Бычков Виктор Васильевич (1942 г.р.) — специалист в области эстетики, теории искусства, культурологии; сфера главных научных интересов — византийская, древнерусская, русская религиозная эстетика ХХ в., философия и феноменология современного искусства. Доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996), заведующий сектором эстетики Института философии РАН, член Международной ассоциации эстетиков, член Ассоциации искусствоведов России (АИС), член Московского союза художников (МСХ). Автор более 450 научных работ, опубликованных в разных странах мира, среди них 27 монографий и фундаментальный современный учебник по эстетике; автор ряда крупных научных проектов, участник многих международных конгрессов и симпозиумов.
Первая научная статья была написана Бычковым в 1969 г.
В.В. Бычков внес большой вклад в гуманитарную науку.
Им дано новое современное определение предмета эстетики, утверждающее, что эстетика исследует такую систему неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате которой субъект достигает гармонии с Универсумом, полноты бытия, духовно обогащается. На его основе и с учетом всей предшествующей традиции в данной дисциплине им фундаментально разработана современная эстетическая теория, центральной категорией которой стала категория эстетического, по-новому переосмысленная исследователем.
Внутри этой теории видное место занимает философия искусства, осмысленного как выражение сущности эстетического опыта, другими способами не выражаемой, разработана система основных принципов искусства, в которой главное место заняли категории художественного образа и художественного символа в новой авторской интерпретации.
В исследованиях В.В. Бычкова выявлен и подробно проанализирован по четырем основным уровням процесс эстетического восприятия (эстетическая установка, первичная эмоция, духовно-эйдетическая фаза, эстетическое созерцание).
Им разработана структура современной постнеклассической эстетики, складывающаяся из трех основных разделов: а) классического ядра — эстетической метафизики; б) неклассической эстетики (нонклассики); в) виртуалистики.
Для изучения процессов, происходящих в современной художественной практике, проведена деконструкция имплицитной эстетики; эта экспликация составила основу параэстетической теории — неклассической эстетики (нонклассики) со своим категориальным аппаратом (системой паракатегорий, среди которых видное место занимают артефакт, объект, вещь, симулякр, повседневность, лабиринт, абсурд, заумь, автоматизм, телесность, эклектика, гипертекст и др.).
В.В. Бычковым предложена новая гипотеза по упорядочиванию хронотипологии искусства ХХ века, включающая в свою структуру в качестве основных хронотипологических пространств авангард, модернизм, постмодернизм и консерватизм, сущность каждого из которых автор выявил, исходя из их художественно-эстетической специфики.
Совместно с проф. Н.Б. Маньковской им введен и активно разрабатывается новый раздел эстетической теории — виртуалистика, изучающий опыт эстетического освоения компьютерного пространства и сетей Интернета.
На основе многолетнего изучения истории и философии искусства, духовной культуры европейского ареала Бычковым предложена принципиально новая научная гипотеза понимания вершащегося сегодня кризиса культуры и самой человеческой цивилизации. Ее концептуальное ядро составляет оппозиция «Культура — пост-культура». Современный этап цивилизационного развития осмыслен как переходный от Культуры (с прописной буквы; исторически возникшей и всегда существовавшей в ситуации веры человека в объективное бытие Духовного начала, Великого Другого — биполярный мир) к чему-то принципиально иному, возникающему на основе отказа человека от этой веры (монополярный мир) и ото всех традиционных ценностей Культуры. Наиболее яркое выражение апокалиптизма современной культуры Бычков видит в искусстве последнего столетия (в его главной авангардно-модернистско-постмодернистской линии).
Им предложен и реализован на практике новый метод глубинного (полухудожественного) аналитического проникновения в артефакты искусства ХХ века — пост-адеквационный экфрасис (пост-адеквации).
В.В. Бычковым разработана методология историко-эстетического исследования, включающая в себя анализ исторического материала по двум уровням: имплицитному и эксплицитному.
