Маритен, Жак
Профессиональные интересы: Церковь и государство, Миссия Церкви, Философия, Социология, Политология, Социальное служение
Конфессии: Католичество

Краткая биографическая справка:

Жак Маритен (1882-1973), французкий философ и политический мыслитель, был одним из главных представителей томизма в  XX столетии и влиятельным интерпретатором мысли Фомы Аквинского.

Жак Маритен родился 18 ноября 1882 года в Париже. Сын Павла Маритена, известного юриста, и Женевьевы Фавр, дочери французского государственного деятеля, Жюля Фавра, Жак Маритен учился в лицее Генриха IV (1898-1899) и в Сорбонне, где он прошел лицензиат по философии (1900-1901) и естественным наукам (1901-1902). Первоначально его привлекала философия Спинозы. По предложению своего друга поэта и религиозного философа Шарля Пеги он посещал лекции Анри Бергсона в Коллеж де Франс (1903-1904) и короткое время находился под влиянием работ Бергсона.

В 1901 году Маритен встретил Раису Умансову, студентку Сорбонны и дочь еврейских эмигрантов из России. Оба они находились под давлением сухости интеллектуальной жизни Франции и дали клятву, что они совершат самоубийство, если в течение года не найдут ответ на вопрос о явной бессмысленности жизни. Отвержение доминировавшего тогда позитивизма в конечном итоге привело их к тому, чтобы они оставили мысли о самоубийстве и поженились в 1904 году. Вскоре после этого, благодаря влиянию писателя Леона Блуа, чета Маритенов принимает крещение в Римской Католической Церкви. (1906)

Маритен завершает свое философское образование в 1905 г. В 1906 году супруги едут в Гейдельберг, где Жак продолжает свое обучение в области естественных наук под руководством проф. Дриша. Летом 1908 г. по возвращении во Францию Маритены окончательно отошли от бергсонианства, и Жак начал интенсивное изучение мысли Фомы Аквинского.

В 1912 Маритен становится профессором философии в лицее Станислава, одновременно продолжая читать лекции в Парижском католическом институте. В 1914 он получает должность ассистента профессора кафедры истории современной философии, становится профессором в 1921, а в 1928 был назначен на кафедру логики, которую занимал до 1939 г.

В своих ранних философских работах (таких как «Современная наука      и разум» (La science moderne et la raison, 1910), и «Философия бергсонианства» (La philosophie bergsonienne, 1913) Маритен ищет пути защитить томистскую философию от бергсонианцев и светских оппонентов. После краткой службы в армии во время первой мировой войны Маритен возвращается к преподаванию и исследованиям. Фокус его философской работы продолжает быть направлен на защиту католицизма и католической мысли (работы «Антимодерн» (Antimoderne, 1922), «Три реформатора - Лютер, Декарт, Руссо» (Troisréformateurs -- Luther, Descartes, Rousseau, (1925)). Он также подготавливает некоторые вводные философские тексты (напр. «Элементы философии»léments de philosophie, 2 тт, 1921-23), а также публикует работы по эстетике (напр. «Искусство и схоластика» (Art et scholastique, 1921; 2nd ed. 1927)). (É

В конце 20-х годов внимание Маритена переключается на социальные вопросы. Хотя он имел некоторый контакт с движениями Католическое социальное действие, Действие Франции, он отходит от них, когда в 1926 году они были осуждены католической церковью за свои националистические и антидемократические тенденции. Благодаря дружбе с русским философом Николаем Бердяевым (с 1924 г.) и Эммануэлем Мунье (с 1928), Маритен начал разрабатывать принципы либерального христианского гуманизма и защиты естественных прав.

Философские работы Маритена в этот период были эклектичны. Он публикует книги о Фоме Аквинском (1930), религии и культуре (1930), христианской философии (1933), Декарту (1932), философии науки и эпистемологии и политической философии. С 1936 он выпустил огромное количество работ, включая «Интегральный гуманизм» (Humanisme integral, 1936), «О политическом праве» (De la justice politique, 1940), «Права человека и естественный закон» (Lesdroits de l'homme et la loi naturelle, 1942), «Христианство и демократия» (Christianisme et démocratie, 1943), «Принципы политического гуманизма» (Principesd'une politique humaniste, 1944), «Личность и общее благо» (La personne et le bien commun, 1947), «Человек и государство» (Man and the State, 1951).

