до этого верующими, а 18% оставили религию. 

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ И ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА 

Более 80% опрошенных сказали, что хотели бы быть ближе к Богу, причем даже среди неверующих 14% сообщили, что испытывали подобное желание. Шестеро из десяти предпочли бы быть более духовными, что оказалось особенно выраженно среди тех, кто уже вовлечен в духовность — 78% наиболее духовных респондентов стремятся стать еще более духовными. Говоря о реальной динамике, 45% респондентов отметили, что с годами стали более духовными, и только 15% говорили обратное. 

Подавляющее большинство (88%) отметили, что участвуют в духовных практиках или посещают религиозные службы не реже раза в неделю, в том числе 60% сказали, что молятся, 32% читают религиозные тексты, а 27% медитируют. Наряду с этим респонденты назвали множество других форм деятельности, которые они рассматривают в качестве духовной практики, включая рисование, прослушивание музыки, занятия боевыми искусствами, волонтерство и пребывание на природе. 

83% респондентов хотя бы изредка чувствуют присутствие «высшей силы», причем 50% часто ощущают ее присутствие. Даже среди людей, считающих себя далекими от религии и духовности, о подобном опыте говорят 14% опрошенных. Опыт Божественной любви, или — на языке опроса — «любви высшей силы к себе», имеет 78% опрошенных, еще больше — 88%, включая 26% неверующих, сказали, что переживали духовный опыт, связанный с красотой окружающего мира, а 90% рассказали о духовном опыте благодарности за то, что у них есть.

 

ДУХОВНОСТЬ И УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Возможно, самый важный вывод исследования — тесная связь между духовностью и участием в общественной жизни. Чем более духовен человек, тем сильнее он стремится приносить пользу своему сообществу, человечеству и окружающей среде. Духовные люди чаще ощущают свою связь со всем человечеством и ответственность перед Богом. 68% респондентов сказали, что ощущают свою связь с «высшей силой», 60% указали на ощущение связанности со всем человечеством, а 71% – с окружающей средой; семеро из десяти отметили, что чувствую свою ответственность перед «высшей силой» за то, как их действия влияют на других людей и окружающую среду.

Наиболее духовные люди также оказываются наиболее просоциальными. Тем, кто описывает себя как очень духовных людей, очень важно: вносить позитивный вклад в свое сообщество — 56%, приветствовать в своем окружении отличающихся людей — 54%, помогать нуждающимся — 77%, заниматься волонтерством — 55%, поддерживать организации и инициативы с похожими ценностям — 56%, делать благо для мира — 67%. Во всех случаях те, кто описывали себя как очень духовных, находили перечисленные действия очень важными в полтора-два раза чаще, чем те, кто полностью дистанцировался от духовности. Также очень духовные респонденты чаще делают пожертвования, голосуют на выборах, подписывают петиции и обращаются к государственным служащим с выражением своей позиции. Сильная корреляция обнаружилась между чувством «связанности со всем человечеством» и включенностью в социальную деятельность: те, кто сильнее всего ощущают такую связь, в два-три раза чаще находят очень важным помогать нуждающимся, заниматься волонтерством и в целом делать мир лучше. Стоит оговориться, что в большинстве случаев минимальные результаты показали респонденты, описывающие себя «слегка» (slightly) духовными или «слегка» ощущающими связь с человечеством; это своего рода социологическая фиксация теплохладности. 84% респондентов (в том числе 20% среди неверующих) говорят, что духовность в той или иной степени направляет их деятельность в мире, и более трети утверждают, что духовность влияет на их политическую деятельность. 

Размышляя над результатами исследованиями, президент Фетцеровского института Боб Бойстюр отметил, что «на глубочайшем уровне, наша свобода и субъектность — духовные, и мы все сильнее осознаем невозможность разделить нашу внутреннюю и внешнюю жизнь». Можно добавить, что это исследование актуально не только для Соединенных Штатов, но и для всех стран, включая Россию; оно обеспечивает сильные доказательства связи между духовностью и всеми видами просоциальной деятельности и, шире, — между духовной жизнью людей и процветанием всего общества. 

Fetzer Institute, September 2020, "Study pf Spirituality in the United States".

Полный текст доклада и дополнительная информация доступны по адресу spiritualitystudy.fetzer.org.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9