Мазырин Александр., свящ.
Конфессии: Христианство

Краткая биографическая справка:

Родился 2 мая 1972 г. в г. Волгограде. С 1982 г. постоянно проживает в г. Москве. В 1995 г. окончил Московский инженерно-физический институт, поступил в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. В 2000 г. окончил ПСТБИ. В феврале 2004 г. рукоположен во диакона. В марте 2004 г. решением диссертационного совета ПСТБИ удостоен степени магистра богословия за работу на тему «Юрисдикционные конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. в свете позиции ряда высших российских иерархов» (научный руководитель – протоиерей Владимир Воробьев). В октябре 2005 г. в Институте Российской истории РАН защитил измененный вариант магистерской диссертации как диссертацию на степень кандидата исторических наук под названием «Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. (в свете позиции высших иерархов)». В июле 2006 г. рукоположен во иерея ко храму святителя Николая в Кузнецах, в котором и продолжает служение. В октябре 2010 г. присвоено ученое звание доцента. В марте 2012 г. решением диссертационного совета ПСТГУ удостоен степени доктора церковной истории за работу на тему «Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и высшее церковное управление в условиях гонений со стороны власти и борьбы за единство Церкви». В декабре 2012 г. постановлением Священного Синода включен в состав новообразованного Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси.

В настоящее время является заместителем заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви и одновременно профессором кафедры истории Русской ПСТГУ. Читает курс лекций «Новейшая история Русской Православной Церкви» студентам Богословского факультета ПСТГУ, а также спецкурс «Новомученики и исповедники Российские» студентам ПСТБИ. Член Диссертационных советов ПСТГУ и СПбДА, а также редакционных коллегий «Вестника ПСТГУ» (серия II: «История. История Русской Православной Церкви») и «Церковно-исторического вестника».

Библиография работ автора:

Общий список публикаций

(по данным на октябрь 2013 г.)

 

Монографии, сборники документов

1.             Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах / Науч. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 442 с. (27а. л.)

2.            Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника: В 2 кн. / Сост. И. Г. Менькова при участии диак. А. Мазырина и Е. И. Большаковой. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005–2006.

3.            Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики / Сост. диак. А. Мазырин, В. А. Гончаров, И. В. Успенский. М.: ПСТГУ, 2006. 304 с.

4.             Лавров В. М., Лобанов В. В., Лобанова И. В., Мазырин А. В. Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М.: Русская панорама, 2008. 376 с. (Авторский вклад – 6 а. л.)

5.            Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года / Сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010, 2011. 424 с. (Авторский вклад – 5,5 а. л.)

6.             Мазырин А., свящ.Подвиг первосвятительского служения Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра, митрополита Крутицкого // Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 343–714. (27,3 а. л.)

 

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторских диссертаций

7.             Мазырин А., свящ.Легализация Московской Патриархии в 1927 году: скрытые цели власти // Отечественная история. 2008. № 4. С. 114–124. (1,1 а. л.)

8.             Мазырин А., свящ.Участие украинских архиереев в делах высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1925–1937 гг. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 1 (34). С. 41–58. (1,3 а. л.)

9.             Мазырин А., свящ.Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и советская власть: Причины конфликта в 1925 году // Российская история. 2010. № 2. С. 147–157. (1,2 а. л.)

10.          Мазырин А., свящ.Вопрос о Патриаршем Синоде в «межсинодский» период 1925–1927 гг. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 61–78. (1,3 а. л.)

11.         Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов: Следственные показания Г. А. Косткевича 1931 г. / Вступ. ст., публ. и примеч. свящ. А. Мазырина, О. В. Косик и А. Н. Сухорукова // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 70–87; 2011. Вып. 2 (39). С. 89–130. (Авторский вклад – 1 а. л.)

12.          Мазырин А., свящ.О пребывании в обновленческом и григорианском расколах Преосвященного Мелхиседека (Паевского), его «митрополитстве» и автономии Белорусской Православной Церкви в 1920-е гг. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 63–86. (1,8 а. л.)

13.         Требование заполнения анкеты сексота необязательно». Инструкция ГПУ Украины по организации групп «Живой Церкви» / Вступ. ст., публ. и примеч. свящ. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 5 (42). С. 111–123. (Авторский вклад – 0,5 а. л.)

14.          Мазырин А., свящ.Вопрос о призвании служителей Церкви в эпоху гонений: два взгляда современников // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 70–82. (1 а. л.)

15.          Мазырин А., свящ.«Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 20–43. (1,8 а. л.)

16.          Мазырин А., свящ.Проблема легализации Православной Церкви в СССР в середине 1920-х гг. // Российская история. 2012. № 3. С. 77–91. (1,5 а. л.)

17.         «Собор епископов весьма удивлен…»: Документы по истории лубенского и григорианского расколов и о роли ОГПУ в развитии из взаимоотношений / Вступ. ст., публ. и примеч. свящ. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 105–137. (Авторский вклад – 1,3 а. л.)

18.         «Дело это очень неприятное…»: Показания епископа Бориса (Рукина). 1925 г. / Публ. свящ. А. Мазырина // Исторический архив. 2012. № 5. С. 91–111. (Авторский вклад – 0,6 а. л.)