Особое влияние идеи Маритена оказали на Латинскую Америку. Главным образом вследствие либерального характера политической философии Маритен подвергался атакам и слева и справа, как во Франции, так и за границей.

К началу 1930 г. Маритен становится значительной фигурой в католической мысли. Он часто посещал Северную Америку, и с 1932 г. ежегодно приезжал с лекциями в Институт средневековых исследований в Торонто. С началом войны в 1939 году Маритен решил не возвращаться во Францию. Продолжая свои лекции в Торонто в 1940 г., он переехал в США преподавать в Принстонском (1941-1942) и Колумбийском (1941-1944) университетах.

Маритен оставался в США на протяжении всей войны, где занимался записью передач для оккупированной Франции. Он продолжал читать лекции и публиковать работы как в области политической философии, так и в области эстетики («Искусство и Поэзия», 1943), философии образования, и метафизике («О Бергсоне и св. Фоме Аквинском», 1944). После освобождения Франции, он был назначен французским послом в Ватикане и оставался им до 1948 г.

Весной 1948 г. Маритен вернулся в качестве заслуженного профессора в Принстон, продолжая читать лекции также и в других американских университетах (особенно в университете Нотр Дам и Чикагском университете). В этот период Маритен опубликовал труды по эстетике «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» (Creative Intuition in Art and Poetry, 1953), религии «Приближение к Богу» (Approches de Dieu, 1953), моральной философии «Девять лекций о важнейших понятиях философии морали» (Neuf leçons sur les notions premières de la philosophie morale, 1951; La philosophie morale, 1960), и философии истории (On the Philosophy of History, 1957).

В 1960 Маритены вернулись во Францию. После смерти жены Маритен  переехал в Тулузу, где он решил жить в ордене малых братьев Иисуса. В течение этого времени он написал множество книг, наиболее известна из которых «Крестьянин с берега Гаронны» (Le paysan de la Garonne), работа, остро критикующая реформы Ватиканского собора, опубликованная в 1967. В 1970 он подал прошение о вступлении в орден и умер 28 апреля 1973 г. в Тулузе.

К моменту смерти, Маритен был наиболее известным католическим философом в мире. Широта его философских исследований, его влияние на социальную философию католической церкви, и его горячее оправдание прав человека сделали его одной из центральных фигур эпохи.

Философские работы Маритена были переведены на 20 языков. Наиболее ценные работы Маритена касаются моральной и политической философии, а влияние его работ на права человека можно видеть только в Декларации ООН 1948 года, но и во многих национальных декларациях, таких как Канадская Хартия Прав и Свобод и преамбула к Конституции четвертой Французской Республики (1946), последняя была результатом переписки Шарлем Де Голлем. Христианский гуманизм и персонализм Маритена оказал значительное влияние на энциклики Папы Павла VI и мысль Иоанна Павла II. Интересно, что с окончанием холодной войны происходит возрождение политических идей Маритена в Центральной и Восточной Европе.

Хотя обычно Маритен считается томистом, степень, в которой он принадлежал томистской философии, является вопросом споров, томизм Маритена, по меткому указанию Этьена Жильсона, касался только эпистемологии, а потому не был вообще томизмом. Неудивительно, поэтому, что общий характер философии Маритена сложно определить принадлежностью к какой-либо конкретной философской школе.

Работы Маритена, тем не менее, продолжают оказывать влияние. С 1958 г. в США в университете Нотр Дам действует центр Жака Маритена, существует множество журналов, посвященных его наследию, таких как Études maritainiennes, Maritain Studies, Notes et documents, и Cahiers Jacques et RaïssaMaritain. Кроме того, в настоящее время существует около 20 национальных ассоциаций, которые проводят регулярные конференции и семинары, посвященные наследию Жака Маритена, включая Международный институт Жака Маритена (Institut International Jacques Maritain).

Библиография работ о персоне:

Полный перечень исследований, посвященных наследию Маритена, был сделан Жаном-Луи Алляром и Пьером Гермайном в работе Jean-Louis Allard , Pierre Germain, Répertoire bibliographique sur la vie et l'oeuvre de Jacques et Raïssa Maritain. Ottawa, 1994, 232 p.

