В последние месяцы диалог с христианами других конфессий наполняется новым содержанием и таким образом приобретает утраченный ранее динамизм. Это стало возможным благодаря принятию Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Основ церковного учения о достоинстве, свободе и правах человека в 2008 году. Собственно главная цель разработки и одобрения этого документа состояла в том, чтобы усилить миссионерскую работу Церкви в обществе и снабдить верующих руководством по применению концепции прав человека через призму сотериологического взгляда.
Безусловно, процесс рецепции и обсуждения идей Русской Церкви в этой области идет прежде всего в православном мире. Так, за прошедшие месяцы 2009 года их представление состоялось в Сербии, Болгарии, Чехии. 28 апреля в Белграде была организована конференция «Права человека в христианской традиции» с презентацией текста «Основ» на сербском языке. Документ о правах человека Московского Патриархата не раз упоминался на конференции в Болгарии, созванной 11 марта для выработки общеправославной реакции на решение Страсбургского суда по правам человека по делу о болгарских раскольниках. 29 мая 2009 года в Чехии состоялась презентация издания «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на чешском языке, на которой также упоминался документ 2008 года. 13 июля этого же года в Киеве прошла конференция с представлением перевода текста на украинский язык.
Параллельно живой интерес к идеям Русской Церкви о правах человека проявляют католики и протестанты. В начале июня 2009 года был опубликован развернутый критический отзыв на русский документ Содружества протестантских церквей в Европе. В свою очередь этот отзыв уже вызвал комментарии постоянного представителя Московского Патриархата при Совете Европы игумена Филарета (Булекова), института межхристианских исследований Фрибургского университета (Швейцария) и института Восточных Церквей в Регенсбурге (Германия).
Таким образом, открылась заинтересованная и глубокая богословско-философская дискуссия о правах человека и их связи с христианским вероучением. Было бы важным и далее развивать эти дебаты с целью выявления позиции Церквей по затронутым темам. Практическая значимость такого обсуждения заключается в определении тех вопросов, по которым сегодня различные христианские общины могут занимать общую позицию и организовывать совместные действия. Или же, наоборот, результатом такого соборного анализа может стать выявление принципиальной невозможности взаимодействия Православной Церкви с теми или иными христианскими общинами по темам прав человека. Кроме того, дискуссионный процесс помог бы еще раз возвратиться к рассмотрению фундаментальных богословских положений, с помощью которые определяют церковную жизнь в современном обществе.
Предлагаемая дискуссия могла бы также помочь разобраться в реальном положении дел в современных инославных конфессиях Запада и их роли в общественных процессах. Этот вопрос вновь недавно был поставлен полемической статьей доктора философских наук, заведующего сектором философии религии ИФ РАН В.К.Шохина «Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы». В более широкой цивилизационной перспективе трудно понять тенденции общественно-политического и культурного развития Запада без анализа его богословско-философских оснований. Поэтому открываемое обсуждение может представлять интерес и для всех тех, кто интересуется темой отношений Россия — Запад, а также восточно-христианская цивилизация — западная цивилизация.