Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). Часть 3
В третьей части своих мемуаров корреспондент портала в Мюнхене Анатолий Холодюк рассказывает о первоначальном месте нахождения в этом немецком городе мощей святых Кира и Иоанна, о великих христианских святынях Византии, хранящихся в Баварии, а также о почивающих в этой области Германии мощах святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары.
Статья

«Мощи мучеников блистания чудес явишася вселенней…»

(из канона святым чудотворцам бессребреникам Киру и Иоанну)

К 31 января/13 февраля 2009 года на основе изучения хранящихся в Баварии церковных документов конца XVI века удалось установить в Мюнхене первоначальное местонахождение реликвария с мощами мучеников Кира и Иоанна Александрийских, чудотворцев и врачей безмездных. Святой Кир был известным врачом в Александрии, лечившим больных безмездно и обращавшим многих ко Христу. Во время гонений он удалился в пустыню, принял иночество и продолжал лечить людей, получив от Бога дар исцелений. Вскоре к нему присоединился воин Иоанн, услышавший о чудесах святого Кира. Святые приняли в 311 г. мученический венец в Канопе близ Александрии вместе с мученицами Афанасией и дщерями ее Феодотией, Феоктистой и Евдоксией (перенесение мощей святых Кира и Иоанна отмечается 28 июня/11 июля). Тела святых Кира и Иоанна были погребены христианами сначала в Канопе, а в V веке их мощи были перенесены в Мануфин, а позднее – в Рим. Удалось установить и историю появления мощей святых Кира и Иоанна в Мюнхене, а также найти цветной рисунок реликвария, где хранились их мощи. В документах имена этих святых упоминаются как «Johannes» и «Cyros» (5).

В октябре 1591 года сыновья Вильгельма V Благочестивого (1548–1626) – баварские принцы Максимилиан (1573–1651), Филипп-Вильгельм (1576–1598) и Фердинанд (1577–1650) –совершили поездку в Рим, где посетили Папу Римского Климента VIII (1562–1605), подарившего им мощи восьми святых, в том числе и мощи («соrpora integra») святых бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна Александрийских. Эти мощи находились в специальных деревянных ящиках. Принц Максимилиан сообщил из Рима отцу, что Папа подарил ему также и полные мощи святого Ефива, епископа Неаполя, жившего в начале IV века (Ефебус или Эфебус (лат.). – прим. А.Х.).

Мощи мучеников Кира и Иоанна вместе с другими святынями были доставлены в Мюнхен в конце 1591 года, а для этих реликвий местные церковные ювелиры изготовили специальный реликварий. Через два года 13 августа 1593 года по городу следовала многочисленная процессия с гирляндами цветов, впереди которых несли также украшенный цветами реликварий с мощами. В торжественной обстановке и при большом стечении горожан эти мощи были внесены в церковь ордена иезуитов St.-Michael-Hofkirche (ныне – Jesuitenkirche St. Michael). Здесь они были помещены в главном алтаре. По завершении в 1596 году строительства слева от главного алтаря St.-Michael-Hofkirche новой часовни святого Креста («Kreuzkapelle») драгоценный реликварий с мощами святых Кира и Иоанна находился в одной из трех ее стенных ниш вместе с другими ценными реликвариями. О мощах мучеников Кира и Иоанна повествует и отпечатанная в 1597 году на латинском языке книга Мюнхенского ордена иезуитов «Trophaea Bavarica S. Michaeli Archangelo» (5).

В другой стариной инвентарной книге 1773 года, принадлежавшей церкви святого Михаила, удалось обнаружить и цветной рисунок, запечатлевший сам реликварий, где находились мощи святых. Этот реликварий был выполнен из серебра с позолотой, декорирован золотыми пластинами с барельефными изображениями, а также рубиновыми и сапфировыми камнями. Размноженная фотокопия этого рисунка была передана специалистам-историкам Мюнхенского Ордена иезуитов и доктору Кристиану Кватчу, референту Мюнхенской Резиденции, для дальнейших поисков мощей и установления местонахождения этого реликвария.

