Третий выпуск международного периодического издания «Философия религии: Альманах (2010-2011)» подготовлен, как и предыдущие, российскими и англо-американскими философами, теологами и религиоведами. В выпуск вошли материалы международной конференции «Философская теология и христианская традиция» (Москва, 1–3 июня 2010 г.); в разделе переводов классики (каждый из которых предваряется статьей о соответствующем авторе) впервые на русском языке представлено наследие Григория из Римини (1300–1358) и Франца фон Баадера (1765–1841); в разделы рецензий и историографии впервые вводится востоковедный материал, представленный обсуждением отечественной энциклопедии «Духовная культура Китая» и зарубежных исследований по вишишта-адвайте и средневековому японскому буддизму.
Круглый стол вел директор Института философии РАН академик РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. Во вступительном слове он отметил, что представляемое читателям издание хорошо известно и примечательно тем, что «задает очень высокие стандарты философских текстов, философских исследований: этот альманах организуется, проходит строгую экспертизу. Это издание, наряду с другой работой, которую проводит наш сектор философии религии, задает всей области исследования новое качество». Также А.А. Гусейнов отметил «особое удовольствие», связанное с тем фактом, что в презентации принимает участие профессор Оксфордского Университета Ричард Суинберн, сотрудничество с которым – «органическая часть работы Альманаха, так как он оказывает большую интеллектуальную и организационную поддержку в его создании, крестным отцом которого он фактически является».
Далее о новом издании альманаха рассказал ответственный редактор издания, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, исполняющий обязанности заведующего сектором философии религии Института философии РАН профессор Владимир Кириллович Шохин. Он отметил, что Альманах в определенном смысле конституирует сектор философии религии, «является одним из брэндов Института философии» и имеет немалое значение для отечественной философии в целом, так как внедряет в нее через постоянные публикации текстов аналитической философской теологии формат классической метафизики, которая может стать определенной «прививкой против постмодернизма», который все чаще заполняет то публичное пространство, которое заполняется у нас философией, решая скорее «нарциссические», чем исследовательские задачи. Сказанное не отменяет того, что аналитической «философии религии» присущи свои недостатки (такие, как невнимание порой к методологическим проблемам, использование математического аппарата там, где в нем нет необходимости и т.д.), но тем не менее она занимается, если воспользоваться сравнением замечательного немецкого философа Фридриха Якоби (1743-1819), вязанием чулка, а не вязанием вязания. Поэтому с ней можно и нужно вступать в диалог. Отличие последнего выпуска Альманаха от предыдущих состоит в том, что с него начинается публикация материалов в этом периодическом издании двусторонних конференций российских философов и богословов с Society of Christian Philosophers.
Также в настоящем издании, по словам профессора Шохина, «усилен раздел по переводу классики». При этом он отметил следующее: «Мы постарались сделать все таким образом, чтобы солидными были и вступительные статьи к этим переводам, то есть это не просто вступления, а исследования представленных авторов – по сути, это вполне самостоятельные статьи. Значительно расширен раздел рецензий и размышлений над книгами. И кроме этого впервые включен востоковедный материал». Также профессор Шохин поблагодарил дирекцию Института философии РАН, издательство «Восточная литература» и Фонд Дж. Темплтона за предоставленные возможности по изданию и этого выпуска, как и предыдущего.
В коротком слове профессор Ричард Суинберн поздравил участников альманаха с выходом этой книги, преуменьшая собственные заслуги в работе над сборником: «Может быть, я и играл некоторую роль в избрании англо-американской части докладов, которые есть в этом томе, но у меня было очень небольшое влияние. Вся работа – это ваша работа и работа редактора – очень долгая, скучная, а иногда и нервная. Я уважаю открытость этого тома, благодарен, что вы публикуете интересные классические произведения, доклады об истории континентальной и русской философии, рецензии на современные книги – и это все в одном томе. Тому, кто хочет понять, что изучается под названием «философия религии», стоит прочесть весь этот том».
Кандидат философских наук, старший сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Алексей Русланович Фокин в своем выступлении отметил другой аспект сотрудничества Института философии РАН с англо-американским Обществом христианских философов – совместные конференции и летние школы: «Может быть, не всем известно, что в июле в США, в Calvin College (штат Мичиган) состоялась летняя школа, где участвовали Ричард Суинберн, Элеонора Стамп, Алвин Плантинга, Дэвид Брэдшоу и другие известные профессора, дававшие мастер-классы по философии религии для российских, украинских и белорусских молодых ученых, в том числе из нашего института, из СПбГУ, РГГУ, Синодальной библейско-богословской комиссии. Результаты в этой летней школы будут представлены в 2012 году у нас в Институте философии с 27 по 29 июня на международной конференции по современным проблемам философии религии, регулярно обсуждаемым в нашем Альманахе – таким, как согласование Божественное всеведения и человеческой свободы, проблема зла и теодицеи, современный взгляд на традиционные доказательства бытия Божия, новые перспективы патристического и средневекового тринитаризма, применение доктрины универсалий в богословском дискурсе и др.».
