Феномен «почётного папы» является беспрецедентным новшеством в истории Церкви. Учреждёно это звание папой Бенедиктом XVI в его акте об отречении и признано папой Франциском.
Однако не совсем понятно с юридической и канонической точек зрения, что является реальной основой для существования этой новой фигуры, появившейся в католической иерархии.
«Время покажет. Правильно это или неправильно, мы увидим», –предусмотрительно сказал папа Франциск, хотя он лично поборник новшеств. Однако среди богословов и канонистов мнения на этот счет разнятся.
Спустя два дня после объявления об отречении папы Бенедикта XVI, Мануэль Хесус Арроба (Manuel Jesus Arroba), профессор канонического права в Папском Латеранском университете, сказал, что он против использования наименования «почётный»: «Юридически есть только один папа. “Почетный папа” не может существовать».
Но если рассматривать этот вопрос в свете канонического права, то тут важно мнение бывшего ректора Папского Григорианского Университета, иезуита Джанфранко Гирлянда (Gianfranco Ghirlanda). В большой, тщательно обоснованной статье от 2 марта 2013 года в журнале «La Civilita Cattolica» он опровергает законность фигуры «почетного папы». Статья под названием «Прекращение полномочий Римского Понтифика», как и все статьи этого журнала, напечатана после рассмотрения и разрешения на публикацию секретариата государства Ватикан.
В конце своей статьи отец Джанфранко сделал такой вывод:
«Нам потребовалось достаточно много времени, чтобы рассмотреть вопрос о взаимосвязи между принятием законного избрания и архиерейской хиротонией, и, следовательно, о происхождении власти Римского Понтифика. Тот, кто отходит от папского служения не по причине смерти, очевидно, остаётся епископом, но перестаёт быть папой, он теряет авторитет первенства, потому что это первенство не приходит к нему при архиерейской хиротонии, но даётся от Христа посредством принятия законного избрания».
И поэтому автор исключает возможность именования «папой» для находящегося на покое, даже с добавление термина «почетный».
«Очевидно, что папа, который подал в отставку, уже не папа, и, следовательно, больше не имеет полномочий в Церкви и не может вмешиваться в вопросы управления. Мы считаем, что он должен именоваться почетным епископом Рима (vescovo emerito di Roma), как и любой другой епархиальный архиерей, который уходит в отставку».
И все же Ратцингер был удостоен звания «почетного папы» и сохранил папские атрибуты, например, он продолжает носить белую рясу.
Когда Бенедикт XVI в последний раз выступал перед широкой аудиторией, 27 февраля 2013 года, за день до своего отречения, он выразил сакральный смысл своего решения: «Тот, кто принимает на себя служение Петра, себе больше не принадлежит. Мое решение отказаться от активного управления Церковью не отменяет сего. Я не вернусь к частной жизни, к путешествиям, встречам, приемам, конференциям и т.д. Я не отказываюсь от креста, но предстою в новом качестве перед Господом. Я больше не несу ответственность за управление Церковью, но в молитвенном служении я остаюсь по-прежнему в ограде св. Петра».
Живы еще те, кто помнит, как Папа Пий ХII подготовил письмо об отречении, которое вступило бы в силу, если бы немцы его арестовали. Его ближайшие сотрудники услышали тогда: «Когда немцы придут пресечь папскую линию, они найдут не папу, но кардинала Пачелли».
Однако для Бенедикта ХVII все несколько иначе: он и не думал о возвращении к статусу «кардинала Ратцингера». У него есть твердое убеждение в том, что есть нечто от избрания его Папой Римским, что останется с ним вечно.
И некоторые ученые уже попытались дать этому определение и обоснование. Например, это сделал Валерио Джиглиотти (Valerio Gigliotti), профессор истории европейского права в Университете Турина, в книге «La tiara deposta». Или отец Стэфано Виоли (Stefano Violi), профессор права теологического факультета Emilia Romagna, в своей статье «Отставка Бенедикта XVI: между законом, историей и совестью», опубликованной в «Rivista teologica di Lugano». По мнению отца Стэфана, своим отречением Бенедикт XVI действительно оставил активное служение Петра. Но папство неотъемлемо именно потому, что возлагается навсегда избранием на пост епископа Рима и преемника Петра.
Те, кто знают богослова Ратцингера, понимают, что он никогда бы не согласился с таким раздвоением папской власти, которая, по его мнению, может быть принята или отклонена только во всей ее полноте. Но он никогда не объяснял, как он понимает сущность звания «почетный папа» после отречения.
Прилагательное «почетный», заимствованное у епископов, ушедших на покой, не помогает это понять. Епископ остается епископом навсегда, в силу несмываемого характера таинств, даже после того, как он перестаёт управлять епархией.
И преемник Петра также остается епископом навсегда после ухода на покой. Но как он может по-прежнему оставаться «папой» после отказа от всего, а не только от части того, что составляет особенное служение Петра?
Это молчание Ратцингера дает волю домыслам в вопросах вероучения, которых он, конечно, не разделяет. Таким, например, как измышление несмываемого характера папского избрания, что ведёт к дезориентации значительного числа верующих, склонных думать, что в Католической Церкви, может быть два папы – возможно, и разной степени, но в любом случае, больше чем один.
Размышление, которое было нам представлено выше, освещает суть вопроса и выявляет всю значимость того, о чём идёт речь, с точки зрения исторической, канонической и доктринальной[i].
Перевод – диакон Андрей Балахнин
[i] Источник: http://apocalisselaica.net/varie/cristianesimo-cattolicesimo-e-altre-religioni/regnante-ed-qemeritoq-lenigma-dei-due-papi?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+ApocalisseLaicaPrimaPagina+%28Apocalisse+Laica%29