Герцог Вильгельм ПятыйИсторические документы свидетельствуют и о судьбах баварских герцогов, собиравших мощи христианских святых. После того как в Мюнхене был построен основной центр Контрреформации, а отправление миссионеров-иезуитов в Азию и Америку стоило Баварской казне очень больших денег, герцог Вильгельм в середине октября 1597 года отказался от престола в пользу своего старшего сына Максимилиана и ушел в монастырь, где провел остаток своей жизни. Герцог скончался в 1626 году во дворце Шляйсхайм под Мюнхеном (ныне – Обершляйсхайм).

Максимилиан, герцог БаварскийЕго похоронили в крипте храма святого Михаила, который он в годы своего правления сам же и построил. Его наследный сын Максимилиан с 1597 стал герцогом, а с 1626 года – курфюрстом. Он способствовал развитию почитания Пресвятой Богородицы как покровительницы Баварии («Патроннесы Баварии»). К концу жизни он вел сугубо религиозную жизнь и скончался 27 сентября 1651 года во время паломничества в баварский город Ингольштадт. Тело его похоронено в церкви святого Михаила в Мюнхене, сердце – в Альтэттинге, а внутренние органы – в соборе Богоматери в Ингольштадте.

Сын Фердинанд был возведен в архиепископы Кельна и был приверженцем до конца жизни (13 сентября 1650 года) борьбы с Реформацией. Филипп-Вильгельм с 1595 года возглавил архиепископию Регенсбурга, а через два года стал кардиналом. Все они продолжали дело своего отца и собирали в Кельне и Регенсбурге христианские святыни для богатой мюнхенской коллекции. Так, благодаря им и поныне в церкви святого Михаила, во второй часовне (при входе – справа), находится напрестольный реликварий (справа) с мощами святого Иоанна Предтечи и святого апостола Иакова, а в реликварии слева – мощи святителя Николая, епископа Мирликийского, часть главы которого находится также и в реликварии Музея Резиденции.

 

«Византийский след» в Баварии

византийская икона в виде "золотой доски" (Goldene Tafel)В документах католического архива и в старых книгах, рассказывающих о Мюнхенской Резиденции, встретилось упоминание о том, что в богатейшей коллекции реликвий герцога Максимилиана I хранилась и датируемая 1150 годом византийская икона в виде «золотой доски» (Goldene Tafel). Сотрудники Музея сокровищ ограничились только демонстрацией цветного диапозитива этого экспоната, хранящегося ныне в его запасниках.

Они же рекомендовали побывать в Епархиальном музее христианского искусства (Diozesanmuseum fur christliche Kunst или Dombergmuseum) во Фрайзинге, расположенном от Мюнхена в 40 минутах езды на электричке. В его собрании имеются несколько реликвариев с мощами и так называемый византийский след в Баварии – две византийские святыни. Над этим древним городом возвышается знаменитая Соборная гора (Domberg), именуемая в старинных документах как «Mons doctus» – «Гора учености».

Фрайзингская ОдигитрияВзглянув в музее на драгоценную христианскую святыню из Византии – икону, вырезанную в X веке на пластине из слоновой кости, сразу вспомнил, что я ее уже видел в 2004 году в мюнхенском музее Археологическое Государственное собрание. С конца октября 2004 по апрель 2005 года в нем проходила уникальная выставка о Византии «Die Welt von Bysanz: Europas Östliches Erbe». Здесь же была выставлена эта византийская икона Божией Матери «Одигитрия», именуемая «Фрайзингской Одигитрией». На обратной ее стороне мастером-резчиком созданы три миниатюрных и расположенных по вертикали иконографических рельефа: Тайная вечеря, Воскресение Христово и Вознесение Господне.

