История дореволюционной церковной периодики до недавнего времени оставалась малоизученной предметной областью отечественной истории. Работы проректора Русской христианской гуманитарной академии К.Е. Нетужилова отчасти меняют эту ситуацию. Церковные журналы и газеты становятся не просто источником, но обретают свою собственную историю, достойную монографического рассмотрения.
Ранее автор рецензируемой книги уже выпускал монографию, посвященную той же теме. Та книга получила отклик Н.Ю. Суховой[1], в котором содержалась определенная и вполне обоснованная критика. Она практически не была учтена автором при продолжении его работы (при этом опубликованного ответа рецензенту тоже не последовало). Например, статьи о конкретных церковных периодических изданиях в «Православной энциклопедии» автором по-прежнему игнорируются (в том числе статья обобщающего характера «Епархиальные ведомости»[2], увидевшая свет в период подготовки рецензируемой книги, после выхода первого исследования К.Е. Нетужилова).
Как бы то ни было, после выхода первой монографии автор издал вторую, ставшую одновременно его докторской диссертацией по филологическим наукам[3].
Обратимся к структуре и содержанию рецензируемой книги. Основная ее часть состоит из пяти глав, а приложения представлены библиографическим указателем православной периодики 1821 – 1917 гг., списком изданных указателей и краткими биографическими справками о деятелях церковной журналистики исследуемого периода.
В кратком введении, предваряющем основную часть монографии, автор обосновал актуальность темы и обозначил предмет исследования – «все периодические издания Русской православной церкви, выходившие в свет в Российской империи на русском языке». К ним К.Е. Нетужилов относит шесть категорий изданий, в том числе «частные издания в случае, когда издательская и (или) редакционная деятельность была сосредоточена в руках лиц, принадлежащих к клиру православной церкви». Возникает вопрос: а попадают ли в орбиту исследования журналы, издававшиеся мирянами Православной Церкви? В следующем абзаце мы как будто находим ответ на этот вопрос: «Не включены (в число рассматриваемых изданий. – А.М.) также светские издания религиозного или религиозно-философского характера, даже в случае прямого указания на приверженность православной церкви» (С. 5). Но где критерии изданий «светских», «религиозного» или «религиозно-философского характера»? На этот вопрос во всей книге ответа читатель не найдет, что несколько затрудняет оценку полноты библиографического указателя, помещенного в приложении. И если с большей частью девятнадцатого столетия все ясно, то в начале XX в. выходило, в том числе кратковременно, такое множество изданий, что при столь неясных критериях не всегда будет понятно, причислять то или иное издание к церковным (в частности, мы имеем в виду газеты, имевшие «правую» ориентацию и, как правило, громко заявлявшие о своей церковности) или нет.
В первой главе книги читатель обнаружит осуществленный автором обзор источников и литературы по истории Церкви в изучаемый период, по истории журналистики (вообще) и более специфично – по истории церковной периодики. К сожалению, вполне традиционным в современных монографиях и диссертациях является отсутствие критического разбора упоминаемых трудов, в том числе непосредственно посвященных предмету исследования. Не будем подробно раскрывать этот тезис на примере того обзора, который читатель найдет в книге К.Е. Нетужилова. Достаточно процитировать то, что сказано о книге А.Н. Кашеварова[4]: «Обширной главой, характеризующей общее состояние церковной периодики в начале XX столетия, открывается монография петербургского исследователя А.Н. Кашеварова, посвященная истории церковной печати в XX в.» (С. 29). Какой вклад эта «обширная глава» и в целом монография, написанная петербургским же коллегой автора, внесла в изучение темы, историограф предпочел не разъяснять.