Научный консультант Синодальной богословской комиссии, историк Церкви Александр Иванович Кырлежев в своем выступлении посетовал на то, что во время презентации всем участникам не была предоставлена возможность увидеть или купить альманах – книги были лишь у его авторов. Кроме того, он высказал пожелание увидеть представленные в Альманахе тексты в интернете. Также он высказал свои опасения, что расширение в сторону восточной философии и религии приведет к размытию «определенной дисциплинарной строгости», присущей предыдущим книгам альманаха: «Надо понять, как это будет дальше – будет ли альманах более всеядным, более религиоведческим или появится новая строгость, новая ясность».
Научный сотрудник сектора философии религии Кирилл Витальевич Карпов обратил внимание на то, что и этот выпуск Альманаха продолжает "переводческую линию", имевшую место в двух предыдущих. Альманах представляет собой своеобразный "полигон", на котором переводчики современных авторов, работающих в сфере аналитической философии религии, могут отработать навыки перевода и повысить свое мастерство, поскольку, для того чтобы переводить этих авторов, нужно не просто знать английский язык, но и владеть свойственной этому типу философствования терминологией, знать их порой технический язык, а — главное — их постоянно переводить. В то же время Альманах служит и просвещенческой цели, предоставляя отечественным философам и переводчикам тексты отличной от нашей традиции. В качестве пожелания можно высказать то, чтобы в будущем в Альманах включались и тексты авторов, работающих в русле современной континентальной традиции. Это тем более важно, что в последнее время сами аналитические философы проявляют не малый интерес к своим "континентальным" коллегам.
Кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ Петр Борисович Михайлов выступал не столько как один из авторов Альманаха, сколько как его читатель: «Это издание динамичное, развивающееся в своей логике. Вместе с тем, развиваясь, оно нисколько не утрачивает своей высокой научной строгости. Третий выпуск демонстрирует уточнение и в то же время расширение поля исследований. Сравнительно с предыдущими выпусками, в особенности, с первым, сосредоточенным на естественной теологии, третий посвящен более широкому кругу тем философской теологии, однако это расширение не оборачивается смешением ценностных приоритетов в философии религии. Для отечественного гуманитарного контекста Альманах стал фундаментальным и реферативным изданием – тем, что задает ориентиры для отечественной науки и исследований в области религии».
Преподаватель кафедры философии ПСТГУ Сергей Сергеевич Пименов выразил мнение, что Альманах стремится, не теряя своей глубокой теоретичности, говорить о действительно насущных проблемах, стоящих перед современной философско-религиозной и богословской наукой. Примеры -- статья ответственного редактора и составителя Альманаха В.К.Шохина «Философия религии и разновидности рациональной теологии» и П.Б.Михайлова «Компетенции рациональности в теологии: свидетельства греческой патристики». В статье Шохина, обеспечивающей стержень всему выпуску, автор продолжает общую для всех вышедших номеров тему определения статуса, места и роли философии религии в системе научного знания и демаркации границ между философией религии, философской теологией и религиоведением. Опираясь на критическое рассмотрении существующих на Западе подходов в понимании философии религии, автор предлагает к обсуждению собственное понимание задач философии религии как дисциплины, имеющей «метатеоретическую компетенцию» по отношению к «наукам о религии и наукам о духе». Не вызывает сомнения, что серьезное критическое обсуждение данного вопроса является насущной задачей современной российской науки о религии, находящейся на первоначальном этапе своего становления. Статья Михайлова во многом полемична, автор не соглашается с часто присутствующим в нашей Церкви утверждением - о жестком разведении опытного и рефлексивного начала в христианском богословии -- и позволяет несколько по-новому взглянуть на проблему, принимаемую обычно как давно решенную, но на самом деле таковой не являвшейся. Думается, что и критикуемые почтенные авторы с интересом прочитают эту статью, поскольку аргументированная и уважительная критика, ведущая к прояснению одного из главнейших философско-богословских вопросов, – наша общая цель. И достижения на этом пути – общие достижения. Думается, это очень нужное издание – и для светской науки, и для Церкви. Это замечательный пример единодыхания - науки философской и науки богословской.
Фотоальбом