19.          Мазырин А., свящ.Легализация Московской Патриархии: незавершенный путь длиною в четверть века // Религии мира: История и современность. 2012. С. 404–427. (1,3 а. л.)

20.          Мазырин А., свящ.Попытка легализации церковного управления Ленинградской епархии в 1926 г. как предыстория «иосифлянско-алексиевского» разделения // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 23–53. (2,1 а. л.)

21.         «Москва в недоумении около моего имени…»: К истории раскольнической деятельности епископа Бориса (Рукина) / Вступ. ст., публ. и примеч. свящ. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 108–127. (Авторский вклад – 0,9 а. л.)

 

Научные публикации в других изданиях

22.          Мазырин А. В.К истории высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1920-х годах: новые документы св. митрополита Кирилла (Смирнова) // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. С. 190–196. (0,6 а. л.)

23.         «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. и примеч. Н. А. Кривошеевой и А. В. Мазырина// Богословский сборник. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001.С. 326–351. (Авторский вклад – 0,4 а. л.)

24.          Мазырин А. В.Следственное дело «Всесоюзной организации ИПЦ» как источник по новейшей истории Русской Православной Церкви // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2002 г. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 188–196. (0,7 а. л.)

25.         Вслед за июльской Декларацией / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина и О. Косик // Богословский сборник. Вып. 9. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.С. 297–322. (Авторский вклад – 0,1 а. л.)

26.         «Я иду только за Христом…»: Митрополит Иосиф (Петровых), 1930 год / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 9. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.С. 376–424. (Авторский вклад – 0,7 а. л.)

27.         О Церкви и государстве: Материалы полемики конца 1920-х годов / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 337–361. (0,7 а. л.)

28.         «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову»: Донесения из Ленинграда в Москву, 1927–1928 годы / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 362–385. (Авторский вклад – 0,3 а. л.)

29.          Мазырин А. В. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) // Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 386–431. (2,3 а. л.)

30.         «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову» и не только ему: Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 330–367. (Авторский вклад – 0,4 а. л.)

31.          Мазырин А. В. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. Вып. 11. С. 368–424; Вып. 12. С. 224–279. Вып. 13. С. 286–348. (9,1 а. л.).

32.          Мазырин А. В., Шкаровский М. В.Варлаам (Ряшенцев), архиепископ Пермский // Православная Энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2003. Т. 6. С. 598–600. (0,2 а. л.)

33.          Мазырин А. В.К вопросу о восстановлении церковно-административного единства между св. митрополитом Агафангелом (Преображенским) и митрополитом Сергием (Страгородским) в 1928 г. // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003 г. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 258–266. (0,8 а. л.)

34.          Мазырин А., диак.К вопросу о полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя: Взгляд историка церковной святости священника Сергия Мансурова // XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Т. 1. С. 272–280.

35.          Мазырин А., диак.Митрополит Ярославский Агафангел и спор о местоблюстительстве в 1926 году // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Вып. 1. С. 62–104.

36.          Мазырин А., диак.К истории высшего управлении Русской Православной Церкви в 1935–1937 гг. // XVI Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Т. 1. С. 161–172. (1,1 а. л.)

37.          Мазырин А., диак.Секретная деятельность ОГПУ против Русской Православной Церкви в 1927–1930 гг. (на примере Ленинграда) // Церковь и государственная власть России в ХХ веке: Пятые Арсеньевские чтения. Великий Новгород, 2006. С. 117–127. (0,6 а. л.)

38.          Мазырин А., свящ.Ярославская оппозиция митрополиту Сергию (Страгородскому) и митрополит Агафангел (Преображенский) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Вып. 3 (20). С. 71–110. (2,5 а. л.)

39.         Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ / Публ. и вступит. ст. свящ. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Вып. 3 (20). С. 136–147. (Авторский вклад – 0,3 а. л.)

40.          Мазырин А., свящ.Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария: К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) // http://www.sedmitza.ru/index.html?did=41717 (Размещено 9.03.2007). (1,2 а. л.)

41.         Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) / Публ. и вступит. ст. иер. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. Вып. 4 (25). С. 137–168. (Авторский вклад – 0,3 а. л.)

42.          Мазырин А., свящ.К истории взаимоотношений церковной и государственной властей в конце 1920-х – 1930-х гг. // XVII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. Т. 1. С. 256–264. (1,1 а. л.)

43.          Мазырин А., свящ.Попытки восстановления Патриаршества в 1935–1937 годы: Малоизвестные страницы истории // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 3. С. 31–33. (0,3 а. л.)

44.          Мазырин А., свящ.Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 58–67; Вып. 3 (24). С. 118–131; Вып. 4 (25). С. 62–70. (1,9 а. л.)

45.          Мазырин А., свящ.Священноисповедник епископ Виктор (Островидов) как представитель крайней оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) // Православная Русь. 2007. 15/28 мая. № 10 (1823). C. 3–10. (1 а. л.)

