Три ведущие экуменические организации первой половины XX века
Статья посвящена развитию экуменического движения после международной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1910 г. После ее окончания экуменизм стал принимать более организованную структуру, что особенно выразилось в образовании крупных экуменических организаций: конференций «Вера и церковное устройство», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет». 
Статья

В 1910 г. прошла знаменитая Эдинбургская миссионерская конференция. Хотя она планировалась исключительно как миссионерская, ее значение для истории христианства XX в.  состоит том, что именно она считается началом современного экуменического движения.  Призыв конференции  «Единая церковь, несущая Евангелие всему миру»[1] объединял  как миссионерские, так и экуменические чаяния протестантского мира.

Уже к началу Эдинбургской конференции в мире существовало множество конфессиональных, юношеских и миссионерских объединений, значительным элементом которых были идеи экуменизма[2]. Но именно после нее экуменизм начинает принимать организационно более строгую структуру, которая в итоге привела к образованию крупнейшей международной экуменической организации – Всемирного Совета Церквей (World Council of Churches, WCC)[3].

В его образовании определяющее значение имели 3 экуменических движения[4]. Это конференции «Вера и церковное устройство» (Faith and Order), «Жизнь и деятельность» (Life and Work) и «Международный миссионерский совет»[5](International Missionary Council, IMC)[6].

Эти движения нельзя воспринимать исключительно в качестве элемента ВСЦ, ведь именно они были воплощением экуменизма в то время, когда создание ВСЦ еще  даже не рассматривалось. Для понимания, что такое экуменизм в историческом смысле, необходимо знать историю не только ВСЦ, но и тех организаций, которые сыграли определяющую роль в период, когда экуменизм только зарождался.

Ниже мы рассмотрим историю образования и деятельности указанных выше экуменических объединений вплоть до того момента, когда они объединились в самую крупную межхристианскую организацию.


Международный миссионерский совет

Эдинбург в 1910 г. привлек  к себе внимание всего мира. Не секрет, что на протяжении веков миссионерские организации конкурировали друг с другом, и потепление отношений стало прямым следствием событий в Шотландии. Но сотрудничество между церквями в миссионерской деятельности не закончилось после завершения конференции, а только встало на путь дальнейшего развития.

В Эдинбурге был создан специальный международный комитет, ставший инструментом миссионерской кооперации вне национальных и конфессиональных объединений вплоть до 1921 г. Его председателем был избран известный по своей деятельности в юношеских и миссионерских христианских организациях Джон Мотт[7] (1865-1955), а секретарем – Джозеф Олдхем[8] (1874–1969). Планировалось проведение всестороннего миссионерского совета, но эти планы нарушились начавшейся в 1914 г. Первой Мировой войной. Сразу после ее окончания возрождается идея создания постоянной международной миссионерской  организации. В июне 1920 г. в городе Кран (Швейцария) состоялась встреча миссионеров, на которой, как и раньше, ведущие роли играли Дж. Мотт и Дж. Олдхем. На ней восстановили международный миссионерский комитет и обсудили перспективу создания постоянной конференции.

Образование такой конференции пришлось на октябрь 1921 г., когда в Горном доме на озере Мохонк (США, штат Нью-Йорк) было провозглашено создание «Международного миссионерского совета». На конференцию прибыл 61 представитель из 14 стран[9]. Членами нового объединения стали национальные миссионерские организации, которых изначально было 17. Председателем Совета был выбран Дж. Мотт, а Дж. Олдхем и аббат Ливингстон Ворншуйс (1877 – 1958) стали секретарями. В 1927 г. партнером Олдхема стал Уильям Патон (1886 – 1943)[10].

