Некоторые вопросы современной практики совершения Обедницы
В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуализацией для современной церковной богослужебной практики формирования единого чина Обедницы. Автор формулирует историю вопроса и делает предложение по возможному проекту чинопоследования.
Статья


Богослужение Изобразительных присутствует в суточном круге богослужения и обычно совершается в случаях, когда в храме не совершается Божественная литургия (Великим постом Изобразительны читаются перед Литургией Преждеосвященных Даров). Однако на практике данное богослужение дополняется чтением Апостола и Евангелия в тех случаях, когда Божественная литургия должна совершаться, но по тем или иным причинам не совершается. В таких случаях данное богослужение именуется Обедницей, как, например, в Каноннике. К вопросу данного богослужения обращались такие известные кантонисты как В. Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение совершения Обедницы можно встреть на специализированных форумах и сообществах священнослужителей.

Если до революции на каждом приходе имелся штатный священник и необходимости совершения Обедницы с причащением мирян необходимости не было, то в настоящее время один священник может быть единственным священнослужителем нескольких храмов. Так как совершать Божественную литургию чаще одного раза в сутки канонически запрещено, то в воскресные и праздничные дни священнику, имеющему на попечении несколько приходов, приходится самостоятельно решать проблему причащения мирян в храме, в котором он не может в этот день совершить литургию. Чин причащения болящих на дому совершенно не подходит к такому случаю, другого же уставного богослужения нет в практике Русской Православной Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод греческого чина богослужения, в котором за чином Изобразительных совершается причащение. Однако в этом богослужении нет столь необходимых чтений Апостола и Евангелия дня, нет поминовения живых и усопших, что естественно востребованно в приходской практике. Чтение Апостола и Евангелия на Изобразительных допускает Типикон.

Представляемый в качестве проекта чин Обедницы с дневными чтениями и причащением представляет собой попытку объединить имеющиеся практики воедино и, несомненно, нуждается в компетентной переработке, как следует из обсуждения данного чина в сообществе Устав.

Отдельно стоит заметить, что автором написана специальная молитва на вход с Евангелием, так как молитва литургии или малого входа вечерни не подходит по смыслу к данному богослужению. Внесено изменение в молитву перед возгласом Святая святым, так как священнослужитель уже причащался в текущий день. Предлагается для обсуждения целесообразность совершения мирной и малых ектений перед антифонами.

Чин обедницы с чтением Евангелия и причащением
 
Диакон: Благослови, владыко!
Иерей: Благословен Бог наш…
Первый антифон.
Псалом 102.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
 
Второй антифон
Псалом 145.
 
Единородный Сыне, и Слове Божий…
 
Третий антифон
Отверзаются Царские врата. Вход с Евангелием.
Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем…
Слава, и ныне:
Молитва входа: Владыко Господи Боже наш, просветивый мир светом Евангелия Твоего, просвети и нас входом святых Твоих к слышанию Божественных Твоих словес. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.[1]
Вход с Евангелием.
Тропари празднику или дню.
Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. И во веки веков.
Лик: Аминь.
 
Трисвятое:
 
Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие
 
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Сугубая (и заупокойная) ектения.
 
Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас Святый, егда приидеши во Царствии Твоем.
Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица Ваша не постыдятся.
Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
Слава:
Лик Святых Ангел и Архангел, со всеми Небесными Силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
И ныне:
Символ Веры
иерей раскрывает антиминс, ставит потир и дискос на него, кладет земной поклон, достает из дарохранительницы потребное количество Запасных Даров, кладет частицы на дискос, вливает теплоту в потир, кадит звездицу и покровцы, покрывает Дары на дискосе вкупе с потиром воздухом, кадит. Кладет поклон.
 
Ослаби, остави, прости Боже прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
 
Просительная ектения:
Исполним молитву (по подобию той, что совершается на вечерне и утрене) до христианския кончины…
Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:
Хор: Отче наш.
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Таже: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе, Господи. Священник молится:
Благодарим Тя, Царю невидимый, иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя, не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес.
Возглашение: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати Пречистое Тело Твое и Честную Кровь нами всем людем.
Таже трижды покланяется и возглашает: Вонмем.
Святая святым.
Иерей снимает воздух и покровцы, высыпает благоговейно частицы в потир.
Чтец: Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, утверди, вразуми сердце мое, и всю мою отими скверну. просвети мою мысль, да выну славлю, пою покланяюся, и глаголю: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. И причастен дня или гласа.
 
Открываются Царские врата и совершается причащение мирян, как на литургии.
 
Иерей, покадив Дары, берет святый дискос, передает его диакону, диакон, ничтоже глаголя, отходит в предложение и поставляет Их. Священник же, поклонився, и прием святый потир глаголет тайно: Благословен Бог наш, и обращся ко дверем, зря к людем, возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Пренеся потир в предложение, иерей свивает антиминс и благословляет народ: Благословение Господне на вас:
Буди Имя Господне благословено отныне и до века (трижды).
Слава, и ныне:
 
Псалом 33.
Диакон: премудрость. Лик: Достойно есть… иерей: Пресвятая Богородице… лик: Честнейшую…
Таже окончание по обычаю и целование креста.
 
Используемые источники:
1. В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. Стр. 313 по http://www.mpda.ru/publ/text/369458.html
2. Типикон Маркова глава на 24 февраля «Аще ли коея великия ради нужды в память святых великих имущих полиелей, не случится быти преждесвященней литургии». http://azbyka.ru/otechnik/?Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/tipikon=48_6#sel=1313:599,1313:615
3. Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psаlmodias, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1889. № 38http://www.mhzh.ru/ru/search/?s=%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&page=2
 
Обсуждение в Интернете:


[1] Молитва входа вечерни, как и литургии, не совсем подходят к данному богослужению.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

События
Еще 9