Творение человека сопровождалось рядом знаменательных событий, которые делают понятным несравненное преимущество человека над животными. Во-первых, это Совет ипостасных лиц Божества: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Во-вторых, уже на Совете установлена иерархия взаимоотношений между человеком и животными: «да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). В-третьих, при творении человека Писание сразу указывает на различие полов у человека: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Православная антропология хорошо раскрывает приоритеты и взаимодействия различных сил души у мужчины и женщины. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, отметим только, что для животных различие полов не играет такой важной роли, как для человека, иначе в Писании на это было бы указано[1]. Чтобы избежать двусмысленности, скажем, что различие полов у человека важно с позиций антропологических, с позиций же сотериологических различие теряет всякое значение. «Ибо в Божественном и блаженном естестве нет различия мужского и женского пола»[2]. В-четвертых, и самое главное, в творении «души живой» человека непосредственное участие принимает Сам Бог: «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). «Божественное Писание словом «вдуну» (Быт.2.7) показывает легкость в создании; сверх того дает разуметь и природу души, а именно, что она есть дух тварный, невидимый, разумный, свободный от телесной дебелости»[3]. Т.е. если при создании животных и человека употребляется одинаковое словосочетание «душа живая», то различие в процессе творения явно указывает на то, что душа человека и душа животного имеют различия.
Итак, еще на Предвечном Совете определена роль человека по отношению к животному миру. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). Глаголом «владычествовать» в синодальном переводе обозначается некая функция человека, которой наделил его Бог. Этим же глаголом пользуются современные переводчики масоретского текста ВЗ[4]. Интересующее нас слово в переводе с иврита «может означать как "властвование", רידוי, так и "спуск, падение", ירידה»[5].
В Септуагинте рассматриваемая функция человека обозначена словом «ἀρχέτωσαν» (наиболее распространенный перевод– «[да] управляет»[6]).
Следует заметить, что семьдесят два переводчика, которые, без сомнения, не столько пытались сделать буквальный перевод, сколько передать смыслы Св. Писания, употребили глагол, производный от глагола «αρχω», который имеет следующие словарные определения[7]:
1) начинать, приступать;
2) идти впереди, вести;
3) служить началом, быть причиной;
4) править, управлять, властвовать, предводительствовать, начальствовать, командовать;
5) быть архонтом (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах)).
Наиболее очевидным, на наш взгляд, является вариант «управлять, властвовать», так как сообразуется с нашим жизненным опытом и кажется наиболее естественным. Однако такие варианты, как «[да] ведет» или «[да] служит началом», на наш взгляд тоже необходимо рассмотреть, несмотря на кажущуюся абсурдность.
В церковнославянский текст Священного Писания, перевод которого сделан с Септуагинты, вошел глагол «обладает»:
И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт.1:26).
Этимологически церковнославянский глагол «обладать» происходит от «владеть»[8], но имеет более широкое значение. Это видно из того, что он используется в таких значениях, как «господствовать» (см. Быт.3:16, Быт.4:7), «наполнять» (см. Быт.9:1), «управлять» (см. Быт.24:2) и др. Из этого можно сделать предположение, что переводчики Пятикнижия на церковнославянский язык попытались передать более глубокий смысл отношения человека к животным, чем простое «имущественное» владение.
Непосредственно после творения человека (см. Быт.1:27) Св. Писание вновь возвращается к теме «владычества» человека, но уже подчеркивает непосредственное указание Творца прародителям:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).
και ηυλογησεν αυτους ο θεος λεγων αυξανεσθε και πληθυνεσθε και πληρωσατε την γην και κατακυριευσατε αυτης και αρχετε των ιχθυων της θαλασσης και των πετεινων του ουρανου και παντων των κτηνων και πασης της γης και παντων των ερπετων των ερποντων επι της γης («И благословил их Бог говорящий: Плодитесь и размножайтесь и наполните землю и владейте ею и управляйте рыбами моря и птицами неба и всем скотом и всем земли и всеми пресмыкающимися ползающими на земле»); αρχετε – «управляйте»[9].
И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (Быт.1:28).