Организаторы выделили следующие функции IMC:

1)     стимулировать исследование миссионерских вопросов

2)     сделать результаты исследований доступными всем миссиям и миссионерским обществам

3)     помогать координировать действия национальных миссионерских организаций и обществ

4)     прийти к согласованности действий по миссионерским направлениям

5)     содействовать единству христианского общественного мнения по поддержке свободы совести, а также религиозной и миссионерской свобод

6)     начать публикацию «Международного обзора миссий» и других подобных изданий, которые в интересах IMC могут помочь в изучении миссионерских вопросов

7)     собирать мировые миссионерские конференции в то время и в тех местах, где это кажется необходимым[11];

После Эдинбурга IMC собирался в Иерусалиме (1928 г.), в Мадрасе (Индия, 1938 г.), а после окончания Второй Мировой войны в Уитби (штат Онтарио, Канада, 1947 г.). Начиная с 1938 г., когда было задумано создание Всемирного Совета Церквей, IMC начинает участвовать в реализации этого проекта. Дж. Мотт и У. Патон становятся сотрудниками временного комитета ВСЦ. В 1948 г. ВСЦ и IMC официально задекларировали свое сотрудничество. К тому моменту в состав миссионерской организации входило уже 30 национальных и региональных объединений. Кооперация с ВСЦ велась в составе комиссий по международным делам, экуменической пресс-службе и в объединенном комитете.  Полная интеграция IMC в ВСЦ состоялась в 1961 г.

Если говорить о значении IMC для развития экуменического движения,  необходимо отметить, что, т. к. в плане богословия было невероятно тяжело добиться понимания между церквями, основными направлениями, имевшими перспективу межцерковного диалога, были социальное служение и миссионерство. Совместная миссионерская работа в рамках единой международной миссионерской организации, которой стал IMC, способствовала потеплению отношений между церквями[12]. IMC способствовал сохранению европейских миссий во время Мировых войн и повышал религиозную терпимость. Но самой главной заслугой организации была демонстрация того факта, что, несмотря на существенные межконфессиональные отличия, христиане могут вести совместную деятельность


Конференция «Вера и церковное устройство»

 Особенностью  Эдинбургской конференции 1910 г. было нейтральное отношение к богословским вопросам, не поднимавшимся на официальном уровне. Но не все делегаты были согласны с таким положением дел. Одним из исключений стал епископ Филиппинской Епископальной церкви Чарльз Брент (1862 – 1929). Во время эдинбургских совещаний он окончательно убедился в том, что пришло время открыто обсудить вопросы веры и церковного устройства на уровне международной конференции, к чему и призвал «все христианские исповедания всего мира, которые исповедуют Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем»[13].

На Генеральной Конвенции Протестантской Епископальной церкви в октябре 1910 г. в Цинциннати (штат Огайо, США) его поддержал влиятельный мирянин Роберт Гардинер (1855-1924).  В результате была создана комиссия для подготовки международной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Президентом комиссии стал чикагский епископ Чарльз Андерсон (1865 – 1930), а секретарем уже упоминавшийся Роберт Гардинер. Важной составляющей стала поддержка идеи со стороны Дж. Мотта.

Началась довольно активная деятельность: создается  сеть комиссий по вопросам веры и церковного устройства в разных протестантских церквях, посылаются делегации в православные и католическую Церкви. В мае 1913 г. в Нью-Йорке прошло заседание комиссии, которая приняла резолюцию о создании исполнительного и совещательного комитетов по созыву всемирной конференции «Вера и церковное устройство»[14]. Но, как и в случае с IMC, почти все эти инициативы были разрушены начавшейся войной.

Однако уже с 4 по 6 января  1916 г. в Гарден Сити (штат Нью-Йорк, США) состоялась ассамблея Северо-Американской Подготовительной Конференции, заслуга которой состояла в разработке тем для будущих христианских конференций:

1)     природа и задачи Церкви

2)     кафолические Символы веры и их роль в защите церковной веры

3)     благодать и таинства

4)     духовенство: природа и задачи

5)     практические вопросы в связи с миссионерской и другими административными функциями Церкви[15];

С  12 по 20 августа 1920 г. в Женеве прошла подготовительная конференция «Вера и церковное устройство». Участие в ней приняли представители приблизительно 40 наций и 70 автономных церквей, включая ряд православных (католические представители не прибыли). Председательствовал Чарльз Брент. К заслугам конференции можно отнести официальное принятие в движение православных Церквей[16] и налаживание сотрудничества с различными германскими христианскими направлениями. Перед закрытием был образован Комитет продолжения (Continuation committee).

