Впервые
идея создания униатского Киевского патриархата появилась в эпоху, когда в Речи
Посполитой начала активно обсуждаться возможность организации новой унии между
Православной и Римско-католической Церквами, в правление короля Стефана Батория
(1575–1586).
Альберто Болониетти, папский нунций в Польше в 1581-1585 гг., и иезуит Антонио
Поссевино после успешного привлечения к католицизму восточного обряда князя
Юрия Слуцкого составили план аналогичного обращения князя Константина
Острожского. В силу огромного авторитета и влияния Острожского среди
православных русинов Речи Посполитой католики намеревались использовать князя
для привлечения к унии православного населения западно-русских земель.
6
июля 1583 г.
в Кракове состоялась встреча князя Константина Острожского с Болониетти, во
время которой был поднят вопрос о соединении Церквей. Вероятно, поводом для
этого послужили высказанные летом 1583 г. намерения сыновей князя – Януша и
Константина – перейти в католичество латинского обряда.[1]
Старший Острожский, однако, занял в ходе переговоров очень осторожную позицию,
которая подразумевала фактически не переход православных под власть Папы
Римского, а реальное воссоздание единства Вселенской Церкви; кроме того, князь
считал необходимым участие всех Восточных Патриархов в переговорах о соединении
Церквей.
Тем не менее, представители католической стороны были воодушевлены началом
диалога с князем и полагали, что его можно будет убедить примкнуть к затеваемой
ими новой унии. В начале июля 1583
г. в Кракове в присутствии короля Стефана Батория
состоялось совещание, во время которого прозвучала мысль о создании униатского
патриархата в Речи Посполитой. В совещании приняли участие Болониетти,
Поссевино и перешедший в унию с Римом грек – архиепископ Кизический Дионисий
Ралли-Палеолог. Как сообщал нунций Болониетти в письме к кардиналу ди Комо, в
ходе дискуссии было выдвинуто предложение об учреждении в Остроге
самостоятельного патриархата с последующим подчинением ему православных
епископов Речи Посполитой.[2]
Учредить такой патриархат должен был бы Папа Римский и он, таким образом,
изначально стал бы униатским. Болониетти писал в Рим о том, что возглавить этот
патриархат, как ему кажется, был бы не прочь сам Дионисий Ралли-Палеолог.[3]
Дальнейшее
развитие проекта создания униатского патриархата в Речи Посполитой связано с
идеей привлечения к этому предприятию Константинопольского Патриарха Иеремии II
Траноса. Причем, в деле его привлечения к унии значительная роль вновь
отводилась князю Острожскому. Положение Иеремии в Стамбуле было крайне тяжелым
в условиях произвола османских властей, и католические деятели надеялись
извлечь выгоду из кризисного состояния Константинопольского Патриархата.
Контакты, установившиеся между Патриархом Константинопольским и направленными в
Стамбул в 1575 г.
представителями Доминиканского, Францисканского и Иезуитского орденов, также
вселяли в Риме определенную надежду на подчинение Иеремии II папской власти.
Патриарх Иеремия не только одобрительно отнесся к созданию в Риме Греческого
коллегиума, но даже направил туда на учебу двух своих племянников.[4]
В конце 1583 г.
Иеремия II был смещен турецкими властями с Константинопольской Патриаршей
кафедры и сослан на о. Родос. В связи с этим в Риме возник план освободить
Иеремию, в надежде использовать благодарного за спасение Патриарха в дальнейших
униатских планах относительно Руси. Идея добиться переезда Патриарха Иеремии
куда-либо в славянские страны и использовать перемещение Вселенской Патриаршей
кафедры в униональных целях, вероятно, принадлежала кардиналу ди Комо, который
озвучил ее в письме к Поссевино в апреле 1584 г.[5]
Поссевино сообщал о том, что в Риме первоначально рассматривали вариант, в
соответствии с которым Иеремию после освобождения из ссылки следовало направить
в Москву. Здесь, по замыслу Римской курии, Иеремия (католики, похоже, уже считали
его переход в униатство делом решенным) должен был пропагандировать унию и
обеспечить присоединение к ней Московской митрополии. Однако сам Поссевино
выступал против идеи отправить Иеремию в Московское государство, полагая, что в
таком случае не только будет трудно добиться успеха в вовлечении Москвы в унию,
но и вообще все дело может закончится арестом Иеремии и полным крахом
униатского проекта (иезуит при этом указывал на неудачный пример
митрополита-кардинала Исидора, не преуспевшего в насаждении Флорентийской унии
в Москве в XV в.).
В
качестве альтернативного варианта Поссевино предлагал переместить Иеремию в
расположенный на территории Речи Посполитой Киев. По мысли иезуита, это могло
бы способствовать не только водворению унии в Киевской митрополии, находящейся
в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но со временем изменить
традиционно нетерпимое отношение московитов к католицизму: Поссевино считал,
что здесь могло сказаться уважение к Киеву как древнему церковному центру Руси.[6]
Нунций Болониетти летом 1584
г. в переписке с кардиналом ди Комо развил идею
Поссевино, предложив использовать в качестве места пребывания Патриарха Иеремии
II Львов или Вильну как города, где власть польского короля была более прочной,
а влияние Католической Церкви более значимым, чем в удаленном и подверженном
казачьему влиянию Киеве.[7]
Болониетти также обращался с предложением о переносе Патриаршей резиденции в
Вильну или Львов к королю Стефану Баторию. Одновременно Болониетти предлагал
королю ставить на православные епископские кафедры только сторонников унии.
