Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть вторая.
Вторая часть статьи Р. А. Силантьева, открывающей цикл публикаций о религиях вымышленных миров.
Статья

Неовизантийская империя

Вначале Империя не заметила нового врага:
потеря нескольких систем на окраинах,
казалось, не представляла угрозу,
и поэтому не беспокоила чиновников
«Нашествие тиранидов». Историческое эссе.

Крупнейшее государство мира «Warhammer 40.000» - Империум, или просто Империя, вопреки своему названию имеет не монархическую, а теократическую форму правления. От имени бога-Императора им управляет Совет высших лордов Терры, в который входят представители 16 самых влиятельных организаций - Администратума, Экклезиархии, Инквизиции и целого ряда других. Официальным языком Империума является высокий готик - дополненная англицизмами латынь, помимо него распространены более простой и примитивный низкий готик, язык техножрецов, а также несколько миллионов других языков и диалектов, среди которых упоминается и русский язык.

В Империум входит около 2 миллионов обитаемых миров разного типа - миры-кузницы (индустриальные центры), святые или храмовые миры (религиозные центры), миры-крепости (военные центры), миры-улья (главный ресурс - легко мобилизуемое население) и аграрные миры. Общая численность населения предположительно составляет несколько квадриллионов человек. Империум делится на 5 больших провинций-сегментумов: Сегментум Солар, Сегментум Темпестус, Сегментум Пасифик, Сегментум Обскурус и Сегментум Ультима, которые, в свою очередь, подразделяются на секторы и субсекторы. Административной столицей Империума является Святая Терра, полностью покрытая городами и имеющая многотриллионное население.

Империум определенно ассоциировался у творцов «Вархаммера» с Византийской империей, будучи похож на нее по своему устройству и даже символике - двуглавому орлу (аквиле), знаком которого осеняют себя законопослушные граждане этого государства. Власти Империума склонны к бюрократии, приобретающей здесь космические масштабы, коррупции и отличаются полным отсутствием гуманизма: для борьбы с разного рода сектами, которые здесь плодятся миллионами, они применяют самые жесткие методы, нередко уничтожая миллиарды собственных граждан в профилактических целях, чтобы не допустить дальнейшего распространения еретической заразы.

Технологии Империума позволяют строить пятнадцатикилометровые звездолеты и уничтожать целые планеты, однако распределены неравномерно и вообще находятся в состоянии длительной деградации. Техножрецы Марса крайне редко радуют новыми изобретениями и открытиями, в то время как старые технологии постепенно забываются. Научно-техническому регрессу весьма способствует и отсутствие в мире «Молота войны» мощных компьютеров - кровопролитные войны с мыслящими машинами, случившиеся еще до Великого Крестового Похода, надолго отбили у человечества тягу к созданию искусственного интеллекта. Именно поэтому Империум весьма широко использует холодное оружие, кавалерию и даже специальные подразделения трехметровых дикарей-огринов, которые рвут противника голыми руками, так как оружие им выдавать опасаются.

За исключением части эльдаров - «хороших» космических эльфов - друзей и союзников у Империума среди разумных и неразумных инопланетян нет. Межнациональная политика этого государства выражается в лозунгах «Вселенная - для людей!» и «Хороший чужой - мертвый чужой». Впрочем, окружающие Империум расы тоже не отличаются толерантностью - приверженцы Хаоса последовательно уничтожают всех инаковерующих: орки - всех неорков, некроны - всех живых существ, а тираниды - вообще всякую органику.

В Империуме военные действия развернулись на сотни фронтов одновременно и не затихают ни на минуту. Сторонники Хаоса периодически устраивают неожиданные набеги - Черные крестовые походы - из Глаза Ужаса, находящегося на «севере» от Терры. С «юга» к Терре прорываются флоты-улья тиранидов, в прямом смысле сжирающие все на своем пути. В том же направлении проводит свою агрессивную политику Империя Тау, населенная относительно гуманными гуманоидами, с которыми периодически удается договариваться о перемирии. Анархические орки, роботы-некроны, пиратствующие темные эльдары, а также многочисленные сепаратисты и сектанты досаждают Империуму на всей его протяженности.

Основу военной мощи Империума составляют Имперская гвардия и флот, насчитывающие миллиарды военнослужащих. Наиболее кровопролитные сражения разворачиваются на поверхности планет и ведутся в стиле Второй мировой войны: эшелонированные линии обороны с минными полями и колючей проволокой, удары танковыми клиньями, ковровые бомбардировки и прочие реалистисекие вещи. Оружие у враждующих сторон весьма разнообразно, однако не отличается сверхъестественной поражающей силой - танки, похожие на «КВ-2» и «Т-70», гаубицы и «Грады», лазерные и плазменные винтовки, ракетометы и подствольные гранатометы. «Фирменным» видом оружия для «Молота войны» является болтер - огнестрельное оружие, стреляющее разрывными реактивными снарядами - болтами, и цепной меч (пиломеч) - гибрид меча и бензопилы.