"Фрайзингская Одигитрия". Оборотная сторонаВ Германии эта икона на слоновой кости появилась в XI веке, но история умалчивает о том, как она здесь оказалась. Музей приобрел ее в 2002 году за 1500 немецких марок (приблизительно 750 тысяч евро). Первоначально этот маленький шедевр из Византии находился во владении одной знатной дворянской семьи на юге Германии, а позже стал принадлежать собранию князя Крафта-Эрнста Людвига (1791–1870). Впервые об уникальной иконе заговорили только в 1876 году, когда ее демонстрировали на одной из выставок в Лондоне. В настоящее время о «Фрайзингской Одигитрии» с восхищением пишут церковные историки и искусствоведы.

Редчайшей византийской иконой Божией Матери ХII века, именуемой в народе «Lukasbild», является икона «Агиосоритисса», посвященная Пресвятой Богородице. Она появилась в кафедральном соборе Фрайзинга в середине XV века.

Икона �Агиосоритисса�Теперь эта древняя икона находится не в соборе, а экспонируется в специальном затемненном зале. Несколько столетий автором уникальной иконы почитали апостола Луку, о чем гласил латинский текст 1629 года, выгравированный на обратной стороне серебряного алтаря, в который была вмонтирована эта ценная икона. Однако датированные еще первой половиной ХIV века старинные записи Домского собора зафиксировали сомнения церковных историков относительно не только древности, но и авторства иконы.

Рентгеновские снимки и разные современные виды анализа этой иконы, проведенные в ходе реставрационных работ в начале 60-х годов прошлого века в Мюнхене, показали, что «Лукасбильд» писана в XII веке и является знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса». Некогда она находилась в часовне святой Раки («Агиа Сорос») при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранились ковчег с поясом Богородицы и другие святыни Богоматери, привезенные в V веке из Иерусалима.

На древней иконе Богородица изображена без Богомладенца в позе моления, в пол-оборота влево, с воздетыми в молении перед грудью руками. Лик БоПереносной алтарьжией Матери, как считают ученые, впервые был запечатлен на иконной доске ранее 1200 года, а через столетие он был обновлен неизвестными мастерами, оставившими на ней и такой текст: «Божия Матерь, Надежда ненадеянных». В 1235 году для иконы изготовлены серебряные с позолотой оклад и рама с медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др.

Фрайзингские ученые выяснили, что дарителем иконы для константинопольского Халкопратийского храма был дьякон, он же – мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос († 1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. На позолоченной серебряной раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические строки, прославляющие Божию Матерь. 23 сентября 1440 года икона Божией Матери «Агиосоритисса» появилась во Фрайзинге. Ее в качестве подарка получил баварский епископ Никодемус от своей сестры, английской графини. Известно также, что после пребывания иконы в Константинополе первым ее обладателем был находившийся с 1399 по 1402 год в Италии византийский император Мануил II (1391–1425). Он же и подарил византийскую икону герцогу Миланскому Джану-Галлеаццо Висконти, от которого затем эта икона и перешла графине Кентской. Тогда же на позолоченной раме иконы появился текст молитвы Божией Матери.

Реликварий в виде креста Этим византийским святыням могут позавидовать два крупных музея Мюнхенской Резиденции. Однако в их собрании тоже имеются хоть и не византийские, но очень древние реликвии. Одна из них – небольшой переносной алтарь (890 г.) Восточно-Франкского короля (с 887 г.), императора Запада (с 896 г.) Арнульфа Каринтинского (ок. 850–899). Алтарь происходит из Реймса и выполнен французскими мастерами из дубового дерева, покрытого сусальным Крест блаженной Гизелы золотом и украшенного драгоценными камнями с жемчугом.