На ее основе введено в научный оборот новое, еще не изучавшееся до этого, мощное, самобытное направление в истории эстетики — православная эстетика. Изучены ее основные исторические этапы: Эстетика отцов Церкви, Византийская эстетика, Древнерусская эстетика, Русская теургическая эстетика, результаты изучения каждого из которых опубликованы в фундаментальных одноименных монографиях автора и множестве статей. В качестве основных системообразующих принципов этой эстетики выявлены: метафизическое понимание красоты, всеобъемлющий символизм, соборно-литургический характер эстетического сознания, его каноничность; повышенная духовность, обостренная нравственная ориентация, высокая художественность, софийность искусства; теургизм и эсхатологизм эстетического опыта.
Проведен всесторонний и многоуровневый анализ важнейшего феномена православной культуры — иконы.
Основные монографии: Византийская эстетика: Теоретические проблемы (1977); Эстетика поздней античности (1981); Малая история византийской эстетики (1991); Русская средневековая эстетика (1992; 1995); Эстетика отцов Церкви (1995); 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1-2 (1999; 2007); Эстетика (2002; 2006; 2009); Русская теургическая эстетика (2007); Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе Культуры (2007); Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях (2009) (в соавторстве с Н. Маньковской и В. Ивановым); Художественный Апокалипсис Культуры. Кн. 1-2 (2008); Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство (2009).
Монографии
1. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М. Искусство, 1977. 199 с.
2. Эстетика поздней античности. II-III века. М. Наука, 1981. 325 с.
3. Estetica antichitatii tirzii. Secolele II- III. Prefatв de Ion Janosi. Bucuresti: Editura Meridiane, 1984. 420 p. (румынск. яз.)
4. Византийска естетика. Теоретически проблеми. София: Наука и изкуство, 1984. 180 с. (болгарск. яз.)
5. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 с.
6. A bizбnci esztйtika. Budapest: Condolat, 1988. 235 p. (венгерск. яз.)
7. Византиjска естетика. Теориjски проблеми. Перев. Димитриjе М. Калезич. Београд: Просвета, 1991. 329 с. (сербск. яз.)
8. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к Истине, 1991. 407 c.
9. Естетскиот лик на битието. [ Скопье]: Табернакул, 1992. 104 с. (макед. яз.)
10. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М.: Мысль, 1992. 638 с.
11. The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Crestwood, NY: St.Vladimir's Seminary Press, 1993. 101 p. (англ. яз.)
12. AESTHETICA PATRUM. ЭСТЕТИКА ОТЦОВ ЦЕРКВИ. I. Апологеты. Блаженный Августин. - М., Ладомир, 1995. 593 с.
13. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., Ладомир, 1995. 332 с. + 32 ил.
14. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М., СПб, Университетская книга, 1999. 575 с.
15. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб, Университетская книга, 1999. 527 с.
16. Кратка историа на византийската естетика. София, Тавор, 2000. С. 414 (болг. яз.).
17. 2000 Jahre Philosophie der Kunst im christlichen Osten: Alte Kirche, Byzanz, Russland. Wьrzburg, Augustinus-Verlag, 2001. S. 447 (немецк. яз.)
18. Эстетика. М., Гардарики, 2002; 2004; 2005. С. 558.
19. Эстетика. Краткий курс. М., Проект, 2003. С. 384.
20. Эстетика. Изд. 2, перераб. и дополнен. М., Гардарики, 2006. С. 573.
21. Под покрова на света София. София, Захарий Стоянов, 2006. С.335. (болгарск. яз.)
22. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - 743 с.
23. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М.: ООО «Издательство МБА», 2007. 575 с. + 68 ч\б ил.
24. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.: ООО «Издательство МБА», 2007. 527 с. (Библиография работ автора по 2007) + 67 ч/б ил.
25. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФ РАН, 2007. 239 с. (в соавторстве с Н.Б. Маньковской и В.В. Ивановым).
26. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект Виктора Бычкова. Суперроман с ХХ веком. 1-я книга. М.: Культурная революция, 2008. 816 с.
27. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект Виктора Бычкова. Суперроман с ХХ веком. 2-я книга. М.: Культурная революция, 2008. 832 с.
28. Эстетика: Краткий курс. М.: Академический проект. 2009. 452 с.
29. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 2009. 633 с. С илл.
30. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях. М.: ИФ РАН, 2009. (в соавторстве с Н.Б. Маньковской и В.В. Ивановым).