Данный факт подтверждает, что речь шла о попытке создания в Западной Руси именно
униатского патриархата.[8]
Авторы проекта униатского патриархата были убеждены в том, что Патриарх Иеремия
II пожелает примкнуть к унии и остаться в Речи Посполитой в качестве
предстоятеля Униатской церкви, но этим надеждам не суждено было сбыться.
Очевидно, что первоначально бытовавшее в католических кругах мнение о
склонности Патриарха Иеремии II к унии оказалось целиком ошибочным.
Вновь об идее создании униатского патриархата в Речи Посполитой вспомнил в 1588 г. канцлер Ян
Замойский, который писал об этом в письме к папскому легату в Польше кардиналу
Ипполито Альдобрандинии (будущему Папе Клименту VIII). Однако никакой реакции
на высказанные Замойским предложения не последовало.[9]
Вероятно, к этому времени католические круги Рима и Речи Посполитой убедились в
бесплодности попыток вовлечения Иеремии II в унию и полностью отказались от
утопических проектов в отношении Вселенского Патриархата, предпочтя им более
реальный план обращения в униатство Киевской митрополии.
В
то же время, можно предположить, что план переезда Иеремии II на территорию
Западной Руси и его вовлечения в унию сыграл определенную роль в деле
учреждения православного Патриархата в Москве. Об установлении Патриаршества
Московского и всея Руси впервые речь зашла, когда в 1586 г. в Москву приехал за
милостыней Антиохийский Патриарх Иоаким. Весьма показательно, что до этого
события никто и никогда в Москве не высказывал мысли о возведении Предстоятелей
Русской Церкви в Патриаршее достоинство. Вероятно, внезапно возникший у царя
Феодора Иоанновича и Бориса Годунова проект Московского Патриархата был
превентивной реакцией на получение сведений о плане католиков создать в
пределах Западной Руси униатский патриархат.
Информация о патриаршем замысле католиков могла попасть в Москву самыми разными
путями: контакты между Западной Русью и Московским государством в это время
были весьма оживленными. Возможно, сведения такого рода мог сообщить
годуновским дипломатам кто-либо из числа русинов Речи Посполитой, прибывших в
Москву вместе с Патриархом Иоакимом.
Обращает
на себя внимание тот факт, что именно в 1586 г. в Москве появляется
мастер-книгопечатник Анисим Михайлович Радишевский, уроженец Волыни.[10]
Высказывалось мнение, что Радишевский учился книгоиздательскому делу в Остроге,
в типографии князя Константина Острожского[11],
следовательно, он вполне мог быть знаком с проектом учреждения униатского
патриархата.
С учетом католического проекта переноса центра Вселенского Патриархата в
пределы Руси переговоры, которые проводили в Москве с Патриархом Иеремией II
представители царского правительства выглядят в совершенно ином свете.
Предложенный Иеремии II вариант переезда в Россию, таким образом,
представляется отнюдь не спонтанно возникшей идеей, а дальнейшим развитием уже
на московской почве первоначально разработанного католиками проекта переезда
Патриарха из Стамбула в Речь Посполитую или Московское государство, в курсе
которого, вероятно, был к этому времени и сам Иеремия II. В то же время находят
свое объяснение нежелание правительства царя Феодора дать разрешение на
постоянное пребывание Иеремии II в Москве и выдвинутые в качестве альтернативы
проекты создания Вселенской Патриархии во Владимире, а затем – учреждения
Патриаршества Московского и всея Руси. Возможно, что оба этих предложенных в
Москве варианта были связаны с опасениями московских властей относительно
возможной склонности Константинопольского Патриарха к унии.
[1] Великий А.Г. З лiтопису християнськоi Украiни. Кн. III. Рим-Львiв, 1999. С. 241-243
[2] Welykyj A.G. Litterae Nuntiorum Apostolicorum, vol.1. Romae, 1972. P. 197-198. Цит по: Хома Iван. Киiвська митрополiя в Берестейскiм перiодi. Рим, 1979. С.53-54
[3] Гудзяк Борис. Криза i реформа. Киiвська митрополiя, Царгородський патрiархат i генеза Берестейськоi унii. Львiв, 2000. С. 181-182
[4] Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 271
[5] Там же. С. 274
[6] Septyckyj A. Monumenta Ucrainae Historica, Rome, 1969-1975. vol. I. P. 56; vol. IX-X. P. 137-138, 141
[7] Welykyj A.G. Litterae Nuntiorum Apostolicorum, vol.1. Romae, 1972. P. 263-265. Цит по: Хома Iван. Киiвська митрополiя в Берестейскiм перiодi. Рим, 1979. С.56
[8] Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 271
[9] Там же
[10] Гусева А.А., Сазонова Л.И. Радишевский Анисим Михайлов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3. П-С. СПб., 1998. С.290-295
[11] Видашенко М.Б., Iсаевич Я.Д., Мацюк О.Я. Мiсцями Iвана Федорова на Украiнi. Львiв, 1982. С.113