Уникальной реликвией является и реликварий в виде креста (Staurothek) императора Священной Римской империи Генриха II Святого (973 или 978–1024). Он происходит из острова Райхенау на Боденском озере или Меца (1020 г.). Реликварий также изготовлен из дубового дерева, покрытого золотом и частично серебром. Его украшают драгоценные камни, жемчуг и горный хрусталь. Обратная сторона реликвария покрыта серебряной пластиной в виде креста. Предположительно – это работа церковных мастеров из баварского Бамберга (1200 г.) (4).

Здесь же находится и крест блаженной Гизелы (1006 г.), первой королевы Венгрии, дочери баварского герцога Генриха II (980 или 984–1060 или 1065). Крест выполнен мастерами из Регенсбурга, а материалами служили дубовое дерево, литье из золота и украшения: драгоценные камни и жемчуг (4). В 1975 году королева Гизела причислена к лику святых.

СтавротекаВ баварском Донаувюрте, в Педагогическом фонде «Cassianeum» и монастырской церкви Святого Креста, хранится ставротека из Константинополя, датированная концом XI – началом XII века. В ней находится часть Животворящего Древа Креста Господня. Ставротека, выполненная из дерева и покрытая серебром с позолотой, появилась в Баварии в первой четверти XIII века. Имеются данные о том, что 3 декабря 1049 года в Верде (бывшее на�Золотое Евангелие�звание Донаувюрта) папа Лев IX освятил монастырь Святого Креста (с. 131-134). Его основатель и ктитор граф Мангольд I в Константинополе получил ставротеку в подарок из рук одного из императоров по имени Роман (какого точно – неизвестно. – прим. А.Х.). Ставротеку дважды реставрировали: в 1716 году в Аугсбурге и в 1973 году в Вюрцбурге.

Бесценные оклады рукописных книг, выполненных византийскими мастерами, хранятся в Государственной библиотеке Баварии – Евангелиар Отто III (середина Х века, Константинополь) и книга Генриха II (середина Х века, Константинополь). Там же имеется и Евангелиар, изготовленный из слоновой кости в 430–450 годах в Равенне или Риме. Византийская резьба на слоновой кости представлена и в Баварском Государственном музее в Мюнхене, а также в баварских городах Вюрцбурге и Эрлангене.

Однако самым уникальным экземпляром является так называемое «Золотое Евангелие», известное также как «Кодекс Ауреус» из города Эхтернах (Люксембург), изготовленное в Трире в ХI веке. Особенно ценна его богато украшенная обложка. Эта книга, оцениваемая экспертами в 30 миллионов евро, является достоянием Немецкого национального музея в баварском Нюрнберге.

 

Вот это находка! – Две правые руки св. Иоанна Златоуста

РеликварийВ декабре 2008 года в баварских СМИ одна за другой появились «разоблачительные» статьи, ставящие под сомнение не только достоверность находящейся в Регенсбурге «баварской части» мощей святителя Иоанна Златоуста, но и предполагающие, что потемневшие от времени останки принадлежат вовсе не человеку. Мол, это «лапа гориллы». Содержание статей спровоцировано неким туристом Манфредом К. из Нюрнберга, который с разрешения служителей музея-сокровищницы Домского собора св. Петра (Domschatzmuseum) сделал с близкого расстояния несколько снимков находящихся под стеклом мощей.

В домской сокровищнице с середины XVII века хранятся в золотом и мощи (часть правой кисти без перста) святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (в немецкой традиции – Johannes Chrysostomos, † 407). Известно, что мощи святителя Иоанна Златоуста есть на Афоне: перст десницы – в монастыре Ксиропотам, левая рука – в монастыре Великая лавра, части правой руки – в монастыре Филофей. История появления этих мощей в Греции специалистам ясна не до конца.

По данным руководителя регенсбургского Музея диоцеза доктора Германна Райделя, регенсбургские мощи святого Иоанна Златоуста в 1652 году подарены главой аббатства Ибург архиепископу-курфюрсту Вильгельму фон Вартенбергу. В том же году ценная реликвия оказалась в сокровищнице Домского собора. Впервые мощи представили верующим для поклонения только в 2002 году.