Не будем останавливаться на обзоре источников, представленном в первой главе. Отметим лишь, что автор не использует материалы региональных архивов (кроме столичных), между тем как, хотя самостоятельные фонды епархиальных ведомостей в архивах не сохранились, документы по истории их создания и развития обнаруживаются в фондах духовных консисторий. Источники по истории духовных журналов, издававшихся в Киеве, Казани, Харькове и других крупных городах Российской империи[5], отложились в соответствующих архивах. Одновременно стоит сказать, что К.Е. Нетужиловым введены в научный оборот новые материалы из архивов Санкт-Петербурга и Москвы, список использованных дел оформлен в библиографическом списке очень грамотно и наглядно (что встретишь не во всякой церковно-исторической монографии).
Во второй главе К.Е. Нетужилов анализирует предысторию возникновения периодической печати Русской Церкви, а также рассказывает об основании первых журналов – «Христианского чтения» и «Творений святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями». Это – наиболее «сильная» часть книги, что не удивительно, ведь ранее автор занимался биографией И.В. Киреевского, защитил о нем кандидатскую диссертацию[6] и, следовательно, сделался специалистом по общественной мысли николаевского царствования.
Третья глава посвящена церковной периодике в эпоху великих реформ. Трудности бытования новых изданий очень хорошо показаны автором, например, в связи с историей журнала «Странник» (С. 129 – 132). Зафиксирована роль административного ресурса в распространении некоторых духовных журналов (см. С. 141 и др.).
Четвертая глава повествует о развитии церковной журналистики в эпоху обер-прокурора К.П. Победоносцева, а пятая – о периодике 1905–1917 гг. Отметим, что последняя глава – это всего 20 страниц текста (для сравнения – первая глава заняла 66 страниц текста). Диспропорция еще более ощутима, если учесть, что, по данным самого исследователя, в первой половине XIX в. выходило всего 6 церковных журналов, а в 1905–1917 гг. – 142 журнала, 20 газет и 39 листков (С. 246). Лишь одни количественные данные наводят на мысль о том, что необходимо подробно классифицировать и типологизировать церковную периодику начала XX в., показать ее роль в церковно-общественном (в том числе соборном) движении этого времени, в миссионерском служении Церкви, в ситуации с духовными школами и т.п. К сожалению, ничего этого мы не находим в рецензируемой книге, а посему можно по-прежнему считать историю русской церковной периодики начала XX в. слабоизученной областью исторического знания.
Не вполне точны и выводы последней главы о том, что «епархиальная печать умерла (в конце 1917 г. – А.М.), разом лишившись финансирования после закрытия церковных банковских счетов и национализации типографий. Ряд изданий, потеряв, правда, строгую периодичность, дотянул даже до 1918 г. и был закрыт указами и декретами местных советских властей, начавших осуществление антирелигиозной политики» (С. 238). Чтобы откорректировать такие выводы, автору достаточно было бы обратиться к вышеупомянутой статье «Епархиальные ведомости» в «Православной энциклопедии». Если же эти выводы принять, непонятно, например, как в них вписать имевшее место в 1918 г. цензурирование советской властью епархиальных журналов.
Представляется, что история церковной журналистики не полностью тождественна истории духовной периодики. Но и в том, и в другом случае речь идет не только о принципах организации изданий, деятельности владельцев и редакторов журналов и газет. Написание этой истории невозможно без сплошного анализа самих изданий: исторического, контекстуального, статистического и т.п. А такой анализ в рецензируемой книге отсутствует. На первое место у К.Е. Нетужилова выходят внешние характеристики издания: состав журнала, авторы, цена.
Содержание же, если и раскрывается, то по внешним, чаще всего второстепенным данным. Так, стоит ли говорить, что восприятие журнала современниками, зафиксированное в дневниках, мемуарах или публицистике, чрезвычайно субъективно, а подлинную направленность того или иного издания можно определить, лишь проведя собственный, исследовательский анализ всех (или отдельных, но отобранных по четким критериям) его материалов. В связи с этим имеющиеся в кинге К.Е. Нетужилова попытки автора поместить историю духовной журналистики в контекст церковных явлений и тенденций изучаемого периода порой кажутся несколько натянутыми как раз по той причине, что живой материал из периодики, о которой идет речь, в малой степени изучен автором. (Отметим, что автор упоминает о некоем контент-анализе духовных изданий – см. С. 169, 186, но нигде мы не находим подтверждений тому, что такой анализ им проводился).
Все это не позволяет исследователю дать более детальную историческую классификацию изданий, например представить типологию епархиальных ведомостей, которая позволила бы, в свою очередь, ответить на вопрос о том, чьи интересы выражали публикации в них в разные периоды существования и в разных регионах. Такая попытка предпринималась автором рецензии на примере «Саратовских епархиальных ведомостей» за начало XX в.[7]. Да что типология! В рецензируемой работе, к сожалению, нет даже единства терминологии, ведь автор так и не определился, называть епархиальные ведомости газетой или журналом (С. 163, 165 – «газета», во многих других случаях – «журнал»), хотя и пишет, что «епархиальные ведомости могут рассматриваться в качестве смешанного типа издания (журнал-газета)» и что при этом «редакции епархиальных ведомостей идентифицировали свои издания именно как журналы, определения их как газеты нигде не встречается (курсив мой. – А.М.)» (С. 159).
В книге много достаточно нелепых опечаток, что следует скорее поставить в упрек не автору, а издательству. Но есть и авторские ошибки и неточности: неправильное именование архива и архивного фонда (на С. 34 вместо «исторический архив г. Москвы» – «исторический архив Московской области», Ф. 229 (Московская духовная академия) ЦИАМ назван фондом журнала «Богословский вестник») или же неверный год кончины редактора журнала «Вера и разум» протоиерея И. Кратирова (С. 204)[8].
Присутствуют и спорные и некорректные утверждения, например о том, что в XVIII в., в послепетровское время, «в новой системе ценностей церковь воспринималась (кем? – А.М.) в качестве символа отживающей старины» (С. 43), что в эпоху великих реформ «осуществляемая правительством модернизация страны не могла обойти стороной православную церковь, хроническое нездоровье (?! – А.М.) которой давно (?! – А.М.) было налицо» (С. 108), что «само православие Никона (Рождественского, архиепископ Вологодского. – А.М.) было предельно ортодоксальным, воинствующим, чуждым милосердия и сострадания» (С. 190). Тяжеловесные цитаты и перечисления (нередкие в труде К.Е. Нетужилова) начинают порой утомлять внимательного читателя рецензируемой книги.
Завершая, нужно отметить, что указанные недостатки ничуть не умаляют заслуг К.Е. Нетужилова, поднявшего большую и актуальную тему истории церковной печати. Опыт отечественной общецерковной и епархиальной журналистики должны учесть и сегодняшние труженики на этом поприще.
[1] Сухова Н. Ю. Рец. на кн.: Нетужилов К. Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. 268 с. // ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 119 – 125.
[2] Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 493 – 497.
[3] Нетужилов К.Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX - начала XX веков : историко-типологический анализ. Дис. ... докт. филол. наук. СПб., 2010.
[4] Кашеваров А.Н. Печать Русской православной церкви в XX веке. СПб., 2004.
[5] Автор утверждает, что в «Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Саратове, Харькове были представлены все типы изданий (из выделенных автором в заключении работы. – А.М.)» (С. 245). Это утверждение, впрочем, никак не раскрывается, и каких-либо следствий из него также не выводится.
[6] Нетужилов К.Е. И. В. Киреевский в общественной борьбе 30-40 гг. XIX в.: диссертация ... кандидата исторических наук
[7] Мраморнов А.И. Корреспонденты официальный изданий Саратовской епархии в начале XX в. // Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 237 – 240. Электронный вариант статьи см.: http://www.bogoslov.ru/text/332481.html.
[8] Правильные данные о нем см.: Мраморнов А.И. Иоанн (Кратиров), еп. // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 412 – 413.