  • Allard, Jean-Louis. L'éducation à la liberté ou la philosophie de l'éducation de Jacques Maritain. Ottawa: Éditions de l'Université d'Ottawa, 1978.
  • Allard, Jean-Louis. Education for Freedom: The Philosophy of Education of Jacques Maritain. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1982.
  • Allard, Jean-Louis. Jacques Maritain, Philosophe dans la Cité/ A Philosopher in the World. Ottawa: University of Ottawa Press, 1985.
  • American Maritain Association. Selected Papers from the Conference-Seminar on Jacques Maritain's The Degrees of Knowledge. St. Louis, MO: American Maritain Association, 1981.
  • Bars, Henry. Maritain en notre temps. Paris: Bernard Grasset, 1959.
  • Croteau, Jacques. Les fondements thomistes du personnalisme de Maritain. Ottawa: Éditions de l'Université d'Ottawa, 1950.
  • Daly, Mary F. Natural Knowledge of God in the Philosophy of Jacques Maritain. Rome: Officium Libri Catholici-Catholic Book Agency, 1966.
  • Daujat, Jean. Maritain: Un maître pour notre temps. Paris: Téqui, 1978.
  • DiJoseph, John. Jacques Maritain and the Moral Foundation of Democracy. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1996.
  • Doering, Bernard. Jacques Maritain and the French Catholic Intellectuals. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1983.
  • Dunaway, John M. Jacques Maritain. Boston: Twayne Publishers, 1978.
  • Eco, Umberto. Storiografia Medievale ed Estetica Teorica Appunti Metodologici su Jacques Maritain. Turin: Edizioni di "Filosofia," 1961.
  • Evans, Joseph W. Jacques Maritain (1882-1973): A Biographical Memoir. Washington, D.C.: National Academy of Education, 1973.
  • Evans, Joseph W., ed. Jacques Maritain: The Man and His Achievement. New York: Sheed and Ward, 1963.
  • Fecher, Charles A. The Philosophy of Jacques Maritain. Westminster, MD: Newman Press, 1953.
  • Floucat, Yves. Pour une philosophie chrétienne: éléments d'un débat fondamental. Paris: Téqui, 1983.
  • Gallagher, Donald and Idella. The Achievement of Jacques and Raissa Maritain: A Bibliography. New York: Doubleday and Co., 1962.
  • Hubert, Bernard and Yves Floucat, eds. Jacques Maritain et ses contemporains. Paris: Desclée, 1991.
  • Hudson, Deal W. and Matthew J. Mancini, eds. Understanding Maritain: Philosopher and Friend. Macon, GA: Mercer Univ. Press, 1987.
  • Institut International Jacques Maritain. International Jacques Maritain Institute. Droits des peuples, Droits de l'homme. Paris: Éditions du Centurion, 1984.
  • Jimenez Berguecio, Julio, S.J. La ortodoxia de Jacques Maritain, ante un ataque recente. Talca, Chile: Libreria Cervantes, 1948.
  • Jung, Hwa Yol. The Foundation of Jacques Maritain's Political Philosophy. Gainesville, FL: University of Florida Press, 1960.
  • Knasas, John F. X., ed. Jacques Maritain: The Man and His Metaphysics. [Volume IV of Études maritainiennes/Maritain Studies.] Mishawaka, IN: American Maritain Association, 1988.
  • McInerny, Ralph. Art and Prudence: Studies in the Thought of Jacques Maritain. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1988.
  • Michener, Norah Willis. Maritain on the Nature of Man in a Christian Democracy. Hull (Canada): Éditions "L'Eclair," 1955.
  • Minkiel, Stephen J., C.M., ed. Jacques Maritain: The Man for Our Times. Erie, PA: Gannon University Press, 1981.
  • National Academy of Education. Proceedings of the National Academy of Education. "Jacques Maritain, A Biographical Memoir," Joseph W. Evans. Washington, D.C.: National Academy of Education, 1978, pp. 92-127.
  • Nielsen, Kai. "An Examination of the Thomistic Theory of Natural [Moral] Law." In Natural Law Forum 4 (1959), 44-71. Reprinted in his God and the Grounding of Morality. Ottawa, ON: University of Ottawa Press, 1991, ch. 3, pp. 41-68.
  • Nottingham, William J. Christian Faith and Secular Action: An Introduction to the Life and Thought of Jacques Maritain. St. Louis, MO: The Bethany Press, 1968.
  • Papini, Roberto, ed. L'Apporto del Personalismo alla Costruzione dell' Europa. Milan: Massimo, 1981.
  • Papini, Roberto, ed. Jacques Maritain e la Società Contemporanea. Milan: Massimo, 1978.
  • Possenti, Vittorio. Una Filosofia per la Transizione. Milan: Massimo, 1984.
  • Possenti, Vittorio, ed. Jacques Maritain: Oggi. Milan: Vita e Pensiero, 1983.
  • Possenti, Vittorio, ed. Maritain e Marx. Milan: Massimo, 1978.
  • Possenti, Vittorio. "Philosophie du droit et loi naturelle selon Jacques Maritain." In Jacques Maritain: philosophe dans la cité / a philosopher in the world. Ed. Jean-Louis Allard. Ottawa: University of Ottawa Press, 1985, pp. 313-326.
  • Prouvost, Géry. Catholicité de l'intelligence métaphysique: La philosophie dans la foi selon Jacques Maritain. Paris: Pierre Téqui, 1991.
  • Prouvost, Géry. Étienne Gilson-Jacques Maritain: Correspondance 1923-1971. Paris: Librairie Philosophique J. Vrin, 1991.
  • Ramsey, Paul. Nine Modern Moralists. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1962.
  • Redpath, Peter A., ed. From Twilight to Dawn: The Cultural Vision of Jacques Maritain. Mishawaka, IN: American Maritain Association, 1990.
  • Torre, Michael D., ed. Freedom in the Modern World: Jacques Maritain, Yves R. Simon, Mortimer J. Adler. Mishawaka, IN: American Maritain Association, 1990.
Библиография работ автора на языке оригинала:

