Международный симпозиум по православной духовности
С 6 по 9 сентября 2017 года в Бозе (Италия) прошел XXV Международный симпозиум по православной духовности, посвященный теме «Дар гостеприимства». В симпозиуме приняли участие Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, митрополит Американский и Канадский Тихон, официальные делегации Поместных Православных Церквей, представители Римско-Католической Церкви и протестантских общин, видные ученые и богословы, монахи и миряне, профессора и студенты. Вниманию читателей предлагаются краткие заметки о прочитанных на симпозиуме докладах.
Статья
Среда 06.09.2017
Симпозиум открыл основатель монашеской общины в Бозе отец Энцо Бьянки. В своем приветственном слове он указал на цель симпозиума и призвал к совместному осмыслению гостеприимства. «Принимать другого – это принимать благодать Божию. Господь нас встречает в этом мире, принимает в Церкви, предстает в Таинствах. Мы призваны также принять Его и ближнего как Его посланника», – говорил о. Энцо Бьянки. Затем он выразил благодарность всем участникам, подчеркнув, что «это не дипломатическая встреча. Это гостеприимство. Гостеприимство – это дар и для принимаемых, и для подающих».
После приветственного слова о. Энцо выступил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис). Его доклад был озаглавлен: «Человек – гость и хозяин на земле». В своем докладе он раскрыл богословский смысл и предназначение человека в этом мире. Приведем некоторые цитаты из его доклада.
«Божие провидение направило наши стопы в монастырь Бозе. То, что сегодня делает Бозе, – это великий дар всем Церквям и прежде всего Православным Церквям, которые собрались на этот симпозиум в духе мира с другими Церквями обсудить актуальнейшую проблему. Поблагодарим Господа за всех тех, кто участвует в этом процессе. Особая благодарность братьям и сестрам из Бозе, организаторам этой встречи. Тема затрагивает не только Церковь, не только христиан, но всех людей доброй воли. Как должен понимать человек гостеприимство? Человек – гость в этом мире, однако он и хранитель, он хозяин планеты.
Мир имеет начало. Создание связано с Творцом. Бог не только создал мир, но и участвует в судьбе своего творения. Глагол επεφερeτo, «носился», употребляемый в первой главе книги Бытия, имеет значение еще и «смотрел». Красота и святость – Божественный акт. «Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь» (Пс. 18.1).
Связь любви Божией с венцом творения. Как жених готовит дом для невесты, так Бог приготовил мир для человека. В творении человека Бог принимает активное участие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Бог созерцал все вещи еще до их творения.
Господь дает человеку власть над всем тварным миром. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2. 19). Таким образом, человек вводится в мир как хозяин. Его деятельность – это помощь Творцу, это довершение того что сотворил Бог. Отсюда и ответственность за живые существа, за мир весь. После грехопадения пакт любви разрушен. Человек становится странником и пришельцем на земле. Это прекрасно выразил пророк Давид в 38 псалме «ибо поселенец (странник) я у Тебя и пришелец, как все отцы мои» (стих 12).
В другом псалме говорится, что «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23.1).
Любовь к человеку остается неизменной и после грехопадения. Завет между Богом и творением не прекращается. Апостол Павел это прекрасно выразил в послании к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8.19-23).
Григорий Палама поэтично раскрыл глубокую истину Божьего домостроительства:«Христос восстановил Божественное гостеприимство».
Апостол Павел ясно об этом пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2.19).
Гостеприимство – это умение делиться, заботиться друг о друге, не подавляя другого. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40), – говорит Христос.
Патриарх заключил свое выступление словами: «Господь нам помогает понять, что нет странников, есть только наши гости».
Вторым докладчиком был Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор (Хорефтакис). Его доклад назывался «Благословение странника». Вот некоторые его тезисы:
«Христос прошел свой земной путь как странник.
Отверзать руку брату своему, тому кто беден, потому что это Христос страждет вместе с ним.
В странноприимстве мое спасение.
Подай и брату, и страннику. Мера нашей благодарности – это страннолюбие, или филоксения.
Странник – священная фигура у древних греков. Великий грех у римлян – презрение к странникам.
Странноприимство – это встреча с Богом. Ближнего создает любовь. В лице ближнего предстоит сам Христос. Всякий странник имеет право на заботу.
Монастыри Египта всегда содержали странноприимные дома, где принимали всех странников и путников».
Приветствие Антиохийского Патриарха Иоанна Х (Язиджи) было зачитано отцом профессором Порфириусом (Жеоржи) из Баламандского богословского университета. Патриарх Иоанн в своем приветствии вспомнил небольшое указание апостола Павла о трудности путешествия в Азию. «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1. 8). Ссылаясь на эту цитату, патриарх также актуализирует современное состояние верующих Антиохийского патриархата, находящихся в эпицентре боевых действий и военных противостояний.
Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было зачитано епископом Звенигородским Антонием (Севрюком). В приветственном слове было указано на добродетель гостеприимства, которая является олицетворением любви к ближнему и Богу и является общей для Ветхого и Нового Заветов.