46.          Мазырин А., свящ.Подвиг первосвятительского служения Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) // Бердянские чтения: Богословская конференция на тему «Феномен святости в ХХ столетии». 23–25 октября 2007 года. Бердянск: [Б. и.], [2007]. С. 20–32. (1 а. л.)

47.          Мазырин А., свящ.От Святейшего Тихона к Святейшему Сергию: Вопрос о патриаршем строе в 1920–1930-е годы // 1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона: Материалы международной научной конференции. Москва. 19–20 ноября 2007 г. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 181–197. (1,2 а. л.)

48.          Мазырин А., свящ.Патриарший Местоблюститель митрополит Петр и русское зарубежье // XVIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. Т. 1. С. 241–250. (1,1 а. л.)

49.          Мазырин А., свящ., Хелемендик М.«Борисовщина» – григорианский раскол в Москве // Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 3. М.: О-во ревнителей Православной культуры; Музей «Кадашевская слобода», 2008. С. 58–73. (Авторский вклад – 0,3 а. л.)

50.          Мазырин А., свящ.Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–51. (1,2 а. л.)

51.          Мазырин А., свящ.Вклад новомучеников и исповедников Российских в сокровищницу святости Православной Церкви // Вiсник прес-служби УПЦ. 2008. Вип. 85. С. 11–13; Бердянские чтения: Святость как вершина духовной культуры. II международная научно-практическая конференция. 3–5 сентября 2008 г., г. Бердянск (Украина). Симферополь: Н. Орiанда, 2009. С. 61–68. (0,4 а. л.)

52.         Mazyrin A. Legalizing the Moscow Patriarchate in 1927: The Secret Aims of the Authorities // Social Sciences. 2009. Vol. 40. No. 1. P. 28–42. (1,2 а. л.)

53.          Мазырин А., свящ.Из истории церковного протокола конца 1920-х годов // http://www.bogoslov.ru/text/412311.html. (Размещено 2.06.2009). (0,6 а. л.)

54.          Мазырин А., свящ.Выбор мученического пути Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским) в 1925 году и его экклесиологическое значение // Почитание новомучеников ХХ столетия и восстановление национального исторического самосознания: Материалы Пятой ежегодной Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Москва–Саров–Дивеево. 20–22 июня 2008 года. Нижний Новгород: Глагол, 2009. С. 239–249. (0,6 а. л.)

55.          Мазырин А., свящ.Святой митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) – Ангел Церкви Российской // Свияжские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. 1. Свияжск, 2009. С. 5–11. (0,6 а. л.)

56.          Мазырин А., свящ.Вопрос о легализации Церкви при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре и зарождение «григорианского» («борисовского») раскола // XIХ Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Т. 1. С. 282–288. (0,8 а. л.)

57.          Мазырин А., свящ.Значение подвига новомучеников и исповедников Российских // Церковь и время. 2009. № 1 (46). С. 161–170. (0,4 а. л.)

58.          Мазырин А., свящ., Сухова Н. Ю.Научно-богословская аттестация в период гонений 1920–1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 99–115. (Авторский вклад – 0,6 а. л.)

59.          Мазырин А., свящ.Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол // http://www.bogoslov.ru/text/477054.html. (Размещено 1.10.2009); Вiсник прес-служби УПЦ. 2009. Жовт. Вип. 97. С. 10–17; Бердянские чтения. Из варяг в греки: возвращение к истокам. III Международная научно-практическая конференция. 8–10 сентября 2009 г. Симферополь: Н. Орiанда, 2010. С. 64–87. (1,2 а. л.)

60.          Мазырин А., свящ.Протоколы допросов и вопрос о церковном прославлении: случай архиепископа Феодора (Поздеевского) // Даниловский благовестник. 2009. Вып. 18. С. 55–57. (0,2 а. л.)

61.          Mazyrin Alexander.The Importance of the Self-Sacrifice of the New Martyrs and Confessors of Russia // A Cloud of Witnesses: Opportunities for Ecumenical Commemoration. Proceedings of the International Ecumenical Symposium. Monastery of Bose, 29 October – 2 November 2008. Geneva: WCC Publications, 2009. Faith and Order Paper. No. 209. P. 134–139. (0,4 а. л.)

62.          Мазырин А., свящ.Усвоение митрополиту Сергию (Страгородскому) титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» в 1934 году в восприятии современников // XХ Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. Т. 1. С. 316–322. (0,8 а. л.)

63.          Мазырин А., свящ.Крестный путь Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) на Урале (1926–1937) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 18–20 апреля 2010 г.). Екатеринбург: ИИА УрО РАН; Изд-во Екатеринбургской епархии, 2010. С. 347–355. (0,9 а. л.)

64.          Мазырин А., свящ.Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг. // http://www.bogoslov.ru/text/1108065.html (Размещено 24.09.2010); Вiсник прес-служби УПЦ. 2010. Жовт. Вип. 109. С. 9–15; Дайджест Богослов.ru. 2011. Вып. 3. С. 63–72. (0,8 а. л.)

65.          Мазырин А., свящ.Эволюция отношения Зарубежного Архиерейского Синода и его председателя митрополита Антония к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру в 1925–1927 гг. // Троицкое наследие. 2010. № 3. С. 30–39. (0,9 а. л.)

