Богослов, профессор университета, член ордена иезуитов. Род. 17 декабря 1904 в Букингеме, шт. Квебек (Канада); ум. 26 ноября 1984 в Пикеринге, Онтарио.
Бернар был старшим из троих детей, родившихся в семье Джеральда и Жозефины Лонерган. Отец его был топографом. Бернар с раннего детства был способным ребенком. Он получил образование в области классических языков, гуманитарных наук и математики в колледже Лойолы в Монреале. Лонерган вступил в орден иезуитов в 1922 году в возрасте 17 лет. Затем он продолжил свое философское образование в Хейтроп Колледже в Англии (1926-1929) и получил степень бакалавра искусств в области классики в университете Лондона (1929). По его собственным воспоминаниям большое влияние на его философское образование оказали его профессора. Он находился под большим влиянием своего профессора математики Чарльза О'Хара и Льюиса Уотта, который особенно серьезно рассматривал вопросы, связанные с экономикой и нравственным учением Церкви. Он признавался, что большое влияние на него оказали работы Ньюмана, благодаря которым он стал «немного экзистенциалистом». Лонерган занимается вопросами методологии, и в особенности интересуется вопросами теории познания, что следует из названий его работ этого периода: «Форма математического заключения» (The Form of Mathematical Inference, 1928); «Силлогизм» (The Syllogism, 1928); «Истинное суждение и наука» (True Judgment and Science, 1929).
После трехлетнего обучения в колледже Лойолы в Монреале Лонерган получил степень бакалавра в Григорианском университете в Риме (1937), где он был рукоположен в сан священника (1936). Затем он подал на степень доктора работу о теории благодати и свободы человека у Фомы Аквинского (1938-1940), хотя он получил степень только после Второй Мировой войны (1946). Последующие 13 лет он был профессором богословия в иезуитских школах в Монреале и Торонто. Его интенсивные исследования мысли Аквината дали начало большому потоку публикаций в богословских журналах, главным образом из его переработанной докторской диссертации «Мысль св. Фомы о Gratia Operans», которые публиковались в Theological Studies (1941-1942); а также в работе «Концепция Verbum в сочинениях св. Фомы» (The Concept of Verbum in the Writings of St. Thomas), изданной в пяти частях между 1946 и 1949 гг.
В течение этих лет Лонерган работал над проблемами в области экономики, социологии и теоретических основ истории, которые можно рассматривать как конкретные разработки тех положений, которые были изложены в энцикликах пап Льва XIII и Пия XI. Эта работа отмечена в неопубликованных рукописях, включая заключительную версию книги «Очерк об анализе оборота» (1943-1944), тема, к которой Лонерган возвратился в своих последних работах.
В течение 1940-х он преподавал серию курсов в институте Томаса Мора по образованию взрослых в Монреале (который был основан его другом Р.Э. О'Коннором). В этих лекциях Лонерган попытался перенести томистское понимание человека и познания мира в плоскость XX столетия, рассматривая вопросы математики и наук, которые и не снились Фоме. Итогом этой работы стала книга «Проницательность: исследование понимания человека» (Insight: A
Study of Human Understanding, 1957).
В 1953 Лонерган становится профессором догматического богословия Григорианского университета в Риме и в течение этого периода публикует несколько работ на латинском языке, относящихся к преподававшемуся им курсу Христологии и богословия Троицы. Он назвал их продуктом преподавания в ситуации, которая «безнадежно старомодная».
Эти конспекты для 650 студентов, которые посещали его лекции, включали следующие: De constitutione Christi ontologica et psychologica supplementum (1956), Divinarum personarum conceptionem analogicam (1957), De Verbo incarnate (1961), и De Deo trino (1964). Основной вызов, на который отвечал Лонерган в свои годы пребывания в Риме, «пришел из наук о духе, из проблем герменевтики и критической истории».
После 12 лет пребывания в Риме он вернулся в Торонто, где заболел раком в 1965 г. Последующее хирургическое удаление одного из легких позволило ему закончить работу «Метод в богословии» (Method in Theology). В период с 1964 по 1965 годы Лонерган переформулирует свою работу «Insight», поскольку в этот период его интересует опыт, непосредственное понимание и рефлективное понимание в терминах «анализа интенциональности», приведший к тому, что Лонерган утверждает впоследствии первенство практического и экзистенциального уровня человеческого сознания, на котором мы оцениваем, решаем, действуем и любим. Это изменение дополняет его чувствительность к исторической предрасположенности, культивированной в Риме, с новыми развитиями в отношении роли динамического бессознательного, ощущений, образов и символов и религиозного опыта. Отказ от этих развитий позволяет Лонергану в «Методе» расположить свой анализ интенциональности в четырехуровневой когнитивной структуре внимательности, понятности, разумности и отвественности в еще более конкретных и сложных контекстах. Соответственно, глава 18 «Insight», в которой «благо было понятным и разумным», сдвигается в контекст «человеческого блага» с рассмотрением ощущений как интенциональных ответов на жизненные, социальные, религиозные, культурные и личностные ценности.
