Статья
«Богослов.Ru» публикует автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Автор диссертации - Иванова Светлана Валерьевна. Научный руководитель - доктор филологических наук Прохоров Гелиан Михайлович. Официальными оппонентами выступают доктор искусствоведения Серегина Наталья Семеновна и кандидат искусствоведения Давидова Мария Георгиевна. Защита диссертации состоится 29 февраля 2012 г. в 17.00 на заседании диссертационного совета Д 210.014.01 при Российском институте истории искусств по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института истории искусств.
Статья
До XI века на иконах, изображающих Воскресение, в руках Христа могли быть только крест, свиток или Евангелие. Триумф обозначался без использования какого-либо подобия знамени. Однако позднее появилась традиция изображать Спасителя, держащего флаг. Зачастую он описывается как хоругвь, по ассоциации с церковными знаменами, на которых изображены иконы, или как лабарум. Автор считает, что предпочтительнее соотносить знамя в руках Христа с орифламмой. Причины такой трактовки описываются в статье.
Статья
В продолжение темы осмысления иконографического образа Воскресения Христова читателям предлагается статья, посвященная Ерминии – особого рода руководству по иконописи, – составленной афонским иконописцем Дионисием. Именно этот труд сыграл особую роль в понимании и именовании образа Анастасис.
Статья
Вторая часть «Евангелия Никодима» уже более века считается литературным источником православной иконы Воскресения Христова. Действительно ли существует сходство между содержанием апокрифа и изображением на иконе? Этот вопрос исследует в своей статье Светлана Валерьевна Иванова.
Статья
На византийском образе Анастасис показано Воскресение Христа и спасение человечества. Однако начиная с XIX в. в западноевропейском и русском искусствоведении православная икона Анастасис стала именоваться «Сошествием во ад». Какие изменения вносит данное переименование в ее трактовку? Этот вопрос осмысливает в своей статье С.В. Иванова.
Статья
Что именно можно считать иконой Пасхи? Каковы нормы, которым должно следовать церковное изображение центрального события христианской истории? Процессу формирования и осмысления иконографического образа Воскресения Христова посвящена данная статья.
Статья
В своей статье автор анализирует жест, часто встречающийся в произведениях древнего искусства и несущий большую смысловую нагрузку, однако утративший свое значение впоследствии. В центре внимания – многозначность жеста «захват запястья».