Доклад Энцо Бьянки был озаглавлен словами Спасителя из 25-й главы Евангелия от Матфея: «Я был странником, и вы приняли Меня…».
Стон и страдание – не всегда молитва, но Бог всегда слышит их. И это становится действием. Образ странника – это сам Бог, пришедший в мир в поиске заблудшего человека.
Бог – хозяин. Земля – Божия, и это Божий дар человеку.
Любовь к ближнему как руководство к действию. Если откровение Божие было обращено к бедным и странникам в Ветхом Завете (еврейский народ в пустыне), тем более Бог открывается «нищим духом» в Новом Завете.
Бог совершает движение навстречу человеку (притча о блудном сыне).
Рождение Христа – драма гостеприимства: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1. 11-12).
Отец Энцо особенно акцентировал богословско-нравственное значение встречи и гостеприимства на пути в Эммаус.
Жест преломления хлеба – истинное гостеприимство.
Встреча с самарянкой отрывает Христа как изнемогающего странника, но при этом не забывающего о своей миссии.
Связь между верой и гостеприимством. Вера становится гостеприимством, гостеприимство становится верой.
«Христос прошел свой земной путь как странник.
Отверзать руку брату своему, тому кто беден, потому что это Христос страждет вместе с ним.
В странноприимстве мое спасение.
Подай и брату, и страннику. Мера нашей благодарности – это страннолюбие, или филоксения.
Странник – священная фигура у древних греков. Великий грех у римлян – презрение к странникам.
Странноприимство – это встреча с Богом. Ближнего создает любовь. В лице ближнего предстоит сам Христос. Всякий странник имеет право на заботу.
Монастыри Египта всегда содержали странноприимные дома, где принимали всех странников и путников».
Приветствие Антиохийского Патриарха Иоанна Х (Язиджи) было зачитано отцом профессором Порфириусом (Жеоржи) из Баламандского богословского университета. Патриарх Иоанн в своем приветствии вспомнил небольшое указание апостола Павла о трудности путешествия в Азию. «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1. 8). Ссылаясь на эту цитату, патриарх также актуализирует современное состояние верующих Антиохийского патриархата, находящихся в эпицентре боевых действий и военных противостояний.
Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было зачитано епископом Звенигородским Антонием (Севрюком). В приветственном слове было указано на добродетель гостеприимства, которая является олицетворением любви к ближнему и Богу и является общей для Ветхого и Нового Заветов.
Доклад Энцо Бьянки был озаглавлен словами Спасителя из 25-й главы Евангелия от Матфея: «Я был странником, и вы приняли Меня…».
Стон и страдание – не всегда молитва, но Бог всегда слышит их. И это становится действием. Образ странника – это сам Бог, пришедший в мир в поиске заблудшего человека.
Бог – хозяин. Земля – Божия, и это Божий дар человеку.
Любовь к ближнему как руководство к действию. Если откровение Божие было обращено к бедным и странникам в Ветхом Завете (еврейский народ в пустыне), тем более Бог открывается «нищим духом» в Новом Завете.
Бог совершает движение навстречу человеку (притча о блудном сыне).
Рождение Христа – драма гостеприимства: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1. 11-12).
Отец Энцо особенно акцентировал богословско-нравственное значение встречи и гостеприимства на пути в Эммаус.
Жест преломления хлеба – истинное гостеприимство.
Встреча с самарянкой отрывает Христа как изнемогающего странника, но при этом не забывающего о своей миссии.
Связь между верой и гостеприимством. Вера становится гостеприимством, гостеприимство становится верой.
Приветствие Патриарха Румынского Даниила (Чоботя) было зачитано преосвященным Силуаном (Шпан), епископом Италийским.
Доклад «Странники и враги у отцов пустыни» был подготовлен монахом Епифанием из египетского скита. В своем докладе он ставил вопрос: «Что означает гостеприимство для отцов пустыни?»
Прием странников очень важен для монашествующих ибо это неотъемлемая часть Евангельских повелений.
Кого считать врагом? В Ветхом Завете 400 раз употребляется это слово. В Новом Завете оно используется всего 30 раз, и только в духовном отношении.
В докладе были приведены многие примеры отношения к врагам у Отцов пустыни.
Разбойники пришили к одному пустыннику, чтобы его ограбить, а он стал мыть им ноги.
У другого аввы ночью разбойники обворовали келию и погрузили украденное на верблюда. Когда они собрались уходить, животное не встало с земли. Разбойникам пришлось остаться около непутевого верблюда. Когда старец вернулся со всенощной, он увидел верблюда, нагруженного вещами, и сразу догадался, в чем дело. Старец забежал к себе, вынес припрятанный мешок с продуктами и сказал грабителям: «Его вы не взяли, и поэтому верблюд не встает». После погрузки мешка верблюд спокойно встал, и разбойники ушли.
Таким образом, даже к злоумышленникам отцы пустыни относились с любовью, делая все возможное, чтобы человек не потерял надежду и не впал в уныние.
