Статья
В статье кандидата богословия, PhD, доцента ПСТГУ, научного сотрудника Центра истории богословия и богословского образования иерея Алексия Чёрного предпринимается попытка определить соотношение в трудах свт. Феофана Затворника двух типов руководства в религиозной жизни: со стороны христианской совести и со стороны священника-духовника. В духе святоотеческого наследия, знатоком которого являлся святитель, он осмысляет совесть как основу нравственного самосознания человека. Однако, хотя совесть и играет важную роль в духовной жизни и руководит ко спасению, свт. Феофан настаивает на том, что христианин не может самостоятельно вести подлинно духовную жизнь. Напоминая универсальный закон аскетики, согласно которому «кто сам по себе живет, тот бесплодно живет», святитель впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно рисует образ приходского священника как духовного руководителя и описывает соответствующий характер отношений между духовником и духовным чадом. По мнению автора статьи, взгляды свт. Феофана на духовное руководство, с одной стороны, характеризуются укорененностью в Предании Церкви, а с другой — демонстрируют крайний психологизм и индивидуализм.
Статья
Статья кандидата богословия, PhD in Theological Studies, доцента кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерея Алексия Чёрного посвящена феномену «младостарчества» в Русской Православной Церкви. Наибольшую остроту данная проблема приобрела в период с конца 1980-х – начала 2000-х гг., когда была организована масштабная кампания против «младостарцев». В статье реконструируются основные этапы этой кампании, определяются важнейшие черты, приписываемые «младостарчеству», а также восстанавливается контекст 90-х годов, который демонстрирует активное развитие православного книгоиздательства. Автор показывает, что хотя осуждение «младостарчества» последовало на официальном уровне только в конце 1990-х гг., само его содержание не являлось новым, в отличие от термина. Анализ православной литературы, публикуемой в этот период огромными тиражами, демонстрирует большой интерес к старчеству. Это способствовало тому, что отношения «старец — послушник» проецировались на отношения неофита и неопытного священника. Одновременно с этим возникает другое радикальное движение, отвергающее всякое «старчество» и духовное руководство в современном мире. Отмечая неоднозначность понятия «младостарчество», автор предполагает, что с его помощью не столько осуждалась некая группа духовников, сколько делалась попытка в целом регламентировать деятельность священников в условиях повышенного интереса к старчеству и спроса на пастырское руководство. В то же время со временем стало возможным говорить о «младостарчестве» как об удобном элементе критики пастырства, духовничества и даже духовенства как таковых.
Статья
Статья кандидата богословия, PhD, приглашенного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерея Алексия Черного посвящена анализу полемики относительно институционального и властного аспектов жизни Католической Церкви в статьях международных католических журналов Concilium и Communio, созданных в первые годы после Второго Ватиканского собора. Первый был ориентирован на реформы и стремился распространить соборные нововведения на различные сферы католической церковной жизни, второй был представлен преимущественно консервативными авторами. Данные издания, собравшие вокруг себя виднейших католических богословов той эпохи, демонстрируют различные взгляды на постсоборное развитие католицизма, давний конфликт модернизма и традиционализма, специфику формирования современной корпорации католических ученых, а также новый этап становления католических СМИ. Автор приходит к выводу, что институциональная сторона жизни Католической Церкви являлась важной темой дискуссии на страницах рассматриваемых журналов, особенно в 1970-е — нач. 1980-х гг.