66.          Мазырин А., свящ.Священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский) как управляющий Московской епархией (1924–1925 гг.) // Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 7. М.: Луг духовный; О-во сохранения лит. наследия; Кадашевская слобода, 2010. С. 185–196. (0,7 а. л.)

67.          Мазырин А., свящ.Священномученик митрополит Петр (Полянский) – хранитель единства Церкви. // Московской духовной академии 325 лет: Юбилейный сборник статей в 2-х т. Т. 1. Кн. 2: История Московской Духовной Академии 1685–1995. М.: Московская духовная академия, 2010. С. 219–227. (1 а. л.)

68.          Mazyrin Aleksandr. Das Martyrertum des Patriarchatsverwesers Metropolit Petr (Poljanskij). Dokumentation seiner Geschichte: Ein Beispiel fur die Forschungsarbeiten der Orthodoxen Tichon-Universitat (Moskau) zur Verfolgung der Russischen Orthodoxen Kirche unter der Sowjetmacht //Ostkirchliche Studien. 2010. Vol. 59. No. 2. P. 328–343. (0,9 а. л.)

69.          Щелкачев А., свящ., Мазырин А., свящ., Филиппов Б. А.Церковно-государственные отношения в период коллективизации // XIX Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых: Материалы конференции. М., 2011. С. 42–71. (Авторский вклад – 0,3 а. л.)

70.          Мазырин А., свящ.Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.) // http://www.bogoslov.ru/text/1578803.html (Размещено 29.03.2011); XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 293–300. (0,9 а. л.)

71.          Мазырин А., свящ.Обстоятельства ареста Преосвященного Мелхиседека (Паевского) в конце 1925 года и вопрос о пребывании его в григорианском расколе // Минские епархиальные ведомости. 2011. № 1 (96). С. 90–94. (0,7 а. л.)

72.          Мазырин А., свящ.Патриарший Местоблюститель митрополит Петр и Русская Зарубежная Церковь // http://rocorstudies.org/?sid=130&aid=11416&idpage=rocor_articles (Размещено 29.05.2011). (1,6 а. л.)

73.          Мазырин А., свящ.Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских // http://pstgu.ru/news/life/science/2011/05/10/29723/; Журнал Московской Патриархии. 2011. № 6. С. 32–35. (0,4 а. л.)

74.          Мазырин А., свящ.Деятельность ПСТГУ по изучению гонений на Русскую Православную Церковь при советской власти на примере документирования истории мученического подвига Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) // http://pstgu.ru/scientific/newest/news_hist_RPC2/2011/05/31/30226/ (Размещено 31.05.2011). (0,9 а. л.)

75.          Мазырин А., свящ. Подвиг святительского служения в эпоху гонений //http://pstgu.ru/news/tech_notice/2011/10/27/32646/ (Размещено 27.10.2011); Материалы VIII Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции «Пастырь добрый» (г. Торопец, 11 октября 2011 года). Тверь: Седьмая буква, 2012. С. 8–14. (0,4 а. л.)

76.          Мазырин А., свящ.Подвиг Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2011. № 2. С. 37–56. (1,1 а. л.)

77.          Мазырин А., свящ.Вопрос об управлении Московской епархией в период ее вдовства в 1925–1934 гг. // Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 9. М.: Луг духовный; О-во сохранения лит. наследия; Кадашевская слобода, 2011. С. 179–195. (1,2 а. л.)

78.          Мазырин А., свящ. Подвиг новомучеников и исповедников Российских как плод тысячелетнего духовного возрастания России // Церковь и время. 2012. № 1 (58). С. 225–241. (0,8 а. л.)

79.          Мазырин А., свящ. Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства // http://pstgu.ru/news/life/science/2012/05/31/37740/; http://www.patriarchia.ru/db/text/2257926.html(Размещено 31.05.2012). (0,5 а. л.)

80.          Мазырин А., свящ.Вопрос об отношении к монархии в церковной полемике 1920-х гг. в России // http://www.bogoslov.ru/text/3185913.html (Размещено 4.03.2013); Северный Благовест. 2013. № 27. С. 8–14. (0,6 а. л.)

81.          Мазырин А., свящ.«Веруй и умей нести свой крест»: Жизнь и подвиг священномученика Петра (Полянского) // Журнал Московской Патриархии. 2013. № 5. С. 84–91. (0,8 а. л.)

82.          Мазырин А., свящ.Большой террор и Московская Патриархия: репрессии против ближайших сотрудников митрополита Сергия (Страгородского) // XХIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 28–35. (0,8 а. л.)

 

Рецензии

83.          Мазырин А., свящ.Вопросы церковной истории в светском учебном пособии. Рец.: Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2009. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 2010. 846 с. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 138–143. (0,4 а. л.)

 

Учебно-методические пособия

84.          Мазырин А., свящ.Новейшая история Русской Православной Церкви (с 1917 года): Программа курса. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009, 2011. 76 с. (3,7 а. л.)

85.          Мазырин А., свящ.Юрисдикционные конфликты новейшего периода в Русской Православной Церкви: Программа специального курса. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 50 с. (2,4 а. л.)