Правило отцов было следующее: «К чужестранцам одинаково относиться, как и к братьям своим».
Авва Исайя: «Странника благослови тем даром, который дал тебе Господь».
Петр Михайлов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, представил доклад: «Θεία φιλοξενία. Авраамово гостеприимство в святоотеческом богословии».
Явление Трех мужей у дуба Мамре праотцу Аврааму открывает особую страницу во взаимоотношениях Бога и человека. Здесь начинается исполнение замысла Божия о человеке, и проходит оно через странничество.
Веру и гостеприимство мы встречаем у Авраама, у Лота, у иерихонской блудницы Раав.
Поскольку Авраам принимал всех, он принял и ангелов в образе Трех мужей. Богословский смысл явления указывает на христологический и тринитарный аспекты.
Христологическая экзегеза видит в Авраамовых гостях Христа и двух ангелов. Такое понимание было характерно для раннехристианской письменности. Его придерживались св. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Дамаскин.
В византийский период начинает преобладать тринитарная экзегеза. Ее придерживались свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Палама, иконописные мастерские. Свт. Григорий Палама писал: «Авраам явно узрел Бога в образе трех мужей».
Постепенно в святоотеческом богословии христологическое толкование уступает место тринитарному.
Четверг 07.09.2017
Приветственное слово митрополита Афинского Иеронима II (Лиаписа) было зачитано епископом Иоанном Термопулийским.
Затем прозвучало приветственное слово болгарского митрополита Западно- и Среднеевропейского Антония (Михалева). Его озвучил протоиерей Стефан Поликаров, настоятель болгарской общины в Милане. В этом приветственном слове подчеркивалось, что выбранная тема имеет огромное значение для сегодняшней Европы. Дар гостеприимства – это дар спасения. Гостеприимство тесно связано с трудными временами. Мы, христиане, – иностранцы в этом мире, поэтому должны протянуть руку помощи странникам. Авраам принимает странников в чужой для него стране. Так он сподобился принять Святую Троицу. Те, кто принимает странников, будут приняты в Царствии Небесном.
Хризостомос Стамолис, профессор Фессалоникийского университета, представил доклад-размышление на слова Трипеснеца Великой Субботы: «Даждь ми сего странного иже не имеяше где главы приклонити». Его доклад был озаглавлен: «“Дай мне Странника, принявшего странников”. К богословскому осмыслению гостеприимства». В докладе профессор размышляет о глубочайшей жертве Спасителя, совершившего странничество в мир сей, чтобы соделать человека гражданином и наследником Вечности.
Протоиерей Георгий Звиададзе, зачитал приветствие патриарха Грузинского Илии II (Гудушаури́-Шиолашви́ли) и доклад: «Гостеприимство в Иверском монастыре на Афоне». В докладе он раскрыл тему гостеприимства у грузинского народа, а также рассматривал грузинские традиция в контексте странноприимства.
Монастырь Иверский на Афоне отличался страннолюбием.
Преподобный Афанасий Афонский сделал специальное постановление о подарке грузинским монахам. Этот документ был подписан и другими отцами Афона.
Благодарность направляется благочестивому монаху в монастырь Климента, потому что этот монах обладал многими добродетелями, в особенности страннолюбием.
Дар гостеприимства – основа христианской жизни. Особую заслугу имеют отцы-афониты, прославившиеся своим гостеприимством.
Приветствие от Всемирного совета церквей было зачитано доктором Ксанти Морфи. Дискуссии после докладов были яркие, живые и раскрывали злободневные вопросы современной богословской мысли.
Теоцентричность – это и антропоцентричность.
Без человека Бог невозможен. Если нас нет, то и Бога нет. Однако без видения Бога невозможен и сам человек. Самый первый уровень духовного становления – полюбить себя и ближнего.
Христос рядом с тем, кому плохо.
Знания и опыт – это свет. Они идут рука об руку.
Культуры не вступают в конфликт, в конфликт вступает власть. Фундаментализм – это стремление показать, что только одно мнение имеет право на существование.
Отношение между малым и великим – не то же самое, что между нулем и малым. Если первые две величины можно сравнить, то вторые невозможно, потому что уже самое малое больше, чем ничего. Так и в духовной жизни: даже самое малое усилие имеет ценность.
Церковь утратила энтузиазм, она стала институтом. В современной Церкви нет знания Евангелия, нет стремления к будущему, во всем проявляется стагнация. Это подтверждают современные литургические тексты. Мы не имеем современной литургической поэзии, мы перестали творить.
Церковь – красота, эстетика, и это способ бытия.
Если Бог не действует во мне, Его не существует.
Христос – не плод культуры, он мерило культуры.
В городе жизнь другая, она отличается от деревенской. Сребролюбие и блуд – это пороки города, но сейчас и деревни заражены этим.
Человек, отмахиваясь от Бога, истребляет себя.
Бог являет себя в этом мире как тихий ветерок, как дуновение жизни.