Мощи были отправлены на экспертизу ученым Мюнхена, предоставившим в итоге баварской прессе такой вывод: часть правой руки с кожей принадлежит не обезьяне, а человеку. Это и дало основание представителю пресс-службы католического епископства Регенсбурга Якобу Шутцу отвергнуть «вздорные и нелепые» домыслы газетных статей, назвав их «лишенными всяких оснований и не имеющими научных подтверждений».

Прошло некоторое время, и уже после изучения всех мощей, хранящихся в Мюнхенской Резиденции, обнаружилось, что в камере реликвариев находятся четыре похожих друг на друга реликвария в виде высоких кубков, изготовленных в Аугсбурге в 1620–1630 годах. А в красивом реликварии с инвентарным номером 36 тоже хранится правая кисть руки… святителя Иоанна Златоуста!

 

«Возвращение» святой преподобномученицы Елисаветы на немецкую землю

Поиски мощей святых Кира и Иоанна расширили географию сбора данных о мощах, хранящихся в Мюнхене и его окрестностях, для чего мною была заведена специальная книга-тетрадь, где образовался большой список всех обнаруженных мощей, там же записан краткий мартиролог. К такой «инвентарной книге» прилагался «фотобокс» с многочисленными фотографиями, с изображениями реликвариев, мощевиков, ковчежцев и других ценных реликвий.

Однажды ранним утром 18 июля, в день памяти святых Елисаветы и Варвары, я сидел в красного цвета электричке, направлявшейся в Гаутинг. Оттуда решил пешком добраться в баварскую деревню Бухендорф, где находится открытый в 2005 году женский скит РПЦЗ. По дороге изучал свою «инвентарную книгу» и еще раз вчитывался в собрание мощей и реликвий Кафедрального собора в Мюнхене: нательный крест сщмч. митрополита Кирилла Казанского и Свияжского (1863–1937), сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1886–1926); сщмч. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси усси (1865–1925) и др. Рядом с этим списком решил поместить информацию и о тех новых реликвиях в Бухендорфе, о которых рассказывали прихожане собора.

Из Гаутинга в сторону баварской деревни, созданной на территории некогда бывшего кельтского поселения, ведет красивая тропа. В моих руках толстая ветка-посох с прикрепленным к ней гребешком морской раковины – традиционным и древним атрибутом в экипировке баварского паломника. О символизме морской раковины рассуждал в своих трудах святой Августин (354–430). В Германии такая створка раковины издавна ассоциируется со «странствующим Народом Божиим», а значит – с паломничеством и так называемым посохом св. Иакова – посохом паломников, навершием которого и служил гребешок раковины. Об этом рассказывала недавно проходившая в Мюнхене выставка по истории паломничества.

В немецком церковном искусстве створка раковины является также символом святого апостола Иакова и посвященного ему святилища в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Со времен Средневековья это – главное место паломничества верующих Западной церкви. В таком качестве изображение раковины известно с начала XII века, одновременно раковина стала атрибутом и самого святого апостола Иакова, и паломников вообще.

Кстати, створку раковины можно обнаружить и в гербе монастыря Schottenkloster в Регенсбурге, а также в Мюнхенской Резиденции, где морскими и речными раковинами выложены стены в отдельных залах и беседках, они также инкрустированы и в уникальные произведения искусства.

И вот, размышляя по дороге в Бухендорф о паломнической раковине, я перевел глаза на высокие стебли июльской травы, украшенной бусинами утренней росы. Она напомнила и немецкий рассказ о жемчужине, скрывающейся в той же морской раковине.
В старых книгах, написанных готическим шрифтом, можно встретить информацию о том, что обыкновенная жемчужина в раковине якобы «рождалась из утренней росы». Не случайно в Баварии жемчугом украшали золотые оклады ценнейших церковных книг, бархат на реликвариях и русскую икону Смоленской Божией Матери.