Брошюры
31. Эстетическое сознание Древней Руси. М. Знание, 1988. Серия "Эстетика". №1. 64 с.
32. Эстетика в России XVII века. М., Знание, 1989. Серия "Эстетика". № 4. 64 с.
33. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). М. Знание, 1990. Серия "Эстетика". № 6. 64 с.
34. Смысл искусства в византийской культуре. М., Знание, 1991. 64 с.
35. Марица Прешич. Альбом (русский, сербский и английский текст. Београд, 1996.
Авторские
проекты (автор проекта, главный редактор, один из ведущих авторов):
36. История эстетической мысли. Т. 1. Древний мир. Средние века. М.: Искусство, 1985.
37. История эстетической мысли. Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. М.: Искусство, 1985.
38. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI-XVII века. М.: Ладомир, 1996.
39. КорневиЩе 0Б: Книга неклассической эстетики. М.: Изд. ИФ РАН, 1998.
40. KornewiSHCHe: A Book of Non-Classical Aesthetics. M.: Изд. ИФ РАН, 1998.
41. КорневиЩе 0А: Книга неклассической эстетики. М.: Изд. ИФ РАН, 1999.
42. КорневиЩе 2000: Книга неклассической эстетики. М.: Изд. ИФ РАН, 2000.
43. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003.
44. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М.: Изд. ИФ РАН, 2005.
45. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 2. М.: Изд. ИФ РАН, 2006.
46. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 3. М.: ИФ РАН, 2008.
Фундаментальные статьи, опубликованные в периодических научных изданиях и коллективных трудах:
47. Образ как категория византийской эстетики//Византийский временник. – М. Наука, 1973. – Т.34. – С.151-168.
48. Эстетика Филона Александрийского//Вестник древней истории. – М.: Наука, 1975. – № 3 (133) – С.58-79.
49. Из истории византийской эстетики//Византийский временник. – М.: Наука, 1976. – С.160-191.
50. Эстетические взгляды Климента Александрийского//Вестник древней истории. – М.: Наука, 1977. – № 3(141). – С.69-91.
51. Zur дsthetischen Analyse von Kunstwerken//Kunst und Literatur. – Berlin, 1977. – №6. – S.613-626.
52. Античные традиции в эстетике раннего Августина//Традиция в истории культуры. – М.: Наука, 1978. – С.85-104.
53. Die philosophisch-aesthetischen Aspekte des byzantinischen Bilderstreites// PHILOSOPHIA. – Athenai, 1979. – T. 8-9. – S.341-353.
54. HE THEORIA TOY PLOTINOY GIA TO HORAIO HOS MIA APO TIS PEGES TES BYZANTINES AISTHETIKES (La thйorie Plotinienne du Beau en tant que l'une des sources de l'esthйtique Byzantine)//CHRONIKA AISTHETIKES (Annales d'esthйtique). – Athenes, 1978-1979. – T.17-18. – P107-120; 134-135.
55. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма//Философия искусства в прошлом и настоящем. – М.: Искусство, 1981. – С.67-123.
56. За източниците на средневековната теория на знака и значението//Литературна мисъл. – София, 1982. – №5. – С.121-137
57. Некоторые приемы художественной интерпретации мифологического текста в древнерусской живописи//Литература и живопись. – Л. Наука, 1982. – С.112-127.
58. При изворите на средневековната теория на изкуствата//Литературна мисъл. – София, 1983. – №8. – С.73-91.
59. Plotins Theorie des Schцnen als eine der Quellen der byzantinischen Kunst//Zeitschrift fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. – Bonn, 1983. – Bd 28/1. – S.22-33.
60. Глава 15. Формирование основных принципов византийской эстетики// Культура Византии. IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. – С.504-545.
61. Теория образа в византийской культуре VIII-IX вв. // Старобългарска литература. – София, 1986. – Кн.19 – С.60-74.
62. Проблема человека в патристической философии // Зборник радова Византолошког института. – Београд, 1986. – Т.XXIV-XXV. – С.9-24.
63. Эстетические представления в "Шестодневе" Иоанна Экзарха // Старобългарска литература. – София, 1987. – Кн.21. – С. 50-66.