Маркос Плестед, профессор Маркетского университета из Милуоки, США, прочитал доклад на тему: «“Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего” (Евр 13, 14): странничество и страннолюбие в православной традиции». В докладе профессор упомянул особое отношение к странничеству в святоотеческом наследии, особенно в монашеской традиции.
Тема странничества является константной в христианской истории. Наше гражданство на небесах, мы все здесь «инопланетяне». Апостолам поручено было подражать Христу в странствии.
Тема и концепция странничества центральна у многих Отцов Церкви, особенно у преп. Иоанна Лествичника. Он восхваляет Авраама как родоначальника странничества.
Святые Антоний, Евагрий, Иероним восхваляли странничество, однако выделяли два вида странничества: 1. целеустремленное и 2. бесцельное. Второе всегда осуждалось отцами пустыни. Для борьбы с этим явлением отцы предлагали добрую дозу труда.
Авва Виссарион жил как птица или рыба, не имея келии.
Авва Евагрий восхваляет странничество как ступень в поисках Бога, чистой молитвы и созерцания.
Преп. Исаак Сирин рекомендует аскету думать о себе как о страннике и чужестранце.
Странничество может быть достигнуто везде.
Заботясь о странниках, заботимся о Христе.
Фотиос Иоанидис, профессор Фессалоникийского университета Греции, представил доклад посвященный гостеприимству в Уставе святого Бенедикта Нурсийского. В своем докладе господин Иоанидис рассказал о блестящем Уставе Бенедеикта Нурсийского, написанным им в последние годы жизни.
Служение страннику – это анафора. Дух человеколюбия рождает дух любви к Богу.
53-я глава Устава посвящена приему странников. В ней описывается ритуал приема странников.
По уставу Бенедикта, уход из мира и странничество – одна и та же добродетель.
Бедные и больные принимались в особенные келии.
Настоятель должен был прерывать пост при посещении странников.
Вся братия выходила встречать гостей, им омывали ноги, кланялись и пели.
Идея страннолюбия наполняется христологическим смыслом в уставе преподобного Бенедикта.
Доклад «Странники и враги у отцов пустыни» был подготовлен монахом Епифанием из египетского скита. В своем докладе он ставил вопрос: «Что означает гостеприимство для отцов пустыни?»
Прием странников очень важен для монашествующих ибо это неотъемлемая часть Евангельских повелений.
Кого считать врагом? В Ветхом Завете 400 раз употребляется это слово. В Новом Завете оно используется всего 30 раз, и только в духовном отношении.
В докладе были приведены многие примеры отношения к врагам у Отцов пустыни.
Разбойники пришили к одному пустыннику, чтобы его ограбить, а он стал мыть им ноги.
У другого аввы ночью разбойники обворовали келию и погрузили украденное на верблюда. Когда они собрались уходить, животное не встало с земли. Разбойникам пришлось остаться около непутевого верблюда. Когда старец вернулся со всенощной, он увидел верблюда, нагруженного вещами, и сразу догадался, в чем дело. Старец забежал к себе, вынес припрятанный мешок с продуктами и сказал грабителям: «Его вы не взяли, и поэтому верблюд не встает». После погрузки мешка верблюд спокойно встал, и разбойники ушли.
Таким образом, даже к злоумышленникам отцы пустыни относились с любовью, делая все возможное, чтобы человек не потерял надежду и не впал в уныние.
Правило отцов было следующее: «К чужестранцам одинаково относиться, как и к братьям своим».
Авва Исайя: «Странника благослови тем даром, который дал тебе Господь».
Петр Михайлов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, представил доклад: «Θεία φιλοξενία. Авраамово гостеприимство в святоотеческом богословии».
Явление Трех мужей у дуба Мамре праотцу Аврааму открывает особую страницу во взаимоотношениях Бога и человека. Здесь начинается исполнение замысла Божия о человеке, и проходит оно через странничество.
Веру и гостеприимство мы встречаем у Авраама, у Лота, у иерихонской блудницы Раав.
Поскольку Авраам принимал всех, он принял и ангелов в образе Трех мужей. Богословский смысл явления указывает на христологический и тринитарный аспекты.
Христологическая экзегеза видит в Авраамовых гостях Христа и двух ангелов. Такое понимание было характерно для раннехристианской письменности. Его придерживались св. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Дамаскин.
В византийский период начинает преобладать тринитарная экзегеза. Ее придерживались свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Палама, иконописные мастерские. Свт. Григорий Палама писал: «Авраам явно узрел Бога в образе трех мужей».
Постепенно в святоотеческом богословии христологическое толкование уступает место тринитарному.
Четверг 07.09.2017
Приветственное слово митрополита Афинского Иеронима II (Лиаписа) было зачитано епископом Иоанном Термопулийским.
