Климент, митрополит Калужский и Боровский
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского района Московской области. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ). В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. 7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского (память 25 ноября / 8 декабря). 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. В 1981 г. избран членом исполкома ЭСМЕ. 18 июля 1982 г. возведен в сан архимандрита. 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий. 23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. С 20 июля 1990 г. – архиепископ Калужский и Боровский и одновременно – Первый заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С 1993 по 1996 г. – член Общественной Палаты при Президенте РФ. С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению. 26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита. С 2005 г. – Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению. С октября 2005 г. – член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. – Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации. Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май–ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.). Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006, 2007 гг.).

Библиография работ автора:
 
  • В стране святых воспоминаний. Калуга. Издательство Калужской духовной семинарии, 2004.
  • Речь при наречении во епископа Серпуховского. // ЖМП. 1982. № 10. С. 6;
  • Братья Киреевские – путь христианского становления. // Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Калуга. Издательство Гриф, 2001. С. 5-10.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске. //Богословско-исторический сборник. Калуга. Издательство Калужской духовной семинарии. № 1. 2003. С. 35-78.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Калуга. Издательство Калужской духовной семинарии. № 2. 2004. С. 35-126.
  • Православная семья в становлении Российского государства. // Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск, 2004. С. 5-9.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск, 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. М., 2005. С. 11-18.

Митрополит Климент также автор многочисленных публикаций в центральной и местной печати.

Награды:

Церковные награды – ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, святителя Иннокентия Московского II степени, мученика Трифона II степени, святого равноапостольного великого князя Владимира II степени, преподобного Серафима Саровского II степени, ордена Поместных Православных Церквей.

Государственные награды – ордена Дружбы народов, Почета, медаль «В память 850-летия Москвы».

Статья
Учение об умном делании в письмах святителя Феофана Затворника к монашествующим
Цель статьи кандидата богословия, доктора исторических наук, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, ректора Калужской духовной семинарии митрополита Калужского и Боровского Климента — выявить особенности представлений о внутренней молитве свт. Феофана Затворника, известного в Церкви аскета и учителя молитвы. Для этого изучаются его письма, поскольку епископ, уйдя в затвор, не только занимался богомыслием и изучением святых отцов Древней Церкви, но также вел активную переписку с разными людьми: и мирянами, и монашествующими. Епископ не излагает целостного понимания молитвы, а в каждом письме, отвечая на вопросы, раскрывает её отдельные стороны. Некоторые из изученных в статье писем уже были опубликованы в разных изданиях, а некоторые ещё не были изданы и хранятся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Результатом исследования стал вывод: учение святителя Феофана о внутренней молитве, основанное на личном прохождении подвига исихии, не привносит ничего принципиально нового в учение древних аскетов, но актуализирует святоотеческую мудрость для современников.
Статья
Осмысление значимости подвига новомучеников Российских для наших дней
Вспоминаем статью доктора исторических наук, кандидата богословия, ректора Калужской духовной семинарии митрополита Калужского и Боровского Климента, посвящённую значению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской как примера верности Христу.
Статья
Духовная жизнь в эпоху технологических «мытарств»
Читателям портала предлагаем к прочтению доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, который был озвучен на Международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» 2 марта 2021 года в Сретенской духовной семинарии.
Статья
Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853). Часть 4
Заключительная часть статьи, посвященной служению святителя Феофана Затворника на Святой Земле, расскажет читателям о непростой политической и религиозной ситуации в Палестине накануне Русско-турецкой войны, а также о последовавшем из-за этой войны завершении работы миссии в Иерусалиме.
Статья
Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847-1853). Часть 3
Третья часть статьи председателя Издательского совета Московского Патриархата митрополита Калужского и Боровского Климента продолжает рассказ о служении святителя Феофана Затворника в Палестине. Автор повествует о важных начинаниях управляемой святителем Русской духовной миссии на Святой Земле в те годы, а также о политических и иных тонкостях жизни на чужбине.
Статья
Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853). Часть 2
Вниманию читателей предлагается продолжение статьи Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853 гг.) председателя Издательского совета Московского Патриархата митрополита Калужского и Боровского Климента. В представленной публикации повествуется о том, какие послушания нес во время пребывания на Святой Земле святитель Феофан, тогда еще иеромонах, и с какими трудностями при этом сталкивался. Особый интерес может вызвать описание политической и религиозной ситуации в Палестине того времени, которая накладывала отпечаток на служение святого и всей Духовной миссии.
Статья
Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853 гг.). Часть 1
Жизнь и служение одного из наиболее известных русских святых 19-го столетия святителя Феофана Затворника (Вышенского) по-прежнему вызывает живой интерес исследователей. Благодаря открытию новых архивных данных биография святого дополняется важными деталями, что позволяет более пристально изучить до того малоизвестные периоды его духовного пути. Представленная публикация, написанная председателем Издательского совета Московского Патриархата митрополитом Калужским и Боровским Климентом, основана на вновь открытых архивных данных и дает читателю возможность узнать о служении святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853 гг.).
Статья
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: молодость в Киевской духовной академии
Данная публикация является завершающей в цикле статей, посвященных личности святителя Феофана, Затворника Вышенского. В этой части описан период жизни будущего подвижника с 1837 по 1841 год, в который Георгий Говоров обучался в Киевской духовной академии — старейшем высшем учебном заведении Русской Церкви и одном из четырех центров отечественной богословской науки XIX века. К концу обучения окончательно определился жизненный путь молодого проповедника. Приняв монашеский постриг, он выбрал стезю ученого монаха, и ему предстояли многие труды на поприще духовного образования и епархиального администрирования.
Статья
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: юность в Орловской духовной семинарии
Третья статья из цикла публикаций о становлении личности святителя Феофана, Затворника Вышенского, освещает период с 1829 по 1837 год, когда будущий подвижник, тогда еще юный Георгий Васильевич Говоров, обучался в Орловской духовной семинарии. В результате, показав выдающиеся умственные и духовные способности, он был направлен в Киевскую духовную академию. Годы обучения в семинарии стали для него периодом духовного возмужания и интенсивного развития его умственных способностей.
Статья
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: отрочество в Ливенском духовном училище
Вторая статья из цикла публикаций, посвященных жизни святителя Феофана, Затворника Вышенского, повествует об отрочестве будущего епископа. В описываемый период, после домашней подготовки, отрок обучался в духовном училище, которое располагалось в ближайшем уездном городе — Ливны, в 28 верстах от его родного Чернавска.
Статья
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: детство
Святитель Феофан — один из ярчайших и известных богословов-аскетов 19 века. Многие вопросы, которые он раскрывает в своих трудах, актуальны и в наши дни. В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня его рождения. С 2010 г. Издательский совет Русской Православной Церкви проводит работу по сбору всего духовного наследия святителя, и в мае этого года вышел Первый том «Летописи жизни и трудов святителя Феофана, Затворника Вышенского». В статье доктора исторических наук, митрополита Калужского и Боровского Климента показано влияние традиций семьи Говоровых и окружающей среды на формирование личности этого известного подвижника и русского духовного писателя.
Статья
Осмысление значимости подвига новомучеников Российских для наших дней
В истории России прошедший ХХ век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Несмотря на это их пример по-прежнему требует полноценного осмысления. Вкладом в этот процесс является статья митрополита Калужского и Боровского Климента.
События
Publishing Board to circulate 100,000 copies of the educational publication "School of Faith" in dioceses
События
Patriarch Kirill chairs regular meeting of the Supreme Church Council of the Russian Orthodox Church

Другие публикации на портале:

Еще 9