 

Прочие публикации

86.          Мазырин А., свящ.Митрополит Сергий: «Мое отношение к советской власти основано на маневрировании» / Беседовала Ю. Данилова // Нескучный сад. 2008. № 1. С. 20–25. (Интернет-версия: Был ли оправдан компромисс митрополита Сергия с советской властью // http://www.nsad.ru/?issue=44&section=9999&article=801)

87.          Мазырин А., свящ.Разделение РПЦ и РПЦЗ нельзя назвать расколом // Нескучный сад. 2008. № 6. С. 15. (Интернет-версия: http://www.nsad.ru/?issue=50&section= 9999&article=1081)

88.          Мазырин А., свящ.Опыт построения курса новейшей истории Русской Православной Церкви // III Валаамские образовательные чтения: Материалы конференции. Остров Валаам: Свет Валаама, 2010. С. 88–91.

89.          Мазырин А., свящ.Новомученики: за веру – или за царя и Отечество / Записал С. Ореханов // Нескучный сад. 2011. № 1. С. 16–17. (Интернет-версия: http://www.pravmir.ru/novomucheniki-za-veru-ili-za-carya-i-otechestvo/)

90.          Мазырин А., свящ.Наследники новомучеников: Комментарий к документу «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 6. С. 50–51. (Интернет-версия: http://www.patriarchia.ru/db/text/1606319.html)

91.          Мазырин А., свящ.«История показала правоту наших новомучеников» // http://www.patriarchia.ru/db/text/2528602.html. (Размещено 16.10.2012).

92.          Мазырин А., свящ.Советская власть vs Церковь // http://www.pravmir.ru/antireligioznaya-politika-sovetskoj-vlasti-i-reakciya-cerkvi-na-nee/ (Размещено 29.12.2012).

93.          Мазырин А., свящ.Учредил ли Сталин РПЦ МП? // Нескучный сад. 2013. № 4. С. 41–43. http://www.nsad.ru/articles/uchredil-li-stalin-rpc-mp (Размещено 24.01.2013).

94.          Мазырин А., свящ. Сталин и Церковь: мифы и реальность // http://www.sedmitza.ru/news/3529939.html (Размещено 5.03.2013).

95.          Мазырин А., свящ. Сталин ииерархи:встреча в Кремле // http://www.pravmir.ru/stalin-i-ierarxi-vstrecha-v-kremle (Размещено 4.09.2013).

96.          Мазырин А., свящ.Место женщин в Соборе новомучеников и исповедников Российских // http://pstgu.ru/news/life/history_rpc/2013/10/29/48859/ (Размещено 29.10.2013).

 

Научное редактирование монографий и сборников документов

1.             Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов: Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 398 с.

2.             Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. 384 с.

3.             Пономаренко Д., диак., Епископ Стефан (Никитин). М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 960 с.

4.             Фирсов С. Л. Искусившийся властью: История жизни митрополита Питирима (Окнова). М.: ПСТГУ, 2011. 236 с.

5.             Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 624 с.

6.             Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М.: Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 2011. 544 с.

7.             Косик О. В.Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 280 с.

8.             Шевченко Т. И.Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 500 с.

9.             Головкова Л. А., Хайлова О. И.Пострадавшие за веру и Церковь Христову: 1917–1937 / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 656 с.

10.         Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн. / Вст. ст., примеч., подг. текста О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

 

Редактор серии «Слово исповедников ХХ века»

1.             Серафим (Звездинский), еп., сщмч.«Поет душа моя, Тобою вознесенная!»: Молитвословия сщмч. Серафима (Звездинского), составленные в заключении / Сост. И. Г. Менькова. М.: ПСТГУ, 2008. 168 с.

2.             Жураковский, Анатолий, свящ. «Мы должны все претерпеть ради Христа…»: Проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве / Сост. П. Г. Проценко. М.: ПСТГУ, 2008. 348 с.

3.             Правдолюбов, Сергий, прот., сщисп. «О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Таин»: Завещание Соловецкого узника. М.: ПСТГУ, 2008. 80 с.

4.             Мечев, Сергий, сщмч.«Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с.

5.             Тихон (Беллавин), Патриарх, свт. «В годину гнева Божия…»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона / Сост., авт. статьи Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2009. 296 с.

6.             Экземплярский В. И. Жизнь и Свет: Богословские беседы. М.: ПСТГУ, 2009, 288 с.

7.             Серафим (Звездинский), еп., сщмч.Хлеб небесный: Проповеди о Божественной Литургии / Сост. И. Г. Менькова. М.: ПСТГУ, 2010. 120 с.

8.             Свенцицкий, Валентин, прот. Диалоги: Проповеди, статьи, письма / Сост., автор вступ. ст. С. В. Чертков. М.: ПСТГУ, 2010. 522 с.

9.            «Приспело время подвига…»: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонения на Церковь / Сост., автор вступ. ст. Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2012. 522 с.

10.          Афанасий (Сахаров), еп., свт.«Какое великое утешение – вера наша!» Избранные письма святителя Афанасия Ковровского / Сост., автор вступ. ст. О. В. Косик. М.: ПСТГУ, 2012. 470 с.