64. Трансформация византийской традиции в эстетике Древней Руси. Зиновий Отенский // Studia Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia. – Sofia, 1988. – Vol.1. – P.155-170.
65. Глава 13. Эстетика // Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. – М., Наука, 1989. – С.401-469.
66. Die Liebe als Fundament menschlicher Existenz// Stimme der Orthodoxie. – M. – Berlin, 1989 – N11, 12. – S. 36-44, 37-42.
67. Die дsthetischen Anschauungen des Patriarchen Nikephoros // Byzantinoslavica. – Prague, 1989. – T. L. Fasc.2. – S.181-192.
68. Schцnheit verweist auf Transzendenz. Maxim Grek – Zur Entwicklung des philosophisch-дsthetischen Gedankens in der Alten Rus // Zeitschrift fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. – Bonn, 1989. – Bd 34/1. – S.73-81.
69. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви. – М. Политиздат, 1990. – Т.1. – С.68-109.
70. L'esthйtique internationale en Russie au 17йme siиcle. Juraj Krizanic et Nicolai Milescu Spatarul // Syntesis Philosophica. – Zagreb, 1990 – T.9 (vol.5, fasc 1) – P.161-182.
71. Первоосновы эстетики по Лосеву // Символ. – Париж, Декабрь 1990. – Т. 24.- С.183-203.
72. [ Глава ] 18. Византийская эстетика в XIII-XV вв. // Культура Византии. XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. – С.412-447.
73. Die Eigenart des russischen дsthetischen BewuЯtseins im Mittelalter // Ostkirchlichen Studien. – Wьrzburg, 1992. – Bd 41, Hft 1. – S. 22-33.
74. Православная эстетика в период позднего византийского исихазма // Le Messager. Вестник русского христианского движения. – Париж, Нью-Йорк, Москва, 1992. – № 1 (164). – С. 33-62.
75. Die neoorthodoxe Theologie der Ikone // Ostkirchliche Studien. – Wьrzburg, 1993. – 42. Bd, Mдrz, Hft1. – S.36-50.
76. Выражение невыразимого или иррациональное в свете ratio // Лосев Алексей Федорович. Форма. Стиль. Выражение. – М., Мысль, 1995. – С.888-906.
77. Умозрения Павла Флоренского – венец православной эстетики // П.А. Флоренский и культура его времени. P.A. Florenskij e la cultura della sua epoca. Atti del Convegno Internazionale Universita degli Studi di Bergamo 10-14 gennaio 1988. – Marburg, Blaue Hцrner Verlag, 1995. – S.381-397.
78. Философия искусства Павла Флоренского // Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. – М., Изобразительное искусство, [1996]. – С. 285-333.
79. Казимир Малевич // Русское подвижничество. – М., Наука, 1996. – С. 399 – 415.
80. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX-XX веков. Пролегомены к Тексту о современном этапе поисков духовного в искусстве // Вопросы искусствознания. – М., 1997. – Х(1/97). – С. 317-340.
81. Russian Aesthetics of the Early Twentieth Century on the Essence of Art // Celebrating Creativity. Essays in honout of Jostein Bцrtnes. Ed. by K.A.Grimstad and I.Lunde. – Bergen, 1997. – P. 325-336.
82. In Search of the Spiritual Foundations of Art: The Artistic Culture of the Avangarde. – Spectrum. Studies in the History of Culture. – Vilnius, 1997. – Vol. 1. – P.173-215 (transl. by O.Bychkov).
83. The Aesthetic Aspect of Sophiology in Russian Culture at the Turn of the Twentieth Century // Cultural Discontinuity and Recostruction: The Byzantino-Slav heritage and the creation of a Russian national literature in the nineteenth century. – Slavica Norvegica IX. – Oslo, 1997. – P. 46-62.
84. Betrachtungen zur Genesis der symbolisch-didaktischen Ikonen in RuЯland vom Ende des 15. bis zum 16. Jahrhundert // «Die Weisheit baute ihr Haus». Untersuhungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen. Hgg. K.Ch.Felmy und E.Haustein-Bartsch. – Mьnchen, Deutscher Kunstverlag, 1999. – S. 11 – 27.
85. Авангард // Новая философская энциклопедия. – Т. 1. – М., Мысль, 2000. – С. 27 – 34.