Затем прозвучало приветственное слово болгарского митрополита Западно- и Среднеевропейского Антония (Михалева). Его озвучил протоиерей Стефан Поликаров, настоятель болгарской общины в Милане. В этом приветственном слове подчеркивалось, что выбранная тема имеет огромное значение для сегодняшней Европы. Дар гостеприимства – это дар спасения. Гостеприимство тесно связано с трудными временами. Мы, христиане, – иностранцы в этом мире, поэтому должны протянуть руку помощи странникам. Авраам принимает странников в чужой для него стране. Так он сподобился принять Святую Троицу. Те, кто принимает странников, будут приняты в Царствии Небесном.
Хризостомос Стамолис, профессор Фессалоникийского университета, представил доклад-размышление на слова Трипеснеца Великой Субботы: «Даждь ми сего странного иже не имеяше где главы приклонити». Его доклад был озаглавлен: «“Дай мне Странника, принявшего странников”. К богословскому осмыслению гостеприимства». В докладе профессор размышляет о глубочайшей жертве Спасителя, совершившего странничество в мир сей, чтобы соделать человека гражданином и наследником Вечности.
Протоиерей Георгий Звиададзе, зачитал приветствие патриарха Грузинского Илии II (Гудушаури́-Шиолашви́ли) и доклад: «Гостеприимство в Иверском монастыре на Афоне». В докладе он раскрыл тему гостеприимства у грузинского народа, а также рассматривал грузинские традиция в контексте странноприимства.
Монастырь Иверский на Афоне отличался страннолюбием.
Преподобный Афанасий Афонский сделал специальное постановление о подарке грузинским монахам. Этот документ был подписан и другими отцами Афона.
Благодарность направляется благочестивому монаху в монастырь Климента, потому что этот монах обладал многими добродетелями, в особенности страннолюбием.
Дар гостеприимства – основа христианской жизни. Особую заслугу имеют отцы-афониты, прославившиеся своим гостеприимством.
Приветствие от Всемирного совета церквей было зачитано доктором Ксанти Морфи. Дискуссии после докладов были яркие, живые и раскрывали злободневные вопросы современной богословской мысли.
Теоцентричность – это и антропоцентричность.
Без человека Бог невозможен. Если нас нет, то и Бога нет. Однако без видения Бога невозможен и сам человек. Самый первый уровень духовного становления – полюбить себя и ближнего.
Христос рядом с тем, кому плохо.
Знания и опыт – это свет. Они идут рука об руку.
Культуры не вступают в конфликт, в конфликт вступает власть. Фундаментализм – это стремление показать, что только одно мнение имеет право на существование.
Отношение между малым и великим – не то же самое, что между нулем и малым. Если первые две величины можно сравнить, то вторые невозможно, потому что уже самое малое больше, чем ничего. Так и в духовной жизни: даже самое малое усилие имеет ценность.
Церковь утратила энтузиазм, она стала институтом. В современной Церкви нет знания Евангелия, нет стремления к будущему, во всем проявляется стагнация. Это подтверждают современные литургические тексты. Мы не имеем современной литургической поэзии, мы перестали творить.
Церковь – красота, эстетика, и это способ бытия.
Если Бог не действует во мне, Его не существует.
Христос – не плод культуры, он мерило культуры.
В городе жизнь другая, она отличается от деревенской. Сребролюбие и блуд – это пороки города, но сейчас и деревни заражены этим.
Человек, отмахиваясь от Бога, истребляет себя.
Бог являет себя в этом мире как тихий ветерок, как дуновение жизни.
Маркос Плестед, профессор Маркетского университета из Милуоки, США, прочитал доклад на тему: «“Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего” (Евр 13, 14): странничество и страннолюбие в православной традиции». В докладе профессор упомянул особое отношение к странничеству в святоотеческом наследии, особенно в монашеской традиции.
Тема странничества является константной в христианской истории. Наше гражданство на небесах, мы все здесь «инопланетяне». Апостолам поручено было подражать Христу в странствии.
Тема и концепция странничества центральна у многих Отцов Церкви, особенно у преп. Иоанна Лествичника. Он восхваляет Авраама как родоначальника странничества.
Святые Антоний, Евагрий, Иероним восхваляли странничество, однако выделяли два вида странничества: 1. целеустремленное и 2. бесцельное. Второе всегда осуждалось отцами пустыни. Для борьбы с этим явлением отцы предлагали добрую дозу труда.
Авва Виссарион жил как птица или рыба, не имея келии.
Авва Евагрий восхваляет странничество как ступень в поисках Бога, чистой молитвы и созерцания.
Преп. Исаак Сирин рекомендует аскету думать о себе как о страннике и чужестранце.
Странничество может быть достигнуто везде.
Заботясь о странниках, заботимся о Христе.
Фотиос Иоанидис, профессор Фессалоникийского университета Греции, представил доклад посвященный гостеприимству в Уставе святого Бенедикта Нурсийского. В своем докладе господин Иоанидис рассказал о блестящем Уставе Бенедеикта Нурсийского, написанным им в последние годы жизни.
Служение страннику – это анафора. Дух человеколюбия рождает дух любви к Богу.
53-я глава Устава посвящена приему странников. В ней описывается ритуал приема странников.
По уставу Бенедикта, уход из мира и странничество – одна и та же добродетель.