 

Научное консультирование докторской диссертации

1.             Марченко А. Н., прот. Религиозная политика Советского государства в 1958–1964 гг. и реакция Русской Православной Церкви на «хрущевские» гонения. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. церк. ист. М., 2013.

 

Научное руководство кандидатскими и магистерскими диссертациями

1.             Кострюков А. А.Русская Зарубежная церковь и Патриарх Тихон (1920–1925 гг.). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 2007.

2.             Шевченко Т. И. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и его роль в становлении Финляндской Православной Церкви (1917–1957). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богосл. М., 2009.

3.             Марченко А. Н., прот. Архиерейское служение в эпоху гонений на примере деятельности архипастырей Пермской епархии в период подготовки и проведения «Хрущевской церковной реформы». Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богосл. М., 2010.

4.             Шевченко Т. И. Валаамский монастырь в общественно-церковной жизни Финляндии (1917–1957). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 2010.

5.             Семенов К. А.Закрытые заседания Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.Дисс. на соиск. уч. степ. маг. религиоведения. М., 2007.

6.             Титушкин А. А.Митрополит Евлогий и его взаимоотношения с Карловацким Синодом и Русской Православной Церковью в период с 1921 по 1931 г. Дисс. на соиск. уч. степ. маг. теологии. М., 2008.

7.             Николаев С. К.Священномученик архиепископ Углический Серафим (Самойлович) как Предстоятель Русской Православной Церкви. Дисс. на соиск. уч. степ. маг. теологии. М., 2010.

8.             Овсянников П. А.Последствия обновленческого раскола в жизни Русской Православной Церкви в середине XX века: кадровый аспект. Дисс. на соиск. уч. степ. маг. теологии. М., 2010.