Интересно отметить, что мир «Молота войны» не отличается русофобией, свойственной, например, миру Мультиверсума Филиппа Пулмана. Среди планет WH40k выделяются знакомые названия: Козацы, Запориж, Кубань, Коссия и Шолохов. Кроме того, «русские» (именуемые здесь обычно востроянцами) живут на планетах Востроя, Вальхалла и Сталинваст. На страницах книг о вселенной «Молота войны» можно встретить инквизитора Федора Карамазова, полковника графа Тощенко, счетовода Лизу Чайкину; корабли «Экклезиарх Невский», «Эйзенштейн» и «Оборона Сталинваста».

Где-то на окраине Империума живет средневековая планета Warhammer Fantasy battle, населенная людьми, эльдарами, вездесущими орками и целым рядом других народов. Как и во всем Империуме, на ней идет война с ордами Хаоса, традиционно прорывающимися с севера. Человеческие государства, в которых можно узнать священную Римскую империю, Францию и Россию, исповедуют разные политеистические религии и в союзе со «светлыми» эльдарами воюют с демонопоклонниками и вставшими на их сторону гигантскими крысами-мутантами, вампирами и мумиями.

 

 

Добро с цепными кулаками и тяжелыми огнеметами

Молитва очищает душу, а боль - тело.
Вместе они необходимы для выживания человечества.

Исповедник Ганинимус

 

Самой страшной для врагов (и друзей) организацией Империума является Инквизиция, «левая рука Императора». В отличие от исторической инквизиции, которая вопреки распространенному мнению была организацией вполне мирной и крайне редко выносила смертные приговоры, Инквизиция «Молота войны» собственноручно истребляет большую часть обнаруженных в пределах Империума еретиков, мутантов и чужих-ксенсосов. Помимо защиты чистоты веры и расы Инквизиция занимается разведкой и контрразведкой, научными изысканиями, борьбой с коррупцией и особо опасными организованными преступными группировками.

Три главных подразделения Инквизиции: Ордо Еретикус, Ордо Ксенсус и Ордо Маллеус - специализируются, соответственно, по борьбе с еретиками, инопланетянами и демонами варпа. При этом инквизиторы обладают всеми мыслимыми полномочиями, могут действовать в обход закона и устраивать геноцид мирного населения, который обычно выражается в экстерминации (уничтожение) биосферы целой планеты. На крайние меры они, кстати, идут весьма часто, свидетельством чему служат сотни выжженных миров.

У Инквизиции есть свой флот и подразделения специального назначения, костяк которых составляют бойцы космодесанта, члены военно-монашеских орденов. Самые лучшие из них служат в специальных инквизиторских орденах, наиболее известен из которых орден Серых рыцарей - элитных психобойцов-демоноборцев. Впрочем, обычно инквизиторы, которые действуют как поодиночке, так и группами, используют для своих целей обычные части Императорской гвардии и флота.

Среди инквизиторов выделяется несколько партий, члены которых по-разному понимают специфику своей работы. Например, пуритане абсолютно бескомпромиссны в деле уничтожения исчадий варпа, а радикалы, наоборот, считают возможным использовать их в своих целях, приручая демонов и натравливая их на другую нечистую силу. Из числа последних многие в конце концов сами переходят на сторону Хаоса, после чего уничтожаются своими бывшими коллегами по партии.

Параллельно с Инквизицией, с демонами и еретиками борется и непосредственно Экклезиархия, имеющая свои собственные вооруженные силы - Фратрис и Сороритас (братства и сестричества). Наиболее известны из них Адептус Сороритас - Сестры Битвы, женские спецбатальоны Экклезиархии. Их история восходит ко временам Ереси Вандира, когда безумный экклезиарх Гож Вандир едва не вверг Империум в глобальную гражданскую войну. После ликвидации Вандира, осуществленной капитаном его личной охраны («Невесты Императора») Алисией Доминикой, Экклезиархия была частично отделена от государства, а ее силовые структуры реформированы в сторону значительного сокращения. Ядро новой экклезиархической армии составили «Невесты Императора», переименованные в Сестер Битвы.

Сестрами Битвы руководит Мать-Настоятельница при помощи конвента глав орденов - Каноннесс. Среди орденов Адептас Сороритас выделяются боевые, медицинские, дипломатические и исследовательские, наиболее известны среди которых первые, укомплектованные специально подготовленными боевыми монахинями. Сестры Битвы рекрутируются из выпускниц миссионерской Школы Прогениум - девочками-сиротами, родители которых погибли на службе Империуму. Отсутствие генных модификаций и дополнительных органов, присущих космодесантникам, Сестры Битвы компенсируют большей фанатичностью, легко управляясь с теми же видами вооружений и весьма впечатляя своей боевой эффективностью.

