Трактат Ансельма Кентерберийского «Об исхождении Святого Духа. Книга против греков»
Начинаем серию публикаций студента МДА Кузьмина Платона, посвященных трактату Ансельма Кентерберийского «Об исхождении Святого Духа. Книга против греков». На время жизни Ансельма выпадает 1054 год – дата, которую принято отождествлять с отпадением Римской Церкви от Вселенского Православия. Именно Ансельм Кентерберийский одним из первых создал апологию Filioque, которую изложил в вышеупомянутом труде. Его также принято считать родоначальником схоластики. Читателю предлагается авторский обзор содержания трактата, ключевых понятий, содержащихся в нем, и логики Ансельма, который был причислен Римо-Католической Церковью к лику святых.
Статья


Предварительный обзор содержания трактата, ключевых понятий, содержащихся в нем, и логики Ансельма

Трактат Ансельма Кентерберийского «Об исхождении Святого Духа. Книга против греков» начинается прологом, в котором автор поясняет, что исхождение Святого Духа от Сына и учение об этом латинских отцов отрицается греками. Однако, поскольку греки так же, как и латиняне, почитают Евангелия, веруют в Пресвятую Троицу, то Ансельм выражает уверенность в том, что на основании общих для обеих сторон вероучительных положений «и с помощью Святого Духа» они «могут быть разумно приведены» («rationabiliter duci possunt») к выводу, что Святой Дух исходит и от Сына.

Ансельм скромно замечает, что многие способны справиться с этой задачей лучше него, но поскольку его просили об этом люди, которым он не мог отказать, он постарается выполнить их просьбу.

В первой главе автор рассматривает подробно «то общее, что есть у латинян и греков относительно веры в Троицу».

Богослов перечисляет: во-первых, Бог един, самобытен, совершен, не имеет частей, «и что Он весь есть то, что Он есть».

Во-вторых, (продолжает Ансельм) и Отец, и Сын, и Святой Дух – один и Тот же совершенный Бог.

В-третьих, Святой Дух обязательно является чьим-то Духом, и все согласны, что Дух есть Дух Сына.

В-четвертых, обе стороны исповедуют, что Бог существует от Бога в двух способах: по рождению (Сын) и по исхождению (Святой Дух). Лица Троицы множественны и отличны друг от друга.

Ансельм почти сразу делает акцент на том, что когда речь идёт о Сыне или Святом Духе, греки исповедуют веру в то, что Бог существует от Бога. Это необходимо для того, чтобы этот тезис воспринимался как общее место и был основой для построения дальнейших логических рассуждений.

На основании вышеизложенного уже сам Ансельм делает вывод, что причина того, что есть только один Отец, один Сын и один Святой Дух, заключается в единстве Божества, а причина множественности в том, что Лица Троицы не могут именоваться именем друг друга и отличаются друг от друга именно потому, что Бог существует от Бога в двух способах (рождение и исхождение). «Единственная причина множественности в Боге есть то, что Отец и Сын и Святой Дух не могут именоваться один именем другого, но отличаются Один от Другого, – в том, что Бог из Бога в двух способах, упомянутых выше»[1].

Таким образом, Ансельм выделяет две причины инаковости Лиц Троицы относительно друг друга. Первая заключается в том, что Сын и Святой Дух получают бытие от Отца различными способами (один рождается, а другой исходит). «Поскольку Сын существует от Бога, будучи рожден, и так как Святой Дух существует от Бога по исхождению, от этого принципиального различия рождения и исхождения они относятся один к другому как различные и отличающиеся один от другого»[2].

Вторая же причина в том, что происходящее отлично от того, от чего оно происходит. Она Ансельмом сформулирована так: «тот, из которого другой существует, не может быть тем другим, существующим из него же»[3]. А «если субстанция существует от субстанции, неизбежно два отношения возникают, если имена описали субстанцию согласно этим отношениям…» Эту вторую причину отличия схоласт положит в основу всех своих дальнейших рассуждений, ведь именно благодаря ей он, как мы увидим далее, обоснует необходимость наличия отношений между всеми Лицами Троицы