Несмотря на наличие множества более популярных среди нейробиологов теорий сознания, данная теория представляет особый интерес для философского изучения, поскольку программа исследований, лежащая в ее основе, совмещает воззрения в философии сознания с экспериментальной нейробиологией. Она представляет собой один из ярких примеров серьезного отношения нейробиологов к реальности феноменального опыта. Значимость самого факта наличия подобной теории выходит далеко за пределы философии сознания, поскольку показывает, что даже передовая экспериментальная наука может быть совмещена с философскими установками и дает хороший пример того, как это может быть реализовано. Кроме того, данная теория является одним из немногих серьезных конкурентов функциональному объяснению в нейробиологии, т. е. попытке редуцировать сознание к его функциональным компонентам.
Несмотря на то что теория интегрированной информации не является единственной в своем роде нейробиологической теорией, прибегающей к помощи философии, однако степень взаимодействия с философией здесь является уникальной. В отличие от распространенных среди нейробиологов функционалистских подходов, теория интегрированной информации базируется на признании реальности сознательного опыта. Существование опыта признается самоочевидным. Наряду с этим, данная теория вводит несколько других базовых аксиом, в том числе признает наличие у сознания определенной структуры, вводит понятие информации, значимой для различия между разными примерами опыта, а также вводит ключевое понятие интеграции информации и некоторые другие характеристики.
Параметр интегрированности информации играет роль нейробиологического критерия, который обеспечивает феноменологические требования, такие как единство и цельность сознания. При этом данная теория помещает опыт в определенные рамки, различные состояния сознания должны быть разграничены друг от друга. Важным свойством сознания признается возможность его участия в каузальных связях, т. е. быть причиной каких-либо процессов. Интеграция сознания должна быть такова, чтобы в результате возникала нередуцируемая система. Данную особенность теории можно назвать элементом эмерджентизма, поскольку она предполагает возникновение чего-то нового и нередуцируемого к компонентам. Однако данная теория не является сугубо эмерджентным подходом, о чем будет сказано далее. Поскольку сознание выступает как единый нередуцируемый источник каузации, каузальную роль должна играть именно система, а не совокупность ее частей. Этим данная теория кардинально отличается от эпифеноменализма в отношении качественных характеристик опыта, который исключает данные аспекты сознания из каузальных связей.
Одной из иллюстраций в пользу интегрированности сознания, предложенной Д. Тонони, является сопоставление сознательного опыта зрительного восприятия и фотоаппарата. Экран фотоаппарата состоит из отдельных элементов, отображающих определенную часть изображения с матрицы. При отключении некоторых из этих элементов не произойдет воздействие на систему в целом, при этом восприятие человеческим сознанием, например, красного квадрата не может быть разделено на восприятие красного и восприятие квадрата. Несмотря на то что обработкой формы и цвета занимаются разные функциональные отделы мозга, в нашем феноменальном опыте они предстают как единое целое, и именно это является ощутимым принципиальным отличием сознания от более простых и не интегрированных систем.
Физическим вычислимым параметром сознательности является так называемый показатель Фи (phi), который по замыслу авторов теории должен отображать, условно говоря, степень насыщенности феноменального опыта, т. е. степень сознательности той или иной системы. Это не предполагает наличие какой-либо шкалы сознательности. Скорее, этот параметр служит способом обнаружения сознания в той или иной системе.