Указанный Комитет провел свое первое заседание уже на следующий день после окончания женевской конференции.  А на втором заседании 1925 г. в Стокгольме было принято решение о проведении общей конференции «Веры и церковного устройства»  в Лозанне в 1927 г. Последнее заседание Комитета перед общей конференцией прошло в Берне в 1926 г. На нем были определены ее будущие темы-секции:

1)     призыв к единству

2)     церковное благовестие миру – Евангелие.

3)     природа Церкви

4)     общие исповедуемые аспекты веры

5)     духовенство

6)     таинства

7)     единство христиан и место в нем различных Церквей[17];

Наконец, 3 августа 1927 г. состоялось открытие первой  официальной конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне (Швейцария). Председательствовал епископ Чарльз Брент, но т. к. он уже был слаб здоровьем, то д-ра A. Гарвье попросили быть его заместителем. Непосредственное участие приняли  439 делегатов от 108 церквей: лютеране, реформаторские направления, старокатолики, православные[18], англикане, методисты, конгрегационалисты, баптисты и «Ученики Христа»[19].

Ширина богословской пропасти между христианскими конфессиями особо обнаружилась на  4-й секции. После того как представитель православной делегации призвал участников совещания декларировать лояльность Никейскому Символу веры, один из конгрегационалистов[20] поднялся  и заявил: «Мы должны освободиться от этого ненужного хлама»[21]. Секция разделилась на сторонников Священного Писания[22] и сторонников Символов веры.

Важнейшее значение имело выступление представителя Константинопольского патриарха митрополита Фиатирского Германоса, заявившего, что православная сторона согласна принять доклад 2-й секции: «Церковное благовестие миру – Евангелие». Но за остальные доклады православные делегаты голосовать отказались.

В итоге единогласно был принят только указанный доклад 2-й секции. Документы 3, 4, 5 и 6-й секций были приняты всеми участниками за исключением православных[23].

Перед закрытием конференции был создан Комитет продолжения. Его председателем стал Чарльз Брент, вице-председателем – доктор A. Гарвье, казначеем – Георгий Забриски, а генеральным секретарем Ральф Браун. На следующий год Комитет собрался в Праге. Начинается более активное сотрудничество с другим экуменическим движением – «Жизнь и деятельность»[24]. В августе 1929 г. в г. Малойя (Швейцария) состоялась вторая встреча Комитета. На ней йоркский архиепископ У. Темпл стал председателем, заместив умершего 27 марта 1929 г. Ч. Брента. К заслугам этой встречи относится создание специального Богословского комитета, ставшего представительным органом экспертов, разрабатывавших богословские вопросы для будущей общей конференции. Третья встреча Комитета продолжения, прошедшая в августе 1930 г., установила 1937 г. как дату следующей конференции «Веры и церковного устройства». Встреча Комитета в Ходдесдоне (Англия) в августе 1931 г. рассматривала промежуточные итоги работы Богословского комитета. После этого наступивший в мире экономический кризис поставил деятельность Комитета в сложное положение. Поэтому следующие встречи состоялись только в 1934 г. в Хертенштейне (Швейцария) и в 1935 г. в Мидлфарте (Дания). Оба собрания были посвящены подготовке к конференции в Эдинбурге.