86. Игра, Прекрасное, Символизм и др. ст. // Новая философская энциклопедия. – Т. 2. – М., Мысль, 2001. – С. 67 – 70; 337-342; 534-537.
87. Теургия, Эстетика, Эстетическое // Там же. – Т. 4.
88. Искусство ХХ века в эстетическом ракурсе // Искусствознание. – 2/02 – М., 2002. – С. 500-526.
89. Трактат Августина «De musica». У истоков средневековой эстетики числа и ритма // Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – Изд. Русского Христианского гуманитарного института. СПб, 2002. – С. 652-706.
90. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. – М., 2003. – № 10. – С. 61-71; № 12. – С. 80 – 92.
91. О XVI Международном конгрессе по эстетике // Вопросы философии. № 2. 2005. С. 171-176 (в соавторстве с Н.Б. Маньковской).
92. Современные тенденции в эстетике. К итогам XVI Международного конгресса по эстетике // Искусствознание 1/05. М., 2005. С. 518-536 (в соавторстве с Н.Б. Маньковской).
93. Вл. Соловьев и эстетическое сознание Серебряного века // Владимир Соловьев и культура Серебряного века. М., Наука, 2005. С. 11-29.
94. Глава III. Русская религиозная эстетика; Глава IV. Философия искусства русских авангардистов; Глава V. Эстетика самодовлеющего выражения // Эстетика и теория искусства ХХ века. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 106-143; 144-181; 182-204.
95. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопросы философии. 2006. № 11. (в соавторстве с Н.Б. Маньковской). С. 47-59.
96. В сторону посткино и далее: Диалог эстетиков о новейших тенденциях в арт-движении // Искусствознание. 2007. № 3-4. С. 512-532. (в соавторстве с Н.Б. Маньковской)
97. Кризис культуры и искусства в эсхатологическом свете философии Николая Бердяева // Н. А. Бердяев и единство европейского духа. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2007. С. 207-229.
98. Постнеклассическая эстетика: К вопросу о формировании современного эстетического знания // Философский журнал. № 1. 2008. С. 90-108.
99. Эстетическая теория А.Ф. Лосева // Алексей Федорович Лосев. Сер. Философы России. М.: РОССПЭН, 2009. С. 31-61.
100. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве//Вопросы истории и теории эстетики. – М.: Изд. МГУ, 1975. – С.129-145.
101. Культура пiзнього еллiнiзму//Всесвiт. Киiв, 1976. – №12. – С.177-189.
102. Zu den philosophisch-дsthetischen Voraussetzungen der altrussischen kьnstlerischen Denkweise//Byzantinischer Kunstexport. Seine gesellschaftliche und kьnstlerische Bedeutung fьr die Lдnder Mittel- und Osteuropas. – Halle, 1978. – 1978/13(K 4). – S.263-282.
103. Die philosophisch-aesthetischen Aspekte des byzantinischen Bilderstreites//Der byzantinische Bilderstreit. Sozial-цkonomische Voraussetzungen – ideologische Grundlagen – geschichtiche Wirkungen. – Leipzig, 1980. – S.58-72.
104. К диалектике художественного мышления//Эстетика и жизнь. – М. Искусство, 1982. – Вып.7. – С.22-44.
105. За разбирането на образа в ранната средневековна култура//Философска мисъл. – София, 1983. – №8. – С.95-102.
106. Technology, Art and Man (в соавторстве с L.Byckova)//Problems of Contemporary Aesthetics. – M.: Raduga, 1984. – P.249-260.
107. О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985. – С.295-303.
108. К вопросу о древнерусской эстетике (методологические заметки) // Проблемы изучения культурного наследия. – М.: Наука, 1985. – С.303-311.
109. Бизантинэ, Арта бизантинэ // Литература ши арта Молдовей. Енчиклопедие (на молд. яз.). – Кишинэу, 1985. – Т.1. – С.96-97.
110. Литература как выразитель эстетического сознания Древней Руси // Литература и искусство в системе культуры. – М. Наука, 1988. – С.129-135.
111. Un Christianisme joyeux // Le Messager orthodoxe Millйnaire du Christianisme Russe (1) – Paris, 1988. – N107. – P.95-98.
112. Einige Grundzьge der Altrussischen Kunst // Cyrillomethodianum.- Thessalonique, 1988. – XII. – S.7-14.
113. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. – М. Наука, 1989. – С.133-138.
114. На путях "незнаемого знания". К публикации малых сочинений из CORPUS AREOPAGITICUM // Историко-философский ежегодник '90. – М. Наука, 1991. – С. 210-220.
115. Возвышенным земное укрепляя / Религиозно-эстетические феномены в России "смутного времени" / // Грани. – Франкфурт/Майн, 1991. – №159. – С.253-268.
116. Феномен древнерусского эстетического сознания // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. – М., 1993. – № 1. – С.221-236.
117. Круг проблем православной эстетики // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. – М., 1994. – №2. – С.51-55.
118. Einige Grundzьge der altrussischen Kunst // Tausend Jahre Taufe Russlands. Russland in Europa. Herausgeg. von H.Goltz/ – [ Leipzig, 1993]. – S.375-382.
119. Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова // Введение в храм. – М., 1997. – С. 649-657.
120. Byzantine Aesthetics // Encyclopedia of Aesthetics, ed. M. Kelly. – New York, Oxford, 1998. – Vol. 1. – P. 321-323. Vol. 2. – P. 448-450. Vol. 4. – P. 195-202.
121. Духовный космос Кандинского // Многогранный мир Кандинского. – М., Наука, 1998. – С. 185-206 (доп. тираж: М., 1999)
122. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс // Полигнозис. – № 3. – 1999. – С. 38 – 48.
123. V.Bychkov. Дsthetische Prophezeiungen des russischen Symbolismus // XIVh International Congress of Aesthetics. «Aesthetics as Philosophy». Ljubljana 1998. Proceedings. Part II. Selected Papers. – Filozofski vestnik. – 2/1999 – Supplement. – Ljubljana, 1999. – P. 237 – 245.
124. К историософии современного искусства (Дескриптивно-лексикографический срез) // Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В. Раушенбаха. – М., Наука, 1999. – С. 353 – 383.
125. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. – № 2 (10). – М., 2000. – С. 63 – 76; – № 3. – С. 67 – 85 ( в соавторстве с Л. С. Бычковой).
126. Il mistero riflesso in uno specchio // Nuntium. – № 12. – 2000. – P. 112 – 116
127. Иное искусства перед ликом Культуры // Символы, образы, стереотипы: художественный и эстетический опыт. – Международные чтения по теории, истории и философии культуры. – № 9. – СПб, 2000. – С. 283 – 292
128. Эстетические аспекты христианской культуры // Философский факультет. Ежегодник. – № 2. – М., 2001. – С. 3-16.
129. После «КорневиЩа». Пролегомены к постнеклассической эстетике // Эстетика на переломе культурных традиций. – М., 2002. – С. 25-59.
130. Эстетическое как базовая категория эстетики // Философский факультет. Ежегодник. – № 4. 2003. – М., 2004. – С. 28-40.
131. В пространствах прекрасного // Духовный мир человека. Человек. Ч. 3. Энциклопедия для детей. – М., Аванта+, 2004. – С. 286-357.
132. Введение в софийную эстетику С.Н. Булгакова // Русское богословие в европейском контексте. С.Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея. [б.г.] С. 267-277.
133. Авангард // Новая Российская энциклопедия. Т. 2. М.: Энциклопедия, Изд. Дом ИНФРА-М, 2005. С. 36.
134. Софиология как основа теургической эстетики // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Вып. 13. Иваново, 2006. С.44-71.
135. Ряд статей // Культурологи. Энциклопедия. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2007.
136. Ряд статей // Культурологи. Энциклопедия. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2007.
137. О Лосеве // Алексей Федорович Лосев. Из творческого наследия. Современники о мыслителе. М.: Русский мир, 2007.
138. Ряд статей // Новая Российская Энциклопедия. Т.3, ч.1. М.: Энциклопедия, Изд. Дом ИНФРА-М, 2007.
139. Постнеклассическая эстетика: К вопросу о формировании современного эстетического знания // Философский журнал. № 1. 2008. С. 90-108.