С 1971 по 1972 годы Лонерган был профессором Гарвардской школы богословия в Кембридже, шт. Массачусетс, где он завершает свою работу о методе, которая вышла в 1972 г. С 1975 по 1983 он преподавал в Бостонском колледже, постоянно занимаясь вопросами методологии, а также уделяя большое внимание экономике и динамике истории.
Христианская вера в настоящее время, по мнению Лонергана, подвергается герменевтическому кризису, укорененному в неспособности христианства сделать переход к современному обществу и культуре. Будучи римо-католическим богословом, он был критичен к нежеланию католической философии и богословия перейти от фиксированных норм, наложенных ментальностью, которую он называл «классицистской» к транскультурной нормативности, совместимой с историческим сознанием. Кроме того, он был не менее критичен к историцистскому или позитивистскому сдвигу к релятивизму среди тех, кто отказался от всякого вида нормативности вместе с наследием схоластики. Лонерган свои труды стремился посвятить тому, чтобы помочь христианскому богословию встретить этот герменевтический кризис и сделать переход к современности без потери своей целостности.
Осуществление этой задачи Лонерганом и результаты его работы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие католического богословия. Исследуя мыслителей средневековья, и, в частности, Фому Аквинского, он писал о том, что «на практике богословие Аквината было ... принципом для оформления и преобразования культуры». Лонерган помещал метод в контекст сентенции Аквината, что «характеристика мудрого человека в том, чтобы приводить в порядок все вещи». Посредством переосмысления томистской точки зрения на высшую мудрость в терминах феноменологического понятия горизонта, Лонерган делает метод в самом серьезном смысле вопросом совершенной конкретности. Заниматься методом для Лонергана означает обращать особое внимание на основания богословской (и любой другой) практики в собственном и тотальном горизонте. В своей основе «метод» означает 1) оценку структур своей собственной интенциональности сознания, которая рассматривает наш горизонт как основной и тотальный; и 2) сознательная жизнь в согласии с собственным горизонтом посредством следования трансцендентальному восприятию: быть внимательным, быть разумным, быть интеллигентным, быть ответственным, быть любящим.
Когнитивное измерение сознания стало более ясным для Лонергана при написании статей Verbum, особенно вследствие зависимости этого измерения сознания от практического и экзистенциального уровней. Размышление, решение и любовное действие предполагают и дополняют познание, но путь познания, который предполагает и дополняет эти действия является еще более важным. Лонерган стремился выразить в терминах понятия интенциональности метафизическое объяснение свободы человека и божественную благодать, что он обнаружил в 1930-1940 годы у Фомы Аквинского.
В своих лекциях «Разум и реальность» (Intelligence and Reality, 1950-1951) он показал, что ключом к «Insight» проникновению было «радикальное интеллектуальное обращение», поскольку оно вовлекало революцию в себе самом и очищение себя от того .что он здесь называл «запретными и вынужденными желаниями» для того, чтобы освободить чистое и неограниченное желание к познанию бытия и постулированию этого желания как нормативного в действительной жизни. Ко времени написания «Метода», однако, что было скрытым ранее, стало полностью ясным: в рассмотрении первенства практического и экзистенциального уровней сознания интенциональности интеллектуальное обращеине (как раскрытие собственного горизонта как тотального и основного) предполагает и нравственное обращение (от спонтанного нрава к истинному благу или правде) и религиозное обращение (от эгоизма к бытию в любви к Богу).
Но, как было уже ясно из работы «Благодать и свобода», религиозное обращение является результатом дара самооткровения Бога, выходящего за горизонт человеческого познания и выбора. Дух Божий и Слово посланы для того, чтобы сделать нравственное и интеллектуальное обращение возможным. Эти обращения в свою очередь требуют упражнения нашей свободы, посредством которой мы ориентируем себя и приносим наш горизонт день за днем живя во все более тесном приближении к бесконечной потенциальности нашего тотального и основного горизонта. Открытость как дар исцеляет нас, чтобы преобразовать нашу греховную замкнутость и возвышает нас к фактической исцеляющей и творческой открытости принятия Божества.
Collected Works of Bernard Lonergan. Lonergan Research Institute. University of Toronto Press. B. LONERGAN. ‘‘Insight Revisited.’’ In Second Collection (London 1974). P. BYRNE. ‘‘The Fabric of Lonergan’s Thought.’’ Lonergan Workshop 6 (Atlanta1986). F. E. CROWE, Lonergan (Collegeville, Minn. 1992). J. FLANAGAN. Quest for Self-Knowledge: An Essay in Lonergan’s Philosophy (Toronto 1997). V. GREGSON. The Desires of the Human Heart: An Introduction to the Theology of Bernard Lonergan (New York 1988). R. LIDDY. Transforming Light: Intellectual Conversion in the Early Lonergan (Collegeville, Minn. 1993).