Чудной «жемчужиной» в когорте-короне русских святых является и святая преподобномученица Елисавета, чьи мощи возвратились на ее историческую родину в Германию и хранятся теперь в основанном в 2005 году женском скиту в Бухендорфе, посвященном Великой княгине. Недавно в Мюнхене стало известно и о том, что из родного города святой Елисаветы Дармштадта монашествующим русского скита подарены и власы 12-летней Елисаветы.

Алтарь в скитуПочтить память святой Елисаветы в Бухендорф прибыли и паломники из Дармштадта, где выросла русская святая. Они привезли букеты цветов для украшения ими праздничной иконы святой. На молебен с водосвятием и на крестный ход с иконой святой Елисаветы, а также на устроенную трапезу в скитском саду взирали многие баварские жители соседних со зданием скита домов. Великая княгиня Елизавета Федоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; официально в России — Елисавета Феодоровна) (1864–1918), принцесса Гессен-Дармштадтская, была замужем за русским великим князем Сергеем Александровичем; она хорошо известна в современной Германии.

Свщмц. ЕлисаветаНасельницы скита хранят как великую святыню мощи святых преподобных Елисаветы и Варвары (сестры Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой. – прим. А.Х.), которые доставлены на немецкую землю из храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. В 2004–2005 годах эти мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. Затем мощи были возвращены в Иерусалим, откуда и были перенесены в Германию.

В Бухендорфе находятся также и частицы от гробов этих святых и часть белого сукна, покрывавшего тело прп. Елисаветы после обретения ее мощей.

Доставленные в 1921 году в Иерусалим останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары были погребены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Через 60 лет состоялось вскрытие гробниц прославленных новомучениц, мощи которых оказались частично нетленными. Кисть руки св. Елисаветы и рука св. Варвары были привезены на прославление Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Нью-Йорк. Торжественный акт перенесения мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины, произошел 2 мая 1982 года – в праздник святых жен-мироносиц. По некоторым данным, только 8 июля 2009 года Генпрокуратура России посмертно реабилитировала Великую княгиню Елизавету Федоровну.

Из прихода святых Жен Мироносиц в Венеции (Московский Патриархат) протоиерей Алексей Ястребов, пребывавший в паломничестве в Мюнхене и Бухендорфе, подарил обитателям скита частицу мощей святого Иоанна V (III) Милостивого, патриарха Александрийского († 620 или 619).

 

 Чудотворный образ «Николая-Утешителя» 

Свт. НиколайВ Баварии, а именно – в Мюнхене, хранится еще одна великая святыня, связанная с именем Великой княгини Елизаветы Федоровны, – чудотворная икона святителя Николая Чудотворца, называемая «Николаем-Утешителем». После трагической гибели супруга Великого князя Сергия Александровича эта икона в конце 19-го века была приобретена Великой княгиней и принесена ею в дар храму Александра Невского при Александровском подворье в Святом Граде Иерусалиме. После убиения Великой княгини монашествующие и прихожане на Святой Земле с особенным почитанием стали поклоняться этой иконе святителя Николая как чудотворному образу – «печаль, боль и грусть утоляющему и в путешествии оберегающему».

В начале 50-х годов прошлого века в Иерусалиме ходили слухи о том, чтобы якобы «СССР требует от Иордании имущество Палестинского Общества». По этой причине две неизвестные монахини при храме святого Александра Невского передали икону на сохранение (по другим данным – навсегда. прим. А.Х.) Иерусалимскому Патриарху. С июля 1960 года в Иерусалиме пребывала «инокиня в миру», вдова композитора Александра Глазунова Ольга Николаевна, получившая здесь после пострига имя Александра, в память о супруге.