Статья
Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов
В статье профессора, доктора теологии, доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина рассматриваются произошедшие в результате поражения Османской империи в Первой мировой войне и революции в России изменения в положении Русской и Константинопольской Православных Церквей и в их взаимоотношениях друг с другом. Констатируется крайняя политизированность греческих церковных деятелей, их стремление к господству в православном мире с одновременной готовностью идти на различные уступки англосаксонским кругам, вплоть до вероучительных. Обращается внимание на интересы западных держав (Великобритании, Франции и др.) в дележе так называемого Османского наследства, а также на церковно-политические противоречия в греческой среде, в том числе и весьма неприязненные взаимоотношения между руководителями эллинистических Церквей (Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Элладской). Показывается процесс развертывания экспансии Константинопольской Патриархии и реакция Русской Православной Церкви на антиканонические притязания фанариотов.
Статья
К истории обновленческого раскола в Закавказье и неудачных проектов примирения Русской и Грузинской Православных Церквей (1922–1923 гг.)
Статья доктора теологии, доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина посвящена начальной истории обновленческого раскола в советском Закавказье, главным образом — в Бакинской епархии. Основными источниками информации послужили написанные в июле 1923 г. письма святому Патриарху Тихону последнего управляющего Кавказским Экзархатом епископа Бакинского Павла (Вильковского) и деятельного бакинского иеромонаха Арсения (Соколовского). Закавказское обновленчество имело свою специфику. Основным фактором раскола стала личная неприязнь к правящему архиерею со стороны наиболее влиятельного бакинского протоиерея Александра Юницкого, который, однако, даже при поддержке со стороны советской власти не смог добиться в епархии решающих успехов в период пребывания Патриарха Тихона в заключении. Напротив, после освобождения Патриарха положение обновленцев в советском Азербайджане улучшилось, что в целом для церковной ситуации того времени в СССР было нехарактерно. Возникновение обновленческого раскола оказало влияние и на развитие непростых отношений между Русской и Грузинской Церквами. Грузинский Католикосат был готов принять в свою юрисдикцию негрузинские православные приходы Грузии, Армении, Аджарии и Абхазии, частично возглавленные в начале 1923 г. бывшим викарием Патриарха Тихона епископом Димитрием (Добросердовым), хотя назначение в Тифлис тот получил от обновленческого «Высшего Церковного Управления», в подчинение которому он тогда формально находился.
Статья
Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений
Вспоминаем статью доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, в которой сравниваются церковно-политические позиции двух высших иерархов Русской Церкви 1920–1930-х гг. – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и его заместителя митрополита Нижегородского (затем Московского) Сергия (Страгородского). Автор стремится проследить, как близость взглядов обоих архиереев, выражавшаяся в приверженности аполитичности Церкви, в дальнейшем преобразилась до полного расхождения во мнениях. В публикации подчеркивается, как позиция каждого из митрополитов повлияла на их судьбы и на жизнь Русской Церкви в целом.
Статья
Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х–1930-х гг.)
Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Вспоминаем доклад священника Александра Мазырина, представленный на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского государственного университета, где анализируются причины неприятия этой политики в церковных кругах.
Статья
Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг.
Вспоминаем доклад священника Александра Мазырина на конференции «Единство Святой Руси: прошлое, настоящее, будущее» (город Бердянск Запорожской области, 30 августа 2010 г.) посвящен важным эпизодам новейшей церковной истории, в которых выявилось единство православной иерархии России и Украины в борьбе с инспирированными богоборческой властью расколами — лубенским и григорианским.
Статья
Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол
Вспоминаем статью магистра богословия, кандидата исторических наук (ныне доктора церковной истории), доцента (ныне профессора) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерея Александра Мазырина, в которой рассматривается позиция Константинопольской  Патриархии в отношении обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920–1940-е годы. Описываются  усилия обновленческого «Священного  Синода», направленные на получение признания со стороны православного Востока, закулисные действия советской власти в поддержку обновленцев и реакция Московской Патриархии на контакты Фанара с раскольниками.
Статья
К столетию величайшего «разбоя» в истории Русской Церкви: обновленческий лжесобор 1923 г. глазами безбожников, раскольников и православных современников
В статье доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина рассматривается восприятие современниками центрального события крупнейшего в истории России церковного раскола — обновленческого «Поместного Собора» 1923 г. Показывается взгляд на него его главных негласных инициаторов и кураторов: председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого (Бронштейна) и других партийно-чекистских деятелей и институций, что позволяет понять, зачем нужен был этот псевдособор и как он был направляем к предусмотренной цели. Дается краткий обзор посвященных «собору» публикаций в коммунистической печати («Правде», «Известиях ВЦИК», «Безбожнике»). Далее рассматривается обновленческая печать, как повременная, так и целевая (три издания материалов лжесобора, осуществленные в 1920-е гг.). Наиболее очевидной исторической аналогией, которую видели православные при оценке московского раскольнического собрания 1923 г., был «Разбойничий собор» в Эфесе, состоявшийся в 449 г. В целом же практически все неравнодушные современники рассматриваемого события усматривали в нем прежде всего политическую акцию.
Статья
На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг. Часть 2: Переговоры с «Живой Церковью» Владимира Красницкого
В статье профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина рассматриваются попытки под видом церковного примирения навязать Патриарху Тихону и его сторонникам фактическое подчинение раскольникам-обновленцам и стоявшим за последними органам советской власти. Особенно соблазнительный для православных верующих поворот история получила весной-летом 1924 г., когда в советских газетах стали тиражироваться сообщения о якобы достигнутом соглашении Патриарха с «протопресвитером» Владимиром Красницким (наиболее одиозным представителем раскола) и объединении «тихоновцев» с «живоцерковниками» с целью последующей совместной борьбы с «церковной контрреволюцией». В действительности, хотя святитель Тихон и был вынужден вступать в переговоры с обновленцами, обязательным условием восстановления церковного общения с ними было публичное покаяние раскольников, которое те приносить не собирались.
Статья
Обновленческий раскол и собор обновленцев 1923 года глазами православного епископата, близкого Патриарху Тихону
Публикация вводит в научный оборот ранее неизвестное послание лета 1923 г. близких Патриарху Тихону православных епископов, выявленное в архивном фонде архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). Предположительно, составителями послания могли быть архиепископ Иларион (Троицкий), епископ Гурий (Степанов) и др. Дается обоснование неправославности обновленческого собора 1923 г. по способу созыва, по составу и характеру его постановлений. Завершается послание призывом к остальным православным российским епископам присоединиться к голосу создателей документа, а вождям раскола — покаяться и воссоединиться с Церковью.
Статья
На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг.