Открытие конференции пришлось на 3 августа 1937 г. Ее председателем был избран Йоркский (позже – Кентерберийский) архиепископ У. Темпл (1881 – 1944). В деятельности конференции участвовало 443 делегата из 122 церквей[25] (опять не было официальных представителей Ватикана). Отсутствовали делегаты Лютеранской церкви Германии, не отпущенные на конференцию нацистским правительством. На этот раз конференция подразделялась на 4 секции:

1) Благодать Господа Иисуса Христа

2) Церковь Христа и Божественный мир

3) Церковь Христа: духовенство и таинства

4) Церковное единство в жизни и деятельности[26];

Пристальное  внимание было отведено переговорам с конференцией «Жизни и деятельности» о создании Всемирного Совета Церквей.

Конференция «Вера и церковное устройство» сделала следующий шаг в развитии экуменизма. Благодаря ей международные христианские конференции стали естественной формой межхристианского сотрудничества. Появляется осознание, отсутствие единства среди христиан – трагедия, которую необходимо преодолеть. Одновременно приходит более углубленное, по сравнению с предыдущими годами, понимание церквями  устройства  и богословия друг друга. Была продемонстрирована возможность принятия совместных документов. И наконец, нельзя забывать о вкладе в церковную науку, т. к. были улучшены возможности сотрудничества церковных богословов и ученых.

 Конференция  «Жизнь и деятельность»

 В начале XX в. из-за угрозы крупномасштабной войны во многих протестантских церквях начинают появляться союзы, ставившие своей целью преодоление международных разногласий путем общих усилий христианских церквей. Американец Эндрю Карнеги (1835-1919) содействовал объединению таких обществ в «Церковный Миротворческий Союз» (Church Peace Union) в 1914 г. В свою очередь, этот Союз повлиял на создание более широкой организации «Всемирного Альянса международной дружбы через посредство церквей», образовавшегося 2 августа 1914 г. в городе Констанц (Швейцария).

После окончания Первой Мировой войны, с 30 сентября по 3 октября 1919 г., Альянс заседал в Гааге. На этой конференции  шведский архиепископ Упсалы Натан Седерблом (1866-1931) изложил свой взгляд на развитие экуменизма. Он считал, что церкви, разделенные богословскими вопросами, могли бы объединиться путем решения социальных проблем. Недостатком Седерблома была узость раннего религиозного образования, из-за которой он был склонен недооценивать   богословские и экклезиологические различия церквей[27].

Несмотря на то, что в итоге участники посчитали, что Альянс не должен принимать участие в создании новой экуменической организации, т. к. хотел сохранить свою независимость от церквей, Натану Седерблому удалось найти на этой конференции множество сторонников.

С 9 по 12 августа 1920 г. в Женеве прошло заседание, собранного Седербломом совещания, обсуждавшего образование нового движения. На нем присутствовало 90 участников из 15 стран.  Серьезную дискуссию вызвал вопрос, какие  церкви приглашать в новую организацию. Часть участников считали, что следует образовать новый союз исключительно из протестантских церквей. Противоположную точку зрения отстаивал Седерблом, в итоге и добившийся своего. Таким образом, приглашение принять участие в  новой организации получили православные и католическая Церкви[28].  Также были подготовлены темы для будущей конференции:

1)     обязанности церкви в свете божественного замысла о мире

2)     церковь и экономическо-индустриальные вопросы

3)     церковь и социально-нравственные вопросы

4)     церковь и международные отношения

5)     церковь и образование

6)     методы к продвижению сотрудничества церквей[29];

Седерблом предложил на рассмотрение свой план организации конференции: «Идея и необходимость экуменической конференции». Результатом женевского совещания был общий призыв церквей к совместному христианскому сотрудничеству в социальной сфере. Также был образован Учредительный комитет (председатель – Седерблом), состоявший из 25 человек. Немного позднее он был преобразован во Временный комитет конференции «Жизнь и Деятельность», который, в свою очередь,  подразделялся на три секции: Американская, Европейская и Британской империи. После первой встречи Временного комитета в Питерборо (Англия) в 1921 г. была добавлена четвертая секция: для представителей православных Церквей. В 1922 г. прошла встреча в Хельсингборге (Швеция). На ней был переработан административный аппарат. Вместо Временного комитета был образован Международный комитет (изначально включавший 38 членов)[30] и Исполнительный комитет (12 членов). Местом первой официальной конференции  был выбран Стокгольм.

В итоге, первая официальная конференция «Жизнь и Деятельность» действовала в столице Швеции с 19 по 29 августа 1925 г. Девизом конференции стала фраза: «Богословие разделяет, служение объединяет».  Участие в ней приняли 600 делегатов, представлявших протестантские и православные церкви.  Во вступительном слове говорилось об установлении Царства Божьего в непростых условиях цивилизации XX-го века. Сути этой темы возразил один из протестантских немецких епископов, сказавший: «Ничто не может быть более абсурдным, чем смертный человек, занимающийся Божественным делом, или тем более смертный человек, строящий Царство Небесное в этом мире»[31]. Подобное напряжение между божественным и человеческим действием, вечным и настоящим, имманентным и трансцендентным, стало сопровождать конференцию «Жизнь и Деятельность» как неизбежность. Несмотря на то, что богословских вопросов не хотели касаться, уже на первой конференции стало понятно, что совершенно игнорировать их невозможно.

Конференция приняла единственный официальный документ: «Послание международной конференция Жизни и Деятельности». Его основная мысль такова: евангельское благовестие должно относиться ко всем сферам жизни, не исключая индустриальной, социальной и международной. Перед закрытием был создан Комитет продолжения, реорганизованный в 1930 г. в постоянный орган международной христианской конференции  «Жизнь и деятельность».

Сразу после организации движения «Жизнь и деятельность» возникла напряженность во взаимоотношениях с конференцией «Вера и Церковное устройство». Некоторые делегаты на собрании последней в Лозанне боялись, что сотрудничество в социальном служении может дать межцерковной кооперации приоритет социального блока, который будет выше поиска единства. Напряженность по этому вопросу поднималась раз за разом в различных формах в течение будущих лет.

Следующая общая конференция «Жизни и деятельности» прошла только в 1937 г. с 12 по 26 июля в Оксфорде.  В ней принимало участие 120 церквей из 40 стран. Одной из важнейших тем стало взаимоотношение церкви и государства, особенно при нарастающем коммунистическом и националистическом движениях. Определяющее значение имело рассмотрение вопроса создания совместно с «Верой и Устройством» нового общего Совета Церквей.

Все три ведущих экуменических объединения, о деятельности которых было рассказано выше, внесли свой особенный вклад в развитие экуменизма. Каждое из них имело свое особое направление: «Вера и церковное устройство» – богословие, «Жизнь и Деятельность» – социальное служение, «Международный миссионерский совет» – христианская миссия. Но эти направления, так или иначе, имели общие связующие моменты, следствием чего стала идея образования единой организации, которая смогла бы регулировать межхристианскую деятельность с большей координацией и централизованностью. Эти три движения стали промежуточным этапом на пути от первых хаотичных экуменических объединений к Всемирному Совету Церквей, без которых экуменизм не смог бы выйти на совершенно новый для себя международный уровень.


 


[1] VanElderen M., Conway M. Introducing the World Council of Churches. – Geneva: WCC Publications, 2001. – P. 22 (далее: VanElderen M., Conway M. Introducing the World Council of Churches).

[2] Здесь и далее слово экуменизм будет обозначать различные инициативы, движения, организации, цель которых – достижение всемирного христианского единства.

[3] Далее будет использоваться аббревиатура ВСЦ.

[4] Goosen G. Brining Churches Together. A Popular Introduction to Ecumenism. – Geneva: WCC Publications, 1993. – P. 18-22 (далее: Goosen G. Brining Churches Together).

[5] Несмотря на то, что официально IMC вошел в ВСЦ только  в 1961 г., их сотрудничество на ранних этапах существования совета имело важнейшее значение.