Франкоязычное издание работ Маритена вышло под названием: Oeuvres complètes de Jacques et Raïssa Maritain, 15 vols., Fribourg (Switzerland): Éditions universitaires, 1982.

Публикация 20-томного издания на английском The Collected Works of Jacques Maritain (под ред. Ральфа Маккинерни (Ralph McInerny))подготовлена издательством университета Нотр Дам.

  • La Philosophie bergsonienne: études critiques. Marcel Rivière et Cie., 1914. [Bergsonian Philosophy and Thomism. New York: Philosophical Library, 1955.]
  • Art et scolastique. Librairie de l'Art Catholique, 1920. (The 1927 edition contains "Frontières de la poésie" and important notes.) [Art and Scholasticism and The Frontiers of Poetry. Tr. Joseph W. Evans. New York: Charles Scribner's Sons, 1962.]
  • Éléments de Philosophie I: Introduction générale à la philosophie. Téqui, 1920. [An Introduction to Philosophy. Tr. E. I. Watkin. London: Sheed and Ward, 1944.]
  • Théonas ou les entretiens d'un sage et deux philosophes sur diverses matières inégalement actuelles. First publication in the Revue Universelle, April 1920 to April 1921, 1st edition, Nouvelle Librairie Nationale, 1921; 2nd edition, corrected, 1925. [Theonas: Conversations of a Sage. Tr. F.J. Sheed. London: Sheed and Ward, 1933.]
  • Antimoderne. Éditions de la Revue des Jeunes, 1922.
  • De la vie d'oraison. 1st edition privately printed, Saint-Maurice d'Augaune, 1922; 2nd edition revised, l'Art Catholique, 1925. [with Raïssa Maritain] [Prayer and intelligence. New York: P. J. Kennedy, 1928.]
  • Éléments de philosophie II: L'ordre des concepts, I - Petite logique (Logique formelle). Téqui, 1923. [An Introduction to Logic. New York: Sheed and Ward, 1937; Formal Logic. New York: Sheed and Ward, 1937.]
  • Réflexions sur l'intelligence et sur sa vie propre.  Bibliothèque français de philosophie, Nouvelle Librairie Nationale, 1924, 1926, 1930; Desclée, 1938.
  • Trois Réformateurs: Luther, Descartes, Rousseau. Librairie Plon, 1925. [Three Reformers: Luther, Descartes, Rousseau. New York: Charles Scribner's Sons, 1929.]
  • Georges Rouault, peintre et lithographe. Éditions Polyglotte, Frapier, 1926. [George Roualt. New York: Harry N. Abrams, Inc., in association with Pocket Books, Inc., 1954.]
  • Reponse à Jean Cocteau. Librairie Stock, 1926 [Art and Faith: Letters between Jacques Maritain and Jean Cocteau. New York: Philosophical Library, 1948.]
  • Une opinion sur Charles Maurras et le devoir des catholiques. Plon, 1926.
  • Primauté du spirituel. Plon, 1927. [The Things That Are Not Caesar's. Tr. J.F. Scanlan. New York: Charles Scribner's Sons, 1930.]
  • Quelques pages sur Léon Bloy. Cahiers de la Quinzaine, 10e de la 18 serie, á l'Action du Livre, 1927.
  • Clairvoyance de Rome par les auteurs du ‘Pourquoi Rome a parlé.' (J. Maritain et D. Lallement), Ed. Spes, 1929.
  • Le Docteur angelique. Desclée de Brouwer, 1930. [St. Thomas Aquinas. Tr. F.J. Scanlan, London: Sheed and Ward, 1931; Tr. revised Peter O' Reilly and Joseph W. Evans. New York: Meridian Books, 1958.]
  • Religion et culture. dition originale: premier numéro de la collection des questions disputées. Desclée de Brouwer, 1930. 2nd edition, with a preface, 1946. [Religion and Culture. London: Sheed and Ward, 1931.]
  • Distinguer pour unir: ou, les degrès du savoir. Desclée de Brouwer, 1932. [Distinguish to Unite: or, The Degrees of Knowledge. Tr. under the supervision of G.B. Phelan. New York: Charles Scribner's Sons, 1959.]