Как мы видим, действие человека по отношению к животным, определенное человеку Богом, Св. Писание пытается передать нам через глаголы «владычествуйте», «управляйте», «обладайте».
Владычеству человека святоотеческая мысль уделяла большое значение, прямо отождествляя эту функцию человека с присутствием в человеке образа Творца. «Образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властию»[10]. «Как “образом” назвал Он образ владычества, так “подобием” то, чтобы мы, сколько возможно человеку, делались подобными Богу кротостию, смирением и вообще добродетелию, по слову Христову: “будите подобны Отцу вашему, иже на небесех” (Мф.5:45)»[11]. «Почему же мы — образ Божий? Моисей объясняет это следующими словами: “да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею” (Быт.1:26). Потому господство, какое приял человек над землей и над всем, что на ней, есть образ Бога, обладающего горними и дольними»[12].
Человек, как икона Творца, призван «владычествовать» над представителями животного мира, являя в мире Бога. Но в чем заключается владычество человека? Какова его форма? В нашем понимании владычество — это или обладание чем-либо (власть над чем-то), и/или возможность (наличие средств и методов) управления чем-либо.
Давайте вспомним жизнь прародителей до грехопадения, не обремененную поиском пропитания (см. Быт.1:29) (прародители вообще были «вегетарианцы»[13]) и изготовлением одежды. «Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу от плодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных»[14]. Очевидно, что владеть животными из хозяйственных соображений, подобно животноводам, Адаму было без надобности.
Можно предположить, что обладание животными не носило потребительского характера и было своеобразным подарком от Бога человеку, после которого человек как бы знал: «Вот животные принадлежат мне, я имею над ними власть, я властвую над ними». Кстати, некоторые современные переводчики масоретского текста так и переводят глагол: «властвовать»[15]. Но зачем Адаму животные, когда у Адама был Бог? С Которым он мог непосредственно общаться, славу и величие Которого мог непосредственно созерцать? «Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил: во-первых, тем, что создал его, как сказано, Своей рукой, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества»[16]. Если и апостол пренебрегает всем ради Бога (см. 1Кор.2:2), если ради Христа огромный сонм святых продавал имения, ограничивал земные радости и даже саму жизнь не вменял в ценность, то для чего человеку, созерцающему Славу Божию, животные? Апостол, будучи « восхищен… до третьего неба » (2Кор.12:2), не знал, в теле он или вне тела, « он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать » (2Кор.12:4). Если у апостола при созерцании Славы Божией «пропал дар речи», и он перестал замечать материальность мира, то разве Адам, пребывающий еще в неискаженной грехом человеческой природе, не препятствующей созерцать видения и откровения Господни (см. 2Кор.12:1), имел желание к «житейским попечениям»? « Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно – относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания »[17], ведь «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1Иоан.5:4).
Жизнь Адама проходила в непосредственном богообщении, а, следовательно, Адам не хуже псалмопевца знал, что «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23:1). Т.е. животные фактически не принадлежали Адаму, впрочем, как фактически не принадлежат и нам. Это уже падшему человеку пришлось объяснять: «У Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор.10:14), и даже обновленному человеку: «Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:26). Прародитель знал это без напоминания.
Итак, как ходящий перед Богом и созерцающий Его величие, Адам не имел нужды обладать чем-то еще, кроме возможности богообщения, а, как тварь, не имел возможности владеть чем-либо, так как все на свете принадлежит лишь Богу, и лишь Он имеет возможность полного попечения о твари.
Отвергнув версию о владычестве в форме обладания, давайте размыслим о владычестве как управлении. Таким глаголом попытались передать Семьдесят в переводе книги Бытие на греческий язык функцию, которой наделил Бог Адама. Важно заметить, что переводчики отвергли понимание рассматриваемого глагола как статичное «обладание» и придали действию некую «динамику». Так для чего Адаму было «управлять» животными?
Можно предположить, что это было некое поручение Адаму, через которое он мог постигать премудрость Бога и красоту (не только эстетическую) созданного Богом мира, нравственно развиваться. Но следует учесть, что Адаму до грехопадения уже были доступны тайны устройства мира, созданного Богом. А для воспитания воли Адаму был дан запрет о вкушении плода с дерева познания добра и зла. Через выполнение запрета должно было происходить и нравственное совершенствование Адама. Кажется несколько странным наделение Богом Адама функцией, которая ограничивается исключительно попечением о тварном животном мире для познания премудрости Нетварного, Того, кого Адам, в отличие от нас, мог познавать без каких-либо посредников.
Все рассмотренные нами выше формы владычества, как мы его обычно понимаем, не уникальны. Мы можем встретить их в животном мире в виде паразитирования одних видов животных на других или в виде подчинения одних животных другими, или в виде симбиоза.
На основе вышеприведенных рассуждений осмелимся предположить, что Бог наделил Адама функцией, свойственной только ему – человеку. Безусловно, функция эта была даром Божиим и являлась образом некоего соответствующего действия Божественного.
Итак, владычество человека над животным миром следует понимать более глубоко, чем простое обладание или управление.
[1] В Писании иногда указывается половая принадлежность животного. Яркий пример – ослица Валаама (см. Чис.22:21). Однако такое указание делается для понимания смысла соответствующего повествования или несет некое смысловое значение.
[2] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека, гл. 22 [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры»: Православная библиотека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/22 (дата обращения: 28.01.2016).
[3] Феодорит Кирский, блаж. Толкование на книгу Бытия, вопрос 24 [Электронный ресурс] // Библия: Толкования на Бытие. URL: http://rusbible.ru/books/byt.fk.html (дата обращения: 09.09.2015).
[4] См., например, Тора. Перевод с иврита Давида Сафронова под редакцией Андрея Графова. М.: Книжники, 5770/2010. URL: http://torah.booknik.ru/bereshit/bereshit/ (дата обращения 28.08.2015); Пятикнижие и Гафтарот с классическим комментарием "Сончино". Перевод П.Гиля и З.Мешкова, Москва-Иерусалим: Гешарим, 1994 - 1998.
[5] Танах с параллельным текстом на русском и иврите [Электронный ресурс] // Хасидус по-русски. Евреи и еврейство - Иудаизм Онлайн. URL: http://chassidus.ru/toraonline/?chumashid=1&chapter=1&posuk=26 (дата обращения 31.08.2015).
[6] Подстрочный перевод Библии [Электронный ресурс] // Библейские Проекты. URL: http://www.bible.in.ua/underl/index.htm?OT/Gen?1 (дата обращения: 15.09.2015).
[7] Древнегреческо-русский словарь [в 2-х тт.]. Составил И. Х. Дворецкий. Под ред. С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. Ок. 70 000 слов (в обоих томах). — М., 1958.
[8] Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (онлайн версия) [Электронный ресурс] // URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-8593.htm (дата обращения: 30.08.2015).
[9] Подстрочный перевод Библии [Электронный ресурс] // Библейские Проекты. URL: http://www.bible.in.ua/underl/index.htm?OT/Gen?1 (дата обращения: 15.09.2015).
[10] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия, беседа VIII [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры»: Православная библиотека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/8 (дата обращения: 09.09.2015).
[11] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия, беседа IX [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры»: Православная библиотека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/9 (дата обращения: 09.09.2015).
[12] Ефрем Сирин, прп. Книга Бытия, гл.1 [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры»: Православная библиотека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1 (дата обращения: 16.09.2015).
[13] Не следует понимать это сравнение буквально. Конечно же, прародители в раю не употребляли в пищу мясо животных, но это никак не связано с вегетарианством в современном понимании.
[14] Феофил, епископ Антиохийский. Послания к Автолику - М.: Русская историко-филологическая школа "Слово", 2000, кн.2, п.18.
[15] Тора с комментарием Раши и Сончино [Электронный ресурс] // Тора Онлайн. Весь Танах на русском языке. URL: http://www.toraonline.ru/tora_inline/bereyshis/bereyshis.htm (дата обращения: 28.08.2015).
[16] Ефрем Сирин, прп. Книга Бытия, гл.2 [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры»: Православная библиотека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/2 (дата обращения: 16.09.2015).
[17] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке, Введение в рай и совершенство первозданных [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры»: Православная библиотека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/10 (дата обращения: 16.09.2015).