Следует заметить, что философский компонент данной теории не просто является ее программной частью, он значительным образом влияет на содержание и на научные предсказания данной теории. Несмотря на то что состояние какой-либо сознательной системы описывается с помощью физических параметров, для данной теории является критически важной реализация в исследуемой системе феноменального сознания. Это кардинальным образом отличает данную теорию от функциональных объяснений сознания, поскольку такой подход требует анализа не только функциональных, но и физических свойств системы. Все эти свойства данной теории подводят ее авторов к необходимости признания неожиданного для нейробиологической теории сознания свойства. Теория интегрированной информации оставляет открытым вопрос о том, каким именно образом с онтологической точки зрения становится возможным формирование интегрированной системы. Д. Чалмерс отмечает, что теория интегрированной информации может быть сформулирована как разновидность эмерджентного панпсихизма.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос о категории информации, который является ключевым для данной теории. Д. Тонони считает, что различия между тем, когда датчик света воспринимает освещение, и тем, когда освещение воспринимается сознанием, имеет принципиальное отличие, в том числе потому, что сознание, воспринимая даже простейший поток данных (такой как включение и выключение света), будет содержать в себе значительно большее количество информации. При этом Тонони также полагает, что данный параметр может быть измерен и описан с точки зрения нейробиологии. Однако достаточно спорным для многих философов остается вопрос об использовании понятия информации. В первую очередь сомнения касаются того, является ли само понятие информации достаточно ясным и понятным для того, чтобы использоваться для описания сознания. Дж. Сёрл считает, что теория информации «является одним из наиболее запутанных понятий в современной интеллектуальной жизни». Соответственно, обыденное, научное и философское понятия информации будут отличаться. Второе возражение Дж. Сёрла заключается в указании на то, что теория интегрированной информации приводит к панпсихизму, т. е. к признанию фундаментальности сознания. При этом следует отметить, что некоторые сторонники теории интегрированной информации, например К. Кох, не только не отрицают причастность этой теории к панпсихизму, но и открыто симпатизируют данной концепции. Однако данный вопрос остается дискуссионным. Например, с точки зрения С.Ф. Нагумановой, теория интегрированной информации делает панпсихизм излишней гипотезой.
Какие бы философские основания не предпочли сторонники данной теории, она является одним из немногих примеров нередуктивных подходов в нейробиологии. Нейробиологическое описание сознания с точки зрения более распространенных подходов с каждым годом продвигается все дальше в сторону редукции сознания к функциональным связям. Поэтому данная теория заслуживает внимания сторонников нередуктивного объяснения сознания как один из возможных вариантов сохранения реализма в отношении феноменального опыта.
Основные источники
Tononi G. An information integration theory of consciousness // BMC Neuroscience. 2004. №5.
Tononi G. Consciousness as integrated information: a provisional manifesto // Biological Bulletin. 2008. № 215.
Koch C. Consciousness: confessions of a romantic reductionist. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 2012.
Koch C., Tononi G. Consciousness: Here, There and Everywhere? // Philosophical Transactions of the Royal Society, Philosophical Transactions B. 2015. 370 (1668).
Анализ и критика
Нагуманова С.Ф. По поводу гипотезы д. Тонони о том, что сознание есть интегрированная информация // Натуралистические концепции сознания. Рабочие материалы междисциплинарной конференции.
Критика Дж. Сёрла:
Searle J. Can Information Theory Explain Consciousness? // New York Review of Books. 2013. 10 January.
Searle J. Reply to Koch and Tononi // New York Review of Books. 2013. 7 March.
Ответы на критику Дж. Сёрла:
Koch C., Tononi G. Can a Photodiode Be Conscious? // New York Review of Books. 2013. 7 March.
Horgan J. Can Integrated Information Theory Explain Consciousness? // Scientific American.
Полезный обзор семинара, посвященного теории интегрированной информации с участием ее авторов и сторонников.
Masafumi O, Albantakis L., Tononi G. From the Phenomenology to the Mechanisms of Consciousness: Integrated Information Theory 3.0 // PLOS Computational Biology, 10 (5). 2014.
Разбор теории интегрированной информации с углублением в технические подробности:
Cerullo M. Integrated information theory: A promising but ultimately incomplete theory of consciousness // Journal of Consciousness Studies. 2011. N 18.
Aaronson S. Why I am not an integrated information theorist (or, unconscious expander).
Словарные и энциклопедические статьи
Fallon F. Integrated Information Theory of Consciousness // Internet Encyclopedia of Philosophy.
Tononi G. Integrated Information Theory // Scholarpedia. 2015. 10 (1).