Вышел новый номер НГ-Религии от 16.07.2008.
Вопрос автокефалии на  Украине, Бессарабский вопрос, ислам в Великобритании, христиане в Ливане, католическое неоконсервативное движение мирян.
Статья

Незалежная Церковь в незалежном государстве

Константинопольский Патриарх Варфоломей I собирается возглавить торжества 1020-летия Крещения Руси на Украине. На официальном сайте Вселенского Патриархата сообщается, что делегация во главе с Варфоломеем I едет в Украину не только по просьбе президента Виктора Ющенко, но и по приглашению Алексия II. Представитель секретариата президента Украины Юрий Богуцкий сообщил 3 июля о том, что в Киев на православные торжества выразили готовность приехать также Патриарх Иерусалимский Феофил III и Патриарх Александрийский Феодор II. В Москве заявляют, что во всех трёх случаях приглашали лишь представительские делегации от этих Восточных Церквей, а не их лидеров.

Недовольство в Москве вызвали слова Богуцкого о том, что президентом Ющенко будет поднят вопрос о создании единой поместной Украинской Православной Церкви, для чего сейчас имеется «историческая возможность».

Историческая возможность – это одновременное присутствие в Киеве глав трех из четырех древних Восточных Патриархатов. Авторитета Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского Патриархов достаточно для каноничности создания единой поместной УПЦ, несмотря на протесты Московского Патриархата. Из древних Церквей РПЦ в этом споре может поддержать разве что Антиохийский Патриархат.

О решимости Константинополя вмешаться в украинские церковные дела свидетельствует майская встреча делегации Вселенского Патриархата во главе с митрополитом Галльским Эммануилом (Адамакисом) с представителями Киевского Патриархата. На сторону Константинополя в украинском вопросе может встать Грузинская Православная Церковь во главе с Патриархом-Католикосом Илией II, у которой с РПЦ есть серьезные разногласия по поводу церковных дел в Абхазии. Даже Элладская Православная Церковь, традиционно считавшаяся союзником Москвы в дипломатической игре против Варфоломея I, при новом Архиепископе Афинском Иерониме II взяла курс на сближение с Константинополем. Представители всех этих Церквей также прибудут в Киев. Такая сложная ситуация требует продуманной стратегии, а не гневных филиппик.

Церковный заказ для Великой Румынии

Группа из 44 священников Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви требует отставки митрополита Петра (Пэдурару). Митрополиту Петру вменяется в вину то, что он «способствовал политизации деятельности митрополии» и не идет на диалог со священнослужителями. Недовольные просят направить в митрополию викарного епископа или же перевести ее в прямое подчинение Патриарху.

Бессарабская митрополия – камень преткновения во взаимоотношениях Московского и Румынского Патриархатов. Эта церковная структура была создана на территории Молдавии в 1992 году и получила государственную регистрацию в 2002 году по настоянию Страсбургского суда. Нынешний митрополит Петр – бывший епископ Русской Православной Церкви, самовольно перешедший под омофор Румынского Патриарха. В Москве Молдавию считают канонической территорией РПЦ и Бессарабскую митрополию не признают. В интервью агенству "Интерфакс" епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл (Михэеску) заявил, что постановление о признании «Бессарабской митрополии» было политическим решением Страсбургского суда, но никто из православных Патриархов, за исключением, конечно, Румынского Патриархата, эту «церковную» структуру не признал. Это инструмент для выполнения политических заказов бухарестских политиков, которые неустанно грезят о присоединении независимого государства Молдова к Великой Румынии.

Протоиерей Петр Бубуруз, один из клириков Бессарабской митрополии считает, что митрополией де-факто руководит один из лидеров правой прорумынской Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков. Он распределяет денежные средства, манипулирует митрополитом Петром.