Бедные и больные принимались в особенные келии.
Настоятель должен был прерывать пост при посещении странников.
Вся братия выходила встречать гостей, им омывали ноги, кланялись и пели.
Идея страннолюбия наполняется христологическим смыслом в уставе преподобного Бенедикта.
Монах Иустинос Синаитис, насельник Свято-Екатерининского монастыря на Синае, представил доклад: «Подвиг странничества у Иоанна Лествичника».
Преподобный Иоанн Лествичник помещает странничество на третью ступень. Первая ступень – это отказ от мира, вторая – отрешенность («продай все имение твое») и третья – ксенития (жизнь за границей, странничество)
Авраам в чужой стране – образ странника.
Через молитву и практику добродетелей ум становится просвещенным. Ум – это глаз сердца.
Молитва Иисусова и мысль о смерти сопровождает и приводит к порогу духовной жизни. Восприятие духовного возможно только через умственную тишину, которая является матерью молитвы.
Размышление о воплощении Сына Божия как Истинного Странника.
Догматические размышления у Иоанна Лествичника никогда не остаются абстрактными. Он всегда переплетает теорию с практикой.
Любовь к Богу – фундамент странничества.
Праздник Пасхи рассматривается как образ перехода от рабства к свободе, от смерти к жизни, как взгляд вперед, к новым осмыслениям.
Образ пребывания евреев в пустыне – это образ христианина в духовной жизни.
Мы должны понимать, что любовь и пристрастье будут всегда с нами, но, с другой стороны, мы должны стремиться к справедливости. Мы не сможем достичь на земле полной справедливости, но пытаться ее установить – наша обязанность.
Преобразованный ум имеет и практические плоды. Любое дело должно следовать из внутренний тишины из молитвы.
В Евангелии описывается омовение ног, и это имеет символическое значение как образ всякого служения. Христос – не только хозяин Тайной Вечери, но он и служащий.
Спасаемся тем, что предлагаем миру. Греки должны понять, что национальные идеи не должны ставиться в абсолют и заслонять небесную родину. Мы находимся в пути, нам следует преодолевать свою идентичность. Синайская библиотека содержит рукописи на 11 языках, что свидетельствует о многонациональности ее братства.
Приветствие Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия (Яннула́тоса) было зачитано епископом Виллийским Астием.
Приветствие Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) было зачитано Филаретом (Кучеровым), архиепископом Львовским и Галицким. В приветственном слове митрополит подчеркнул, что тема гостеприимства тесно связана со странничеством. Украина – место, где вследствие войны многие потеряли дом и кров. Принятие беженцев – тема известная не понаслышке и мирянам, и монашествующим на Украине.
Приветствие кардинала Курта Коха, председателя Папского Совета по содействию Христианскому Единству, было зачитано священником Иакинфом (Дестивелем).
В своем приветственном слове кардинал указал на то, что гостеприимство – сердце христианской духовности. Икона Троицы – приглашение за стол Божественной Любви. Троица – основа нашей социальной программы. Во взаимоотношениях Лиц Святой Троицы открывается этика убеждения и этика ответственности: принимать и быть принимаемым.
Надежда Киценко, профессор Университета штата Нью-Йорк в Олбани, США, представила доклад на тему: «Гости и странники: русская эмиграция в новых обстоятельствах».
В своем выступление госпожа Киценко задается вопросом – что значило для русских быть в эмиграции? И она же отвечает: «Это прежде всего поиск возможности найти место для богослужения». Она построила свой доклад на документах эпохи и воспоминаниях современников. Нужно отдать должное христианским Церквям: Англиканской, Римо-Католической и протестантским, они ответили немедленно на просьбу и предоставили помещения для молитвы, особенно в Англии и Америке.
Анна Бришкина-Мюлер, профессор Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, Германия, зачитала доклад о преподобном Паисии Нямецком: «Странничество как духовное делание: Паисий Величковский и его многонациональное братство». В докладе она описала эпоху преподобного и рассказала о малоизвестных страницах жизни Паисия.
В автобиографии и биографиях Паисий сказано о частых разъездах святого. Он жил подолгу или кратковременно в 15 монастырях. Его постоянно окружала «бродячая братия»: странники, паломники, беглецы.
Пример Валдайского монастыря, не принявшего братию из Орши (нынешняя Белорусия) по причине непонимания их языка, контрастирует с паисиянской братией, состоящей из 11 разных национальностей.
С самого начала в братии было установлено двуязычие и взаимопослушание.
Страждущему служить как самому Христу.
Биограф преподобного, инок Митрофан, называет Паисия «вторым Авраамом».
Приветствие Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II (Нерсисяна) зачитал архимандрит Тома (Качатрян), настоятель армянского прихода в Милане.
Пятница 08.09.2017
Утром была отслужена Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, на которой большинство православных участников симпозиума приступили к Святым Христовым Тайнам.
Приветствие от Американской Православной Церкви было зачитано ее главой, Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном (Моллардом). В своем приветствие митрополит Тихон указал на то, что гостеприимство меняет сердце.
Закон гостеприимства больше, чем постановления устава.
Сначала любовь, затем следование заповедям.
Мы призваны наполнить сердце любовью Христовой. Это применимо и в малых и больших делах. Любовь и молитва исходят из сердца милующего.
Приветствие Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II (Димитри́у-Энглистрио́тиса) было зачитано епископом Месаорийским Григо́рием (Хадзиурани́у). В приветствии архиепископ призывает уважать странников, дабы не стать странниками пред Богом.
Приветствие Архиепископа Кентерберийского Джастина Портала Уэлби было зачитано епископом Варвика Джоном Рональдом Строяном. В приветствии архиепископ указал на то, что хозяин, принимая гостей, не только служит им, отдавая свой кров, но и получает благодарность и благословение.
Павел Мейндорф, профессор Свято-Владими́рской православной духо́вной семинарии в Крествуде, около Нью-Йорка, представил доклад на тему: «Таинство гостеприимства. Литургическое понимание гостеприимства и общения».
ХХ век можно назвать веком возрождения евхаристического понимания Церкви.
Евхаристия – это небесный пир, дарованный человеку.
Евхаристия делает чудеса Христа ненужными. Его человечество мы переживаем в Евхаристии. На Тайной Вечери он не просто хозяин, он слуга (моет ноги ученикам). Следуя этому примеру в буквальном смысле, в Константинополе совершалось омовение ног императором. В 13 веке император в Великий Четверг выходил в город и омывал ноги 12 нищим.
Православные гордятся своими храмами и литургическими обрядами, но единства в Евхаристии нет. Одежда на пире веры – это одежда крещальная.
За евхаристическим возрождением должно последовать крещальное возрождение.
Евхаристия – это встреча тех, кто отказался от греха и соединился со Христом. Состояние современной Церкви похоже на ее состояние в IV веке. Мир религиозный фрагментирован, и чтобы это поменять, нужно многое изменить в разных областях.
Крещальная экклезиология опирается на правильную катехизацию.
Священник Раду Бордеяну, профессор Университета Святого Духа им. Дюкейна, Питтсбург (Пенсильвания, США), выступил с докладом на тему: «Евхаристическое гостеприимство: феноменологический анализ современного православного богословия». В своем докладе он задается вопросом: как, разрешая и благословляя общие браки католиков и православных, Церковь не допускает их к общей Чаше Христовой?
Приветствие Патриарха Сербского Иринея (Гавриловича) было зачитано епископом Загабрским и Любянским Порфирием.
Вера Шевцова, профессор Колледжа Смит в Нортгемптоне (Массачусетс, США), зачитала доклад о странничестве: «Странник и странничество в русской православной традиции». Она показала разные виды странников в истории России: одни собирали милостыню, другие были правдоискателями, многие паломничали, а некоторые бесцельно бродяжничали.
Странничество как выбор жизни становилось уделом лиц разного социального и культурного уровня, особенностей воспитания и приоритетов. Мотивы были разными: вера и любовь к Богу, бедность, болезни и увечья.
В XIX веке выходили журналы, посвященные странничеству: «Странник», «Паломник».
Странничество очень почиталось в российском обществе. Считалось, что семья, принимающая странника, получает особое божье благословение.
Клод Монж, католический монах из Доминиканского института в Стамбуле, Турция, представил доклад на тему: «Бог Авраама и страннолюбие».
Гостеприимство Авраама дало пример для всех монотеистических религий. В Коране в честь него названа 14 сура, в ней особое место занимает гостеприимство Авраама по отношению к Трем мужам. Мусульмане верят, что благодаря гостеприимству мы обретаем благодать Божию.
Сам Бог выходит встретить человека.
В исламе гостеприимство может заменить другие религиозные практики, такие как пост и молитва. Имеется такое выражение: «Принимать гостей под взором Бога». Бог доверяет человека человеку, распределяя его обязанности.
Гость – это тот, кто просит прибежище.
Гостеприимство – дар. Требование гостеприимства – это принесение новой жертвы Богу.
Гостеприимство – динамика нового завета с Богом.
Булос Вехби, профессор Университета Девы Марии в Бейруте, зачитал доклад о диалоге с исламом в Антиохийской Церкви.
Суббота 9.09.2017
В последний день симпозиума монахами разных монастырей и разных монастырских традиций были представлены три доклада. Игумен Иосиф (Крюков), настоятель московского Валаамского подворья выступил с докладом: «”Страннолюбия не забывайте” (Евр, 13. 2) Странноприимство в русском монашестве». Игумен Елисей из афонского монастыря Симоноспетрас выступил с докладом: «Афонское гостеприимство и христианский этос», а настоятель монашеской общины в Тэзе, брат Алоис, представил доклад: «Монашеское гостеприимство и примирение Церквей».
Итоги подвел монах Мишель Ван Пари из монастыря Шеветонь, Бельгия. В своем выступлении он сделал небольшой анализ прозвучавших докладов. Также он указал но то, что эта конференция поставила множество актуальных вопросов, но один из главных, наверное: «Как открыть сердце для Божьего посещения?» Поблагодарив организаторов и участников симпозиума, он попросил основателя общины Энцо Бьянки выступить с заключительным словом.
Отец Энцо Бьянки сказал следующее: «То, что мы приобретаем в общении друг с другом и в молитве, свидетельствует, что первый хозяин, который нас принимает, – это Господь Бог. Патриархи и папа в своих посланиях подчеркнули эту непреложную истину. Сам Господь приглашает нас в Церковь Свою и облекает в крещальные одежды, и мы становимся участниками Его трапезы. Чтобы приблизить время единения, мы должны ценить дары, которыми обладают другие Церкви. Мы должны обрести сердце Авраама. Это серьезная работа богословская, научная, но и духовная. Если наше сердце будет смиренно, мы достигнем многих результатов. День от дня мы должны обновлять крещальные одежды.
Драма современных беженцев заставляет Церкви быть милосердными. Великий грех – отказ от гостеприимства. Принимая другого таким, какой он есть, мы понуждаем и других к гостепримству».
Поблагодарив всех присутствующих, отец Энцо пожелал благословенного возвращения всем отъезжающим.
Вера Шевцова, профессор Колледжа Смит в Нортгемптоне (Массачусетс, США), зачитала доклад о странничестве: «Странник и странничество в русской православной традиции». Она показала разные виды странников в истории России: одни собирали милостыню, другие были правдоискателями, многие паломничали, а некоторые бесцельно бродяжничали.
Странничество как выбор жизни становилось уделом лиц разного социального и культурного уровня, особенностей воспитания и приоритетов. Мотивы были разными: вера и любовь к Богу, бедность, болезни и увечья.
В XIX веке выходили журналы, посвященные странничеству: «Странник», «Паломник».
Странничество очень почиталось в российском обществе. Считалось, что семья, принимающая странника, получает особое божье благословение.
Клод Монж, католический монах из Доминиканского института в Стамбуле, Турция, представил доклад на тему: «Бог Авраама и страннолюбие».
Гостеприимство Авраама дало пример для всех монотеистических религий. В Коране в честь него названа 14 сура, в ней особое место занимает гостеприимство Авраама по отношению к Трем мужам. Мусульмане верят, что благодаря гостеприимству мы обретаем благодать Божию.
Сам Бог выходит встретить человека.
В исламе гостеприимство может заменить другие религиозные практики, такие как пост и молитва. Имеется такое выражение: «Принимать гостей под взором Бога». Бог доверяет человека человеку, распределяя его обязанности.
Гость – это тот, кто просит прибежище.
Гостеприимство – дар. Требование гостеприимства – это принесение новой жертвы Богу.
Гостеприимство – динамика нового завета с Богом.
Булос Вехби, профессор Университета Девы Марии в Бейруте, зачитал доклад о диалоге с исламом в Антиохийской Церкви.
Суббота 9.09.2017
В последний день симпозиума монахами разных монастырей и разных монастырских традиций были представлены три доклада. Игумен Иосиф (Крюков), настоятель московского Валаамского подворья выступил с докладом: «”Страннолюбия не забывайте” (Евр, 13. 2) Странноприимство в русском монашестве». Игумен Елисей из афонского монастыря Симоноспетрас выступил с докладом: «Афонское гостеприимство и христианский этос», а настоятель монашеской общины в Тэзе, брат Алоис, представил доклад: «Монашеское гостеприимство и примирение Церквей».
Итоги подвел монах Мишель Ван Пари из монастыря Шеветонь, Бельгия. В своем выступлении он сделал небольшой анализ прозвучавших докладов. Также он указал но то, что эта конференция поставила множество актуальных вопросов, но один из главных, наверное: «Как открыть сердце для Божьего посещения?» Поблагодарив организаторов и участников симпозиума, он попросил основателя общины Энцо Бьянки выступить с заключительным словом.
Отец Энцо Бьянки сказал следующее: «То, что мы приобретаем в общении друг с другом и в молитве, свидетельствует, что первый хозяин, который нас принимает, – это Господь Бог. Патриархи и папа в своих посланиях подчеркнули эту непреложную истину. Сам Господь приглашает нас в Церковь Свою и облекает в крещальные одежды, и мы становимся участниками Его трапезы. Чтобы приблизить время единения, мы должны ценить дары, которыми обладают другие Церкви. Мы должны обрести сердце Авраама. Это серьезная работа богословская, научная, но и духовная. Если наше сердце будет смиренно, мы достигнем многих результатов. День от дня мы должны обновлять крещальные одежды.
Драма современных беженцев заставляет Церкви быть милосердными. Великий грех – отказ от гостеприимства. Принимая другого таким, какой он есть, мы понуждаем и других к гостепримству».
Поблагодарив всех присутствующих, отец Энцо пожелал благословенного возвращения всем отъезжающим.
Комментарии ():
Написать комментарий: