Зимним утром в 7 часов 15 минут во второй и третий дни работы Мюнхенского семинара его участники уже стоят в храме, где читаются Часы и проходит Божественная литургия. Рабочие заседания начинаются после завтрака и завершаются около 17 часов, затем следуют вечерня, утреня, проходит исповедь. Итоги работы дня участники обсуждают между собой за ужином, организованным сестричеством Мюнхенского прихода. Надо отдать должное организаторам семинара, рассчитавшим все по часам и минутам: «Ordnung muss sein!» («Порядок превыше всего!»). Впрочем, переехавшие с Востока на Запад православные быстро привыкают к новым условиям жизни и стремятся соблюдать те дисциплину и порядок, которые вот уже много лет насаждают и неукоснительно поддерживают среди ветеранов и новых прихожан правящий архиерей Берлинско-Германской епархии Марк и ключарь Кафедрального собора – протоиерей Николай Артемов. Это по их инициативе вот уже около 30 лет проводится в баварской столице Православный семинар, названный несколько лет назад громким словом «съезд».
В наши дни с помощью интернета миряне без особого труда могут познакомиться с церковными новостями и разными богословскими материалами. Поэтому основной целью мюнхенских форумов является совсем не восполнение недостающей информации, а желание предоставить мирянам РПЦЗ уникальную возможность всецело ощутить и прочувствовать Православие. Подобные семинары – это живое общение с владыкой Марком, епископом Агапитом, пастырями, ежедневные богослужения, совместные трапезы, знакомства, обмен приходскими новостями, обсуждение вопросов, которые волнуют сегодня юношей и девушек в Зарубежной Церкви, – рассказывают организаторы и участники Мюнхенского семинара.
В его работе ежегодно принимают деятельное участие и некоторые российские гости из числа богословов. Так, 27 декабря секретарь Мордовской митрополии, ректор Саранского духовного училища, протоиерей Александр Пелин выступил с сообщением «Развитие чина Евхаристии в связи с историей развития христианского храма» и показал авторский фильм по церковной археологии – «О Каппадокии, монастырях Египта, монастыре Сумела под Трапезунтом». В рамках церковно-археологической программы "Амвон" отец Александр совершил паломническое путешествие по землям древней Армении. Фильмы повествуют о городе Ани, монастыре Сумела и острове Ахтамар, расположенных на территории нынешней Турции.
Его доклад сопровождался показом черно-белых и цветных иллюстраций древних христианских храмов, с описанием их типов и функциональных особенностей и краткими комментариями. Участники семинара, думаю, сумели пополнить свои знания в области церковной археологии, а вот концептуальные идеи доклада, на мой взгляд, могли бы быть выстроены более фундаментально.
То же характерно, по-моему, и для сообщения православного иерея и немецкого богослова Мартина Петцольта из Вюрцбургского университета (Бавария) – «Раннее Христианство и монашество Месопотамии (III век)». Выступавший на родном немецком языке отец Мартин (доклады синхронно переводились на русский и немецкий языки) продемонстрировал и кратко прокомментировал большое количество фотографий, снятых им осенью уходящего года во время путешествия по Сирии. На экране отец Мартин показал следы раннехристианского бытия в долине между Тигром и Евфратом, но объявленные в анонсе на сайте Мюнхенского Кафедрального собора «богословские достижения сирийской части Православия, впоследствии ставшей монофизитской», которые должен был осветить докладчик из Вюрцбурга, так и не прозвучали. Вероятно, в будущем докладчикам следует тезисно представлять то, о чем они хотели бы сообщить участникам подобного семинара. Аудиовизуальные средства должны не превалировать, а лишь помогать докладчику в раскрытии главной темы сообщения. Иначе историю возникновения монашества в Месопотамии, а также и самой Антиохийской Церкви, основанной святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом, которая с 451 г. приобрела статус Патриархата, в конце V — начале VI вв. была ослаблена монофизитской смутой, а почти через два столетия попала под власть арабов, участникам семинара придется изучать самостоятельно. Автору этих строк хотелось бы узнать от ученого, какие же ныне страны входят в каноническую территорию Антиохийской Церкви, сколько там епархий и храмов?
Наиболее удачно выглядело сообщение в форме беседы иерея Мартина Петцольта «Святость и старчество в наше время», раскрывшего участникам семинара «значение духоносного отцовства» на примере жизни некоторых «святых наших дней» в Греческой Церкви, к которым автор причислил прежде всего старца Паисия Святогорца (1924—1994) и старца Порфирия Кавсокаливита (1906—1991). Излагая эту тему, отец Мартин ознакомил с названием и содержанием изданной в Греции книги Heilige Altväter der Gegenwart (Kloster des Hl. Johannes des Vorläufers Ghania von Kreta (Hrsg.) 2007. - 384 с.), содержащей ценные материалы по теме сообщения.
От себя добавим, что покойный митрополит Лавр (Шкурля), первоиерарах РПЦЗ, в середине 80-х годов прошлого столетия, совершая паломничество на Святую Гору Афон, познакомился там со старцем Порфирием. Старец, узнав, что перед ним настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря в США, «внезапно внутренними очами увидел эту обитель, всю ее "оглядел" и рассказал владыке, где, что и как там устроено». Он даже «предвидел намечавшееся в те годы строительство колокольни и предстоящие трудности». А последние были связаны с закладкой фундамента: строители обнаружили в Джорданвилле подземный источник, который позже с трудом был ими «запечатан». Современники владыки Лавра вспоминают, что старец Порфирий «проникся к нему очень теплыми чувствами и даже звонил ему в Америку» (записано автором этих строк во время выступления одного из участников Международной конференции по проблемам современного Афона в Зальцбурге, в июле 2011 года).
Специально из Парижа прибыл в Мюнхен другой участник семинара – г-н Марк Селаври, представившийся в начале выступления как бизнесмен, глава созданного 52 года назад попечительского «Фонда поддержки РПЦЗ» и православный верующий, у которого в роду «была русская тетя, лечившая в эмиграции священнослужителей и призывавшая своих потомков верить в Бога и совершать добрые дела на пользу Церкви». В последние годы финансовая поддержка этим фондом молодежного движения в РПЦЗ составила около 40 тысяч евро, поэтому г-н Селаври предложил выбрать в Германской епархии и ее приходах представителей попечительного фонда, которые будут заботиться о покрытии расходов и накоплении финансовых средств, особенно для молодежи и их церковных проектов. Параллельно о работе Попечительского общества при мужском монастыре св. Иова Почаевского в Мюнхене, основной задачей которого является оказание трудовой и финансовой помощи обители, рассказал на немецком языке сопредседатель этого общества 28-летний Даниель Фритц, перешедший в прошлом году из католичества в Православие.
Запоминающимся на семинаре стало выступление инокини Вассы (Лариной) – доктора богословия и преподавателя Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета. Инокиня Васса хорошо известна прихожанам Мюнхенского прихода РПЦЗ, куда в 1996 году после шести лет пребывания в Леснинском монастыре во Франции ее перевел архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, где она выполняла послушание второго регента в Кафедральном соборе. Инокиня Васса, став рясофорной послушницей, неожиданно избрала путь ученого-богослова, что, как пишет о ней российская пресса, «не всем понятно в нашем прагматическом и секулярном мире». Однако сестра Васса, еще не давшая монашеских обетов, уповает на Бога, считая, что «путь ученого-богослова» постепенно и сам «открывался передо ней». В одном из своих интервью она призналась: «Рука Божья меня часто вела совсем не туда, где я рассчитывала оказаться. (…) Но это то, что Бог мне послал…» В 2003–2006 гг. она училась в Институте православного богословия Мюнхенского университета, а после этого два года работала асcистенткой профессора Роберта Тафта в Папском восточном институте в Риме. В 2008 году инокиня Васса защитила в Мюнхенском университете докторскую диссертацию по теме «Архиерейская Божественная литургия в Проскинитарии Арсения Суханова» и уже с января 2009 года стала преподавать в Институте литургических исследований Богословского факультета Венского университета.
В том, что сегодня публикует на зарубежных сайтах инокиня Васса, можно обнаружить оригинальные и инновационные по своей сути богословские суждения. В прошлом году на Западе на англоязычных сайтах большой интерес и дискуссию вызвала ее статья «О ритуальной нечистоте». Так, в самой природе понятия «ритуальная нечистота» инокиня Васса обнаруживает «достаточно смущающее и по сути нехристианское явление под маской православного благочестия». По утверждению инокини, это понятие «не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии». «Вера же в "ритуальную нечистоту" не является в первую очередь социальным вопросом, и беда не в первую очередь в уничижении женщины, – считает инокиня Васса. – Речь скорее идет об уничижении Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа и его спасительных последствий» (текст приводится по переводу Ю.Зубковой, см. http://www.pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote-chto-eto-i-zachem/).
По-моему, свой мюнхенский доклад инокиня Васса назвала не вполне удачно: «Чем занимается литургическая наука, и зачем?» Ей удалось убедить слушателей, что Православная Церковь отличается сравнительной сложностью своих богослужебных обрядов и текстов. Из этого следует, что многое из того, что происходит в храме во время хода самого богослужения, остаётся иногда совсем не понятным даже тем верующим, кто дисциплинированно посещает все службы. Возникает вопрос: а необходимо ли молящемуся человеку подробно изучать историю и смысл православной богослужебной традиции? Может, достаточно только приходить в храм и молиться? Вовсе нет: сестра Васса убедила своим выступлением, что предметом литургической науки, изучением истории и смысла богослужения надо по мере возможности заниматься не только священнослужителям, но и мирянам. Каждый участник Мюнхенского семинара получил в подарок от сестры Вассы двадцатистраничное приложение к ее докладу, где отражены материалы по Литургии и литургике в сети интернет, а также немецкий текст Божественной литургии с объяснениями.
Отрадно и то, что в год 190-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского на Мюнхенском семинаре выступил с докладом его главный организатор, протоиерей Николай Артемов. Сообщение «Введение в духовное прочтение творчества Ф. М. Достоевского» посвящено роли Евангелия, литургическому времени и пространству в художественном творчестве писателя. Однако мне показалось, что слова «доклад» и «сообщение» не отражают правильно все то, что видели и слышали участники семинара. Я бы назвал выступление отца Николая перед микрофоном на фоне алтаря своеобразным моноспектаклем о Евангелии и Достоевском, где его исполнитель, читая в течение академического часа фрагменты художественных текстов из 6, 10, 11, 14 и 15-го томов Академического собрания сочинений писателя, продемонстрировал не только свои богословские и филологические знания, но и даже актерские и педагогические умения и навыки, убедив своих слушателей, что в творчестве Достоевского поиски человеком веры в Бога отражены с психологическим драматизмом и глубиной. Слушая этот «моноспекталь», ловишь себя на мысли (которая, кстати, посетила и других участников семинара): "В русской литературе немало мастеров пера, которые глубоко знали текст Священного Писания и использовали его в своих стихах или прозе. Но вряд ли найдется из них такой, как Достоевский, кто не только превосходно знал Евангелие, но пережил и прожил его как свое воскрешение в новую жизнь".
О многом и разном хотелось бы поговорить во время завершающего обсуждения, но в этом году, к сожалению, его не было: торопило зимнее время, и гости Мюнхена спешили на железнодорожный вокзал и к своим автомашинам.
И всё-таки за последним чаем особо запомнились слова отца Александра из Саранска:
– Такие семинары, как у вас в Мюнхене, надо бы проводить и в нашей епархии. Или хотя бы на базе нескольких епархий…
В этом году на Мюнхенском семинаре превалировали молодые люди из разных приходов РПЦЗ.
– Мне просто интересно находиться среди православных и общаться с ними, – сказал на прощанье уже знакомый читателям Даниель Фритц, спешивший к электричке в сторону мюнхенского пригорода Пазинг. – И не только потому, что у меня жена Оля – русская. Я в монастыре уже пробыл два месяца, и здесь службы стараюсь не пропускать.
– А как у тебя с русским языком? – поинтересовался я.
– Почти как у русских студентов – с немецким. Пройдет время – и выучим его с дочкой... Правда, ей пока полгодика…
– О, тогда времени у тебя, Даниель, еще предостаточно! Помоги тебе Господи…