[6] Далее будет использоваться аббревиатура IMC.

[7] Джон Мотт (1865-1955) – известнейший деятель протестантизма. Лидер и один из идеологов экуменического движения XX века. Глава «Всемирной христианской студенческой федерации», лауреат Нобелевской премии мира 1946 года.

[8] Как и Дж. Мотт, он начинал свою деятельность в рядах юношеских христианских движений.

[9] Latourette K. Ecumenical Bearing of the Missionary Movement and the International Missionary Council – P. 366

[10] Бывший секретарь Британского отделения студенческого христианского движения.

[11] Latourette K. Ecumenical Bearing of the Missionary Movement and the International Missionary Council – P. 367

[12] Здесь необходимо заметить, что хотя в некоторых аспектах и было сотрудничество с православными и католическими церквями, все-таки в основном IMC был протестантской организацией.

[13] VanElderen M., Conway M. Introducing the World Council of Churches – Р. 24

[14] На первом же заседании комиссии (май 1913 года) в Нью-Йорке участвовал священномученик протоиерей Александр Хотовицкий (1872-1937). Боровой В., протопр. и Буевский А.С. Русская Православная Церковь и экуменическое движение. // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. –  М.: Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, 1999 (далее:Боровой В., протопр. и Буевский А.С. Русская Православная Церковь и экуменическое движение).

[15] Tatlow T. The Word Conference on Faith and Order // A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948 / ed. by Rouse R. and Neil C. (4 ed.) – Geneva: WCC Publications, 2004. – V. 1. – P. 414 (далее: Tatlow T. The Word Conference on Faith and Order).

[16] На конференции присутствовало 18 представителей православных.  В январе 1920 г. вышло Окружное Послание Вселенского Патриархата 1920 г. «Церквам Христа везде сущим». В нем явно просматривалась экуменическая тенденция.

[17] Tatlow T. The Word Conference on Faith and Order – Р. 420

[18] Присутствовало 24 делегата от православных церквей: Константинопольская (четыре), Александрийская (два), Иерусалимская (два), Элладская и Кипрская (четыре), Румынская (один), Сербская (один), Болгарская (три), Польская (три), Русская эмиграция (три), Грузинская (один). Разумовский Г. И., прот.Экуменическое движение и Русская Православная Церковь.

[19] Ученики Христа – протестантское церковное объединение, появившееся в 1832 г. В его состав вошли пресвитериане, баптисты и методисты.

[20] Конгрегационалисты – течение в кальвинизме, появившееся в Англии во 2-й половине XVI в.

[21] VanElderen M., Conway M. Introducing the World Council of Churches – Р. 25

[22] Они в свою очередь также делились в зависимости от того, какие книги Писания принимали за истинные.

[23] Tatlow T. The Word Conference on Faith and Order – Р.  425

[24] О деятельности этого движения будет говориться ниже.

[25] С учетом гостей и представителей юношеских организаций, не имевших права голоса, было 504 участника.  Tatlow T. The Word Conference on Faith and Order – Р.  431

[26] Там же – с. 432

[27] Goosen G. Brining Churches Together. A Popular Introduction to Ecumenism. – Geneva: WCC Publications, 1993. – P. 19 (далее: Goosen G. Brining Churches Together)

[28] Fitzgerald T. The Ecumenical Movement. An Introductory History. – Westport: Praeger Publishers, 2004. – P. 88 (далее: Fitzgerald T. The Ecumenical Movement)

[29] Karlström N. Movements for International Friendship and Life and Work, 1910 – 1925 // A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948 / ed. by Rouse R. and Neil C. (4 ed.) – Geneva: WCC Publications, 2004. – V. 1. – P. 541 (далее: Karlström N.Movements for International Friendship and Life and Work)

[30] Позднее более 50-ти.

[31] Goosen G. Brining Churches Together – Р. 20

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9