  • Le songe de Descartes. Correa, 1932. [The Dream of Descartes. Tr. Mabelle L. Andison, New York: Philosophical Library, 1944.]
  • Du regime temporel et de la liberté. Desclée de Brouwer, 1933. [Freedom in the modern world. Tr. Richard O'Sullivan. London: Sheed & Ward, 1935.]
  • De la philosophie chrétienne. ["Questions disputées," Vol. IX], Desclée de Brouwer, 1933.[An essay on Christian philosophy. Tr. Edward H. Flannery. New York, Philosophical Library, 1955.]
  • Sept leçons sur l'être et les premiers principes de la raison spéculative. Téqui, 1934. [A Preface to Metaphysics: Seven Lectures on Being. New York and London: Sheed and Ward, 1939.]
  • Frontières de la poésie. Louis Rouart et Fils, 1935. [Art and Poetry. Tr. E. de P. Matthews. New York: Philosophical Library, 1943.]
  • Science et sagesse, suivi d'éclaircissements sur ses frontières et son objet. "Cours et documents de Philosophie." Téqui, 1935. [Science and Wisdom. New York: Charles Scribner's Sons, 1940.]
  • Lettre sur l'indépendance. Desclée de Brouwer, 1935.
  • La philosophie de la nature, essai critique sur ses frontières et son objet. Téqui, 1935. [Philosophy of Nature. Tr. Imelda C. Byrne. New York: Philosophical Library, 1951]
  • Humanisme intégral: problemes temporels et spirituals d'une nouvelle chrétienté. Fernand Aubier, 1936.  Two translations: True humanism. Tr. M.R. Adamson. London: Bles, 1938; Integral Humanism: Temporal and Spiritual Problems of a New Christendom. Tr. Joseph W. Evans New York: Charles Scribner's Sons, 1968.]
  • Situation de la poésie. Desclée de Brouwer, 1938. [with Raïssa Maritain] [The Situation of Poetry. Tr. Marshall Suther. New York: Philosophical Library, 1955.]
  • Les Juifs parmi les nations. Éditions du Cerf, 1938. [A Christian Look at the Jewish Question. New York: Longmans, Green, 1939.]
  • Questions de conscience. ["Questions disputées," Vol. XXI] 2nd edition. Desclée de Brouwer, 1938.
  • Quatre essais sur l'esprit dans sa condition charnelle. Bibliothèque français de philosophie, Desclée de Brouwer, 1939. Nouvelle Édition revue, Alsatia, 1956.
  • Antisemitism. London, G. Bles, 1939.
  • De la justice politique, notes sur la presente guerre. Collection "Presences," Plon, 1940.
  • Scholasticism and Politics. New York, The Macmillan Company, 1940. [with Mortimer Jerome Adler]
  • A travers le désastre. New York: Éditions de la Maison française, 1941 [France, My Country, Through the Disaster. New York: Longmans, Green, 1941.]
  • La pensée de Saint Paul, textes choisis et présentés. New York: Éditions de la Maison française, 1941. [The Living Thoughts of Saint Paul. Tr. Harry Lorin Binsse. New York: Longmans, Green, 1941.]
  • Ransoming the Time. New York: Scribner's, 1941. Tr. Harry Lorin Binsse. [A translation of essays written in French, but not collected in a single volume.]
  • Confession de foi, New York: Éditions de la Maison française, 1941. [French translation of an essay published in I Believe. Ed. Clifton Fadiman. London: Allen and Unwin, 1940.]
  • Le Crépuscule de la civilisation. Montréal: Éditions de l'Arbre, 1941. [The Twilight of Civilization. London: Sheed and Ward, 1946.]
  • Les droits de l'homme et la loi naturelle. New York: Éditions de la Maison française, 1942. [The Rights of Man and Natural Law. Tr. Doris C. Anson. New York: Charles Scribner's Sons, 1943.]