В мае 1963 г. за свою благотворительность монахиня Александра получила от Патриарха Венедикта икону «Николая-Утешителя». У нее в гостях часто бывал и председатель Православного Палестинского Общества генерал М.Г. Хрипунов, выражавший надежду, что когда-нибудь в храм святого Александра Невского вновь возвратится чудотворный образ Николая Утешителя. Однако монахиня Александра отвечала на это только молчанием. Не желая расставаться с иконой Николая-Угодника, монахиня решила оставить ее у себя, а взамен подарила храму большой образ с Распятием Спасителя, который ныне находится на стене позади престола в храме св. Александра Невского.

Незадолго до своей смерти, наступившей в Иерусалиме 22 августа 1968 года, монахиня Александра приняла схиму, сохранив прежнее имя Александра. Начальник Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Антоний отказал похоронить новопреставленную монахиню на кладбище рядом с храмом Марии Магдалины. Известны и причины отказа: монахиня Александра когда-то встречалась с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I во время его визита на Святую Землю. Монахиня имела и свой взгляд на раскол и разделение в Русской Церкви. Похоронили схимонахиню Александру на греческом кладбище в Гефсимании. 10 мая 2000 года останки перезахоронили на кладбище женского монастыря Марии Магдалины в Гефсимании. Панихиду отслужил находившийся в то время на Святой Земле архиепископ Берлинский и Германский Марк. В перезахоронении участвовал и житель Мюнхена, прихожанин РПЦЗ Николай Гофман, ставший после смерти Елены Глазуновой-Гюнтер руководителем открывшегося в баварской столице Фонда А.К. Глазунова, где ныне и находится чудотворный образ из Иерусалима.

Сохранив обиду на РПЦЗ, Елена Глазунова-Гюнтер до своей смерти посещала богослужения только в Крестовоздвиженской домовой церкви Московского Патриархата в Мюнхене и была очень дружна с митрополитом Иринеем (Зуземилем), однажды поведавшем своим прихожанам об истории иконы «Николая-Утешителя» и ее обладательнице. После смерти монахини Александры в августе 1968 года ее дочь Елена перевезла в Мюнхен личные вещи матери, среди которых и была чудотворная икона, принадлежавшая некогда Великой княгине Елизавете Федоровне. Икона была установлена в комнате-часовне, где жила и молилась часто приезжавшая к дочери схимонахиня Александра. Дом Елены Глазуновой-Гюнтер после ее смерти стал тем зданием, где расположился мюнхенский Фонд им. А.К. Глазунова (Alexander Glasunow Foudation), которым стал заведовать Николай Гофман. Заодно это лицо заведует в Иерусалиме и Александровским подворьем, а окружение Гофмана стало рассказывать жителям Иерусалима и российским паломникам о том, что тот якобы даже имеет вторую фамилию «Воронцов» и «происходит из графского рода Воронцовых». Последнее, по мнению архиепископа Берлинского и Германского Марка, никак не соответствует действительности.

Ныне чудотворная икона также пребывает в «Доме Глазуновых» в Мюнхене на улице Am Perlacher Forst 190. Весной 2003 года здесь проходило очередное заседание всех членов Синода РПЦЗ, молившихся перед знаменитой иконой. По данным Николая Гофмана-Воронцова, «одна больная монахиня, приехавшая из Екатеринбургской епархии в Мюнхен для проведения медицинского исследования и более двух недель молившаяся перед чудотворной иконой, получила исцеление».

Продолжение следует…

 

Литература:

1.Chronik des Christentums. – Güttersloch-München: Chronik Verlag im Bertelsmann, 1997.
2. Rom und Bysanz. Archäologische Kostbarkeiten aus Bayern.- Prähistorische Staatssammlung München,1998.
3. Residenz München. Bearbeitet von H.Brunner; G.Hojer, L.Seelig und S.Heym.- M.: Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser; Garten und Seen; 1966.
4. Schatzkammer der Residenz München. Amtlicher Fürer. –M.: Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser; Garten und Seen. 1992.
5. Trophaea Bavarica Saneto Michaeli Frchagelo. ( Bayerische Sigeszeichen). – Мünchen, 1597; Regensburg 1997.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9