Интересна реакция Бухареста на этот демарш. Ведь 44 священника – около трети духовенства Бессарабской митрополии. Эксперты считают что, переход недовольных под юрисдикцию Москвы маловероятен, т. к. Молдавскую митрополию Московского Патриархата пытается использовать в своих целях другая политическая сила Молдовы – правящая Компартия.

Мусульмане заручились поддержкой лорда

В Британии новый виток дискуссии вокруг возможного включения норм шариата в законодательство страны. Лорд Филлипс, выступая перед лондонским Мусульманским советом в целом поддержал архиепископа Кентерберийского Роуэна Филипса (разрешить британским мусульманам в ряде случаев: брак, развод, финансовые сделки, внутриобщинные и внутрисемейные конфликты - руководствоваться шариатом). Впрочем, он подчеркнул, что эти нормы не должны противоречить британскому законодательству.

Выступление лорда-судьи вызвало оживление в британской печати. Так, Александра Фоусетт из Guardian считает, что архиепископ Кентерберийский хочет перевести религию из частной сферы в публичную, что грозит правовой неопределенностью и создаст разделение в обществе по религиозному признаку.

Газета Sunday Times пишет: «Гражданский договор может основываться на любых нормах, хоть на законах Азербайджана, если стороны с этим согласны и если это не противоречит британскому законодательству... Шариатские советы в Британии уже существуют, они занимаются гражданскими тяжбами, и все информированные мусульмане об этом знают».

Обозреватель Sunday Times Минетт Марин вообще не считает, что все британцы должны уважать мусульманские нормы и обычаи; относиться терпимо – да, но не уважать. От уважения до нежелательных перемен в обществе один шаг. Сегодня вы уважаете право мусульманина иметь несколько жен – завтра государство выплачивает этим женам пособие.

Мэттью Пэррис в Times пишет, что судья и архиепископ выступают за то, чтобы у мусульман была возможность не пользоваться правами, которые Великобритания им предоставляет. Это означает дискриминацию мусульманских женщин и молодежи: ведь получается, что община не обязана гарантировать им соблюдение их прав, а вне общины они просто не выживут.

Ливанский синдром

Представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископ Нифон (Сайкали) рассказал о христианах Ближнего Востока.

Ливан - самое демократичное государство на Ближнем Востоке. Но политические свободы создают благоприятный климат для споров, перерастающих порой в распри. Поэтому Ливан стал ареной столкновения интересов различных стран. США и Саудовская Аравия противостоят Ирану и Сирии, шииты пользуются покровительством Ирана, сунниты получают поддержку Саудовской Аравии. При этом внутренних противоречий, в том числе между религиозными общинами, не существует. Наши проблемы навязаны нам извне.

Православные ливанцы стараются не вмешиваться в это противостояние. По Конституции Ливана за православной общиной закреплены должности заместителей премьер-министра, председателя парламента, депутатские места и портфели нескольких министров. Христиане в Ливане не ищут иностранных покровителей, и поэтому настроены в большей степени на поддержку национальных интересов, нежели некоторые наши соседи.

У Иерусалимского и Константинопольского Патриархатов есть возражения против расширения русского присутствия на Ближнем Востоке. Оно вызывает нечто вроде ревности Церквей, священноначалие которых – этнические греки. Возможно, многие вспоминают прецедент с Антиохийской Церковью, когда не без подачи российской дипломатии Патриархами с 1898 года становятся этнические арабы (замечание корреспондента).

В любом случае, Московский Патриархат поддерживает Иерусалимский Патриархат как единое целое, не различая греков и арабов. А вот среди паствы Антиохийской Православной Церкви Востока сейчас остались только арабы. 2,5 миллиона в Сирии, Ливане, Ираке и 5,5 миллиона в диаспоре (Бразилия, Аргентина, США, Европа) – все арабы. Часть паствы Антиохийской Церкви проживает в Греции, эти приходы находятся на канонической территории Элладской Православной Церкви. Но прихожане все арабы: палестинцы, эмигрировавшие с Ближнего Востока в 1948 году, а также сирийцы и ливанцы.

