Праздник свидетельства
Иеромонах Иосиф: Крещение Господа нашего Иисуса Христа, Богоявление, свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе - все это происходит почти одновременно. В этот день мы празднуем явление Благодати, Богоявление или явление Святой Троицы, и праздновать такое возможно только осознанно. Каким образом Бог приоткрыл людям тайну своего Божества? Каким образом человек прикоснулся к познанию этой тайны? Как и нам сделаться участниками Богоявления или, как выражается апостол Павел, "сонаследниками вечной жизни" (Тит 3, 7)?
Диакон Августин: День Богоявления объединяет в себе множество смыслов. Каждый из этих смыслов говорит о свидетельстве. В Крещении Иоанн свидетельствует о том, что виден Грядущий. Бог свидетельствует об Иисусе – Посланном и Возлюбленном. Явление Духа говорит о начале мессианского времени – времени свидетельства о славе. «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2 Пет. 1, 3).
С нами Бог
О. Иосиф: Праздник Крещения, Богоявления - это праздник Нового Завета. Он может быть осмыслен и открыт только в свете Евангелия. В апостольском чтении на этот день Церковь предлагает нашему вниманию выдержки из послания апостола Павла к Титу "Ибо явилась благодать Божия спасительная всем человеком" (Тит 2,11), "Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения..." (Тит 3, 4-5). К "бане возрождения" причастен каждый христианин. Вода в христианском крещении - это уже не вода Иорданская, омывающая кающихся иудеев, это уже образ смерти и Воскресения. Это образ нового Рождения. Таким образом празднуя Крещение Господне мы празднуем и свое крещение. Это наш праздник.
О. Августин: Новозаветный текст говорит нам о Рождестве Христовом и о Его Воскресении как о событиях, никем не замеченных в истории. Но только в их свете история получает свой смысл и ясность прочтения. Событие же Крещения Христова, по словам Евангелия, было видимо всеми. Крещение Христово – это выход Мессии на проповедь, начало его служения, которое приводит Его на Крест. Вода крещения – образ смерти и воскресения – является, таким образом, не только символом нашего ухода от небытия и рождения в жизнь, но делаются знамением Его решения быть с нами.
Обещание доброй совести
О. Иосиф: Рождество и Крещение Господне в древнехристианской Церкви праздновались вместе. Один был день для празднования "явления благодати" - Богоявления и явления "человеколюбия Спасителя нашего Бога" - Рождества. Празднуя Крещение, мы празднуем рождение, но уже не физическое, а духовное. Именно погружение в водную стихию приобретает смысл преображения, изменения, нового благодатного рождения. В беседе с Никодимом Христос явно говорил ему об этом новом рождении. Понимание этого таинственного рождения для иудейского мудреца было великим испытанием, экзаменом на прочность знания закона.
Важно отметить, что именно крещение есть испытание, экзамен для каждого из нас. По свидетельству апостола Петра, крещение - это "обещание Богу доброй совести" (1. Петр 3, 21). Вот это обещание, мы должны хранить в течение всей своей осознанной жизни, т.е. каждый день сдавать духовный экзамен. Часто бывает, что люди, серьезно задумавшись над этим, в последнюю минуту отказываются от Крещения или откладывают его почти до самой смерти.
О. Августин: В беседе с Никодимом раскрывается соотнесенность Крещения и Воскресения, делается явным, что дела жизни Христовой, его слова и знамения не могут быть поняты и усвоены человеком доброй воли, не вошедшим в реальность бытийной соотнесенности с Воскресшим. Принимая крещение, человек совершает необратимое вечное доброе дело по отношению к себе самому, дает себе наполниться жизнью.
Освящение таинством
О. Иосиф: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет". (Ис. 9. 2.) Это пророчество ветхозаветного евангелиста Исаии было исполнено в Крещении Господнем. Миру воссиял свет Божества. От ныне не нужна пелена Моисея, от ныне завеса церковная раскрывается. Знаменательная связь между Богоявлением и Крещением, между водной стихией и новой, преображенной жизнью. Не случайно в народе такое трепетное отношение к воде. Часто воду называют живой, бодрящей, питательной. В Церкви вода освящается и становится "Святой Водой" или "Крещенской". Она обладает животворящей силой, но не сама по себе, а действием благодати Божией.
О. Августин: Действительно, воды освящаются не сами по себе, не открытием крана и взглядом на календарь. Воды освящаются молитвой Церкви, освящаются там, где молитва эта была произнесена, где слово Божие запечатлелось над водной стихией. Так, мы не только повторяем совершившееся почти две тысячи лет назад на Иордане, но становимся участниками Крещения Христова, приобщаемся богословской и исторической реальности события Богоявления. У некоторых древних авторов мы находим слова о том, что великое освящение вод богоявления является таинством. Однако, слово «таинство» употребляется здесь не в сакраментальном смысле, но для обозначения мессианской реальности, открывающейся нам в мире, к которому прикасается Христос.
День будущего
О. Иосиф: Готовясь к празднику Крещения Господня, к великому освящению воды, мы готовимся к принятию благодати, освящающей, укрепляющей и спасающей нас. В уставной паримии Великого освящения воды содержится такой призыв к людям: "жаждущии на воду идите", и далее пророк Исаия взывает: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко". (Ис. 55, 6) Это пророчество актуализируется каждый раз, когда мы с верой приступаем к целительной и живительной воде Крещения, когда мы проникаем духовным взором в тайну Богоявления.
О. Августин: Христос, тайну крещения Которого мы празднуем сегодня, это Христос воспринятый и являемый Церковью в свете пасхальной веры. Христос, освящающий мир и наполняющий его Своей силой, Христос, свидетельствующий о том, что история завершается, делаясь местом спасения и избрания.
Воды Богоявления, приобщиться к которым призываемся мы в эти дни, указывают нам Христа Славы, являющего Свою бесконечную победу в словах Апокалипсиса. Так праздник Богоявления становится местом нашего ожидания: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Апок. 22, 1-5).