В статье доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Владимировича Мазырина рассматриваются попытки под видом церковного примирения навязать Патриарху Тихону и его сторонникам фактическое подчинение раскольникам-обновленцам и стоявшим за последними органам советской власти. Активная дезинформационная кампания велась в советской и раскольнической печати. Её отголоски надолго сформировали стереотипное представление, будто бы святитель Тихон и его сподвижники в определённый момент были готовы пойти на крайние уступки обновленцам. В действительности, хотя святитель Тихон и был вынужден вступать в переговоры с обновленцами, обязательным условием восстановления церковного общения с ними было публичное покаяние раскольников, которое те приносить не собирались.
Книги
Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: Материалы научно-практической конференции (ПСТГУ, 25–26 февраля 2019 года)
В сборнике представлены материалы конференции, прошедшей 25–26 февраля 2019 года в Свято-Тихоновском университете в Москве, целью которой была оценка неканонических действий Константинопольского Патриархата на Украине. Конференция собрала значительное число участников, в том числе из других стран, поделившихся в ходе заседаний своими соображениями и переживаниями относительно развивающегося общецерковного кризиса. Организаторы конференции исходили из того, что в ситуации явного нарушения церковного порядка невозможно оставаться равнодушным и хранить молчание. Тексты, вошедшие в сборник, объединены общей идеей о неоправданности действий Константинопольского Патриархата в вопросе об украинской автокефалии и попыткой с разных сторон обосновать подобное убеждение.
Книги
Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке
В предлагаемой читателю книге рассматриваются проблемные стороны взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX в., в частности поддержка Вселенской Патриархией обновленческого раскола в России в 1920 - 1930-е гг., простиравшаяся вплоть до евхаристического общения ее официального представителя в Москве с безблагодатным псевдоцерковным сообществом. Канонические нарушения Константинополя, совершенные из соображений политической конъюнктуры, привели к фактическому разрыву с ним Московской Патриархии и оттолкнули от него Русскую Зарубежную Церков, несмотря на то что ее тогда возглавлял большой почитатель Вселенского Престола митрополит Антоний (Храповицкий). В дальнейшем в связи с ликвидацией обновленческого раскола каноническое общение Москвы и Фанары восстановилось, но былой авторитет греческих Патриархов в России оказался основательно подорванным.
Статья
Переход митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Константинопольской Патриархии и срыв «Всеправославного Предсобора» («Просинода») сквозь призму фанаро-советских взаимоотношений
Данная публикация профессора ПСТГУ священника Александра Мазырина представляет собой доклад, прочитанный на ежегодной международной богословской конференции «Покровские чтения в Брюсселе», организатором которой выступает Свято-Троицкое Патриаршее подворье, находящееся в столице Бельгии.
Статья
Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений
В статье доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина сравниваются церковно-политические позиции двух высших иерархов Русской Церкви 1920–1930-х гг. – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и его заместителя митрополита Нижегородского (затем Московского) Сергия (Страгородского). Автор стремится проследить, как близость взглядов обоих архиереев, выражавшаяся в приверженности аполитичности Церкви, в дальнейшем преобразилась до полного расхождения во мнениях. В публикации подчеркивается, как позиция каждого из митрополитов повлияла на их судьбы и на жизнь Русской Церкви в целом.
Статья
Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность
Доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин посвятил свою статью личности и деятельности представителя Константинопольской Церкви в СССР архимандрита Василия (Димопуло). Данный материал является докладом, представленным на XII Кадашевских чтениях «Москва и Россия: между прошлым и будущим» (Москва, 13–14 декабря 2012 г.).
Статья
Вопрос об отношении к монархии в церковной полемике 1920-х гг. в России
Портал «Богослов.Ru» публикует доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, сделанный на VII Международных образовательных Сретенских чтениях «400-летие Дома Романовых» (Хельсинки, 17 февраля 2013 г.). В данном материале предпринимается попытка рассмотреть, насколько для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой богоборческой власти – была характерна приверженность монархии.
Статья
Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.)
Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Причины неприятия этой политики в церковных кругах анализируются в докладе, представленном на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ священником Александром Мазыриным.
Статья
Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг.
Доклад священника Александра Мазырина на конференции «Единство Святой Руси: прошлое, настоящее, будущее» (г. Бердянск Запорожской обл. 30 августа 2010 г.) посвящен важным эпизодам новейшей церковной истории, в которых выявилось единство православной иерархии России и Украины в борьбе с инспирированными богоборческой властью расколами – лубенским и григорианским.
Статья
Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол
В статье магистра богословия, к.и.н., доцента ПСТГУ иерея Александра Мазырина рассматривается позиция Константинопольской  Патриархии в отношении обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920–1940-е годы. Описываются  усилия обновленческого «Священного  Синода», направленные на получение признания со стороны православного Востока, закулисные действия советской власти в поддержку обновленцев и реакция Московской Патриархии на контакты Фанара с раскольниками.
Статья
Из истории церковного протокола конца 1920-х годов
Статья посвящена малоизвестным страницам деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), а именно его попыткам упростить титулование архиереев (исключить прибавку «Высоко» к титулу «Преосвященный» и изъять из формулы богослужебного поминовения слово «Господин») и упорядочить дело награждения клириков. Предложенные митрополитом Сергием правила награждения сопоставляются в статье с «Положением о наградах Русской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором 2004 г. В свете последних постановлений Священного Синода «о необходимости упорядочить практику награждения епископов, клириков и мирян иерархическими и общецерковными наградами Русской Православной Церкви» (Журнал заседания № 43 от 27 мая 2009 г.) подходы, предложенные в 1927-1928 гг. будущим Святейшим Патриархом Сергием, представляются особенно актуальными.
Библиография
Попытки восстановления Патриаршества в 1935-1937 годы. Малоизвестные страницы истории
Статья
Поместный Собор 1917–1918 годов и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 года)
В статье1 последовательно рассмотрены передаточные акты высших иерархов Русской Церкви и обстоятельства их вступления в силу в период от Поместного Собора 1917–1918 годов до Поместного Собора 1945 года, отменившего завещательный способ преемства патриаршей власти.
Статья
Легализация Московской Патриархии в 1927 году:скрытые цели власти. (Отечественная история 2008 г. №4 С.114-124)
Выяснение скрытых целей какого-либо участника исторического процесса задача крайне сложная. Помимо хорошего знания самого процесса она требует от историка чёткого понимания логики развития каждого субъекта и умения "взвешивать" внешние проявления скрытых целей. Ситуация осложняется ещё и тем, что при достаточно большом количестве публикаций на тему церковно-государственных отношений, историческая наука ещё не выработала взвешенной академической позиции по данной проблеме. Автор предлагаемой статьи достойно справился с этой сложной задачей.
Библиография
Легализация Московской патриархии в 1927 году: скрытые цели власти

Другие публикации на портале:

Еще 9