 

Чужие религии и религии Чужих

Сожги еретика! Убей мутанта! Зачисти нечисть!
Девиз карательных подразделений Империума

 

«Хорошему» Империуму целенаправленно противостоит плохой Хаос - совокупность разного рода адских сил. Обителью зла и аналогом ада в мире «Вархаммера» служит варп, а четыре его самых могучих демона считаются богами. Это Кхорн, повелитель битв и воинов; Тзинч, покровитель колдовства и мутаций; Нургл, чумной бог и гермафродит Слаанеш, повелитель извращенных удовольствий. Часть последователей Хаоса выбирают одного из этих богов, другие почитают Хаос Неделимый.

Идеология Хаоса проста - дай волю всем запретным желаниям. У хаоситов есть свои ритуалы, списанные с сатанинских «черных месс», а одной из их главных ударных сил являются демонические существа разных видов. Последователи Хаоса обычно мутируют, превращаясь в чудовищных монстров, лишенных всего человеческого или эльфийского.

На людей силы Хаоса влияют по-разному, в основном - через экстрасенсов-псайкеров. Для борьбы с ними, впрочем, тоже применяются псайкеры, особенно эффективные в сочетании с освященным оружием и специально намоленной смесью для огнеметов. Считается, что все возникающие в Империуме секты являются следствием деструктивной деятельности либо Хаоса, либо биологической расы тиранидов, которая по своей злобности вполне сопоставима с хаоситскими демонами. Отлично помогает от всякого рода нечисти и простая молитва, особенно если ее читают чистые помыслами люди.

Другие религиозные культы «Вархаммера» особой оригинальностью не отличаются. Эльдары выглядят язычниками древнегреческого образца, почитая вполне смертных и легкоуязвимых богов, из которых после войны с демонами уцелели только бог войны Кхаине и Смеющийся бог Цегораш. Заблудшая разновидность эльдаров - темные эльдары - поклоняются хаоситскому демону Слаанешу, поэтому уничтожаются своими «светлыми» собратьями с особенным рвением.

Все орки, как один, почитают богов Горку и Морку, олицетворяющих главные орочьи добродетели - соответственно, грубую силу и хитрость. Всеядность, размножение спорами и весьма долгая жизнь позволяют оркам не думать о хлебе насущном и продолжении рода, поэтому всю свою энергию они обращают в войну. При этом вера играет важнейшую роль в их жизни - орки верят, что покрашенные в красный цвет машины ездят быстрее других - и они ездят; верят, что из металлолома можно за день собрать гиперпространственный двигатель или супертанк - и собирают. Почему это происходит, не смогли разобраться ни люди, ни эльдары.

Молодая цивилизация Тау исповедует идеи Великого Добра, к которой они приобщили, по меньшей мере, еще две расы - крутов и веспидов. Об особых деталях о культе Тау в литературе по «Вархаммеру» не сообщается, однако по их политике ясно, что добро они не столько несут, сколько делают, устанавливая демократические порядки везде, куда приходят. Общество Тау разделено на пять каст: Эфирных («брахманов»), Огненных (наземных «кшатриев»), Воздушных (военно-воздушных «кшатриев»), Водяных («вайшиев») и Земных («шудр»).

 

 

Некоторые выводы

Воспитай человека без веры
и получишь разумного демона.
 Духовное уродство в сто крат
 страшнее телесного.
Из поучений Экклезиархии

Вселенную «Молота войны» часто называют «вселенной ненависти». Действительно, это чувство более чем распространено среди ее вымышленных обитателей, которые не отличаются добротой, милосердием и терпимостью. Английские игроделы создали по-настоящему страшный мир, мир, в котором деградирующее духовно и технически человечество пытается элементарно выжить под ударами внутренних и внешних врагов.

Многовековые периоды воинствующего атеизма вытеснили религию в те миры, куда не могли дотянуться «великие крестовые походы», и жители Империума остались один на один с демоническими силами. Обожествление воинствующего безбожника-Императора стало закономерным итогом его деятельности - для гибнущего человечества даже такая религия оказалась лучше безбожия, а тоталитарный Империум - лучше анархии. Из книг и статей, посвященных «Молоту войны», можно понять, что главную оборону против зла в Империуме держат простые люди, которые незнакомы с подоплекой культа бога-Императора и верят в него, как в единого бога, бога-творца.

Положительные герои «Вархаммера» - космодесантники, капелланы и - страшно сказать - инквизиторы подчеркнуто религиозны и постоянно творят молитву, считая ее своим главным оружием. Только фанатичная вера заставляет граждан Империума сражаться с монстрами из преисподней, мыслящей биомассой, мутантами и прочими тварями, которые не могут присниться им и в страшном сне. Зло в этом мире очень непривлекательно, а любая ересь, какими бы красивыми идеями она не прикрывалась, неизбежно ведет своих последователей в ад, часто - при жизни.

На фоне тысяч книг и игр о благородных атеистах, доблестных еретиках, мудрых колдунах и прекрасных ведьмах, а также иных борцах с клерикализмом мир «Молота войны» выглядит очень необычно. Весьма удивительно, как такие «мракобесные» идеи возникли в сердце западной цивилизации, ставящей во главу угла права человека, гуманизм и свободу совести. И еще более странно, что миллионы ее членов этими идеями прониклись...

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9