  • Saint Thomas and the problem of evil. Tr. Mrs. Gordon Andison. Milwaukee: Marquette University Press, 1942.
  • Christianisme et Démocratie. New York: Éditions de la Maison française, 1943. [Christianity and Democracy. Tr. Doris C. Anson. New York: Charles Scribner's Sons, 1944.]
  • Sort de l'homme, Neuchâtel: Éditions de La Baconnière, 1943.
  • Education at the Crossroads. New Haven: Yale University Press, 1943. [L'éducation à la croisée des chemins. Egloff, 1947; republished, with additional material, as Pour une philosophie de l'education. Arthème Fayard, 1959. Nouvelle édition, 1969.]
  • Principes d'une politique humaniste. New York: Éditions de la maison française, 1944.
  • A travers la victoire. Hartmann, 1945.
  • Messages 1941-1944. New York: Éditions de la Maison française; Hartmann, 1945.
  • Pour la justice. New York: Éditions de la Maison française, 1945.
  • Court traité de l'existence et de l'existant. Hartmann, 1947. [Existence and the Existent. Tr. Lewis Galantière and Gerald B. Phelan. New York: Pantheon Books, 1948.]
  • La personne et le bien commun. Desclée de Brouwer, 1947. [The Person and the Common Good. Tr. John J. Fitzgerald. New York: Charles Scribner's Sons, 1947.]
  • De Bergson à Thomas d'Aquin, essais de métaphysique et de morale. New York: Éditions de la Maison française, 1944. Hartmann, 1947.
  • Art and faith. New York, Philosophical Library, 1948. [see Réponse a Jean Cocteau, 1933.]
  • Raison et raisons, essais détachés. Egloff, 1948. [The Range of Reason. New York: Charles Scribner's Sons, 1952.]
  • La signification de l'athéisme contemporain. Collection "Courier de Iles." Desclée de Brouwer, 1949.
  • Man's destiny in eternity. Boston: Beacon Pr., 1949. [with Arthur H. Compton, Maude Boyden et al.]
  • Etienne Gilson, philosophe de la chrétienté. Cerf, 1949.
  • Man and the State. Chicago: University of Chicago Press, 1951. [L'Homme et L'État. Tr. into French by Robert and France Duval. Presses Universitaires de France, 1953.]
  • Lettres inédites sur l'inquiétude moderne. Éditions universelles, 1951. [with René Schwob]
  • Neuf leçons sur les notions premières de la philosophie morale. "Cours et documents de philosophie." Téqui, 1951. [An Introduction to Basic Problems of Moral Philosophy. Albany, N.Y.: Magi Books, 1990.]
  • Approches de Dieu. Collection "Sagesse et cultures." Alsatia, 1953. [Approaches to God. New York: Harper and Brothers, 1954.]
  • Creative Intuition in Art and Poetry. New York: Pantheon Books, 1953. [L'Intuition créatrice dans l'art et dans la poésie. Desclée de Brouwer, 1966.]
  • On the Philosophy of History. New York: Charles Scribner's Sons, 1957. [Pour une philosophie de l'histoire. Tr. Mgr Charles Journet. Éditions du Seuil, 1959.]
  • Reflections on America. New York: Charles Scribner's Sons, 1958. [Réflexions sur l'Amérique. Fayard, 1959.]
  • Pour une philosophie de l'éducation. Fayard, 1959.
  • Liturgy and contemplation. London: G. Chapman, 1960. [with Raïssa Maritain]
  • The Responsibility of the Artist. New York: Charles Scribner's Sons,1960. [La responsabilité de l'artiste. Tr. Georges and Christianne Brazzola, Fayard, 1961.]
  • Le philosophe dans la cité. Alsatia, 1960.
  • La philosophie morale. I. Examen historique et critique des grands systemes. Gallimard, Bibliothèque de Idées, 1960. [Moral Philosophy. Ed. Joseph W. Evans. London: G. Bles, 1964.]
  • On the use of philosophy; three essays. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1961.
  • The Education of Man. Ed. Donald and Idella Gallagher. New York: Doubleday and Co., 1962.
  • Dieu et la permission du mal. Desclée de Brouwer, 1963. [God and the Permission of Evil. Milwaukee: The Bruce Publishing Co., 1966.]
  • Carnet de notes. Desclée de Brouwer, 1965. [Notebooks. Tr. Joseph W. Evans. Albany: Magi Books/ Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1984.]
  • Le mystère d'Israël et autres essais. Desclée de Brouwer, 1965.
  • Le paysan de la Garonne: Une vieux laïc s'interroge à propos du temps présent. Desclée de Brouwer, 1967. [The Peasant of the Garonne: An Old Layman Questions Himself about the Present Time. Tr. Micheal Cuddihy and Elizabeth Hughes. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1968.]
  • De la grâce et de l'humanité de Jésus, Bruges: Desclée de Brouwer, 1967. [On the Grace and Humanity of Jesus. Tr. Joseph W. Evans. New York: Herder and Herder, 1969.]
  • De l'église du Christ, la personne de l'Église et son personnel. Desclée de Brouwer, 1970. [On the Church of Christ: The Person of the Church and Her Personnel. Tr. Joseph W. Evans. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1973.]
  • Approches sans entraves. Librairie Arthème Fayard, 1973.
  • Jacques Maritain, Emmanuel Mounier (1929-1939): [Correspondance]. Desclée de Brouwer, 1973.
  • Une grande amitié: correspondance, 1926-1972 / Julien Green et Jacques Maritain. Présentée et annotée par Jean-Pierre Piriou. Précédée de Jacques Maritain vivant de Julien Green. Plon, 1979. [The story of two souls: the correspondence of Jacques Maritain and Julien Green. Ed. Henry Bars and Eric Jourdan. Tr. with an introduction and revised notes by Bernard Doering. New York: Fordham University Press, 1988.]
  • La loi naturelle ou loi non écrite: texte inédit, établi par Georges Brazzola. Fribourg, Suisse: Éditions universitaires, 1986. [Lectures on Natural Law. Tr. William Sweet. In The Collected Works of Jacques Maritain, Vol. VI, Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, (forthcoming).]
  • Exiles and fugitives: the letters of Jacques and Raïssa Maritain, Allen Tate, and Caroline Gordon. Ed. John M. Dunaway. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1992.
  • L'Europe et l'idée fédérale: textes publiés par le Cercle d'études Jacques et Raïssa Maritain. Mame, 1993.
Книги
Полное собрание сочинений Жака и Раисы Маритан. Том XVII (Oeuvres complètes de Jacques et Raïssa Maritain. Volume XVII)
 Последний семнадцатый том из Собрания Сочинений великого французского богослова и философа Жака Маритана и его русской супруги Раисы Умансовой  завершает серию произведений этих авторов, которые посвящены широкому кругу вопросов богословия, морали, политического устройства и социального учения Церкви.
Книги
От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики.
Книга Жака Маритена будет интересна каждому, кого волнуют вечные темы свободы личности, природы зла, бессмертия. Крупнейший французский философ (1882-1973) рассказывает о становлении собственного мировоззрения и характеризует основные течения христианской философии.

Другие публикации на портале:

Еще 9