Что касается православных Палестины, то они разделяют устремления своих соплеменников-мусульман по образованию своего государства, хотя в Палестине христиан осталось уже очень мало . В секторе Газа их вообще больше нет. Также большая часть христиан бежала из Ирака в Сирию.

Вселяет надежду то, что сами мусульмане озабочены ростом экстремизма среди своих единоверцев. Недавно проходила исламская конференция в Джидде (Саудовская Аравия), где саудовский король назвал христиан и иудеев «сыновьями Священного Писания». Готовится межрелигиозная конференция в Мадриде под эгидой монархов Испании и Саудовской Аравии. Важно, что власти мусульманских стран боятся религиозного радикализма.

Куда ведет этот "Путь"

Ватикан официально признал неоконсервативное движение мирян. В Ватикане 13 июня президент Папского совета по делам мирян кардинал Станислав Рылко по прямому указанию Папы Римского Бенедикта XVI подписал указ об утверждении Устава движения «Путь неокатехумената». Присутствовавший при этом создатель и руководитель движения  испанец Франсиско Хосе Гомес Аргуэльо Витц (бывший художник и бывший коммунист) не скрывал своего удовлетворения решением Ватикана.

«Движение, объединяющее более полутора миллионов активистов в 106, было признано и поддержано Святым престолом еще при Иоанне Павле II. С лидером «Пути» Папу связывали дружеские отношения и антикоммунизм. «Путь» считается одной из самых мощных и агрессивных неоконсервативных организаций в католическом мире.

Когда Кароль Войтыла стал Папой в 1978 году он столкнулся с тем, что храмы и семинарии пусты, традиционные религиозные Ордена (иезуиты, доминиканцы, францисканцы) заигрывают с теологией освобождения, клир постарел и численно сократился. Он понял, что не может рассчитывать на старые Ордена и обратил внимание на новые группы неоконсерваторов-мирян: «Опус Деи» и «Пути неокатехумената».

Движение «Путь» зародилось в 1964 году в трущобах мадридского предместья Вальекас.

Это не религиозный Орден, не братство и не ассоциация. Движение не имеет штаб-квартир в виде роскошных дворцов в Риме, как орден иезуитов и «Опус Деи», – только два жалких подвала в Мадриде и Риме. Руководят «Путем» сам Франсиско, его сподвижница монахиня Кармен Эрнандес и итальянский священник Марио Пецци. В движении «Путь» насчитываются 3 тыс. священнослужителей, совершающих богослужения под гитары, танцы и хлопанье в ладоши. Движение имеет 70 семинарий в разных странах мира, его адепты уже проникли в ряд правительств, армии и СМИ некоторых стран. Но основная сила «Пути» – в 16 тысячах общин, разбросанных по всему свету, члены  которых стремятся следовать образу жизни первых христиан, отказавшись от богатства, успеха, низменных земных удовольствий. После посвящения они платят «десятину», что делает движение очень богатым, хотя официально у него нет имущества, счетов, отчетности.

Членам «Пути» – а это на 70% новообращенные – внушают катастрофическое видение жизни, и что смыслом их существования является «новая евангелизация» мира. Дисциплина настолько жесткая, что, если молодые люди покидают общину, родителям запрещают с ними общаться. Женщинам предписывается иметь столько детей, сколько «Бог дал», а потому семьи очень многодетны, за счет чего число членов движения также стремительно растет.

Это похоже на секту. Однако в Католической Церкви никто не рискует употреблять это слово, помня, что Иоанн Павел II в 1990 году написал письмо, восхвалявшее деяния «Пути» и его создателя. Католическая Церковь в Испании, учитывая симпатии Ватикана, всегда относилась к движению положительно.

Проблема в том, что движение слишком замыкается на мощной фигуре своего неоспоримого лидера, которому уже 69 лет. Поэтому будущее движения представляется неясным.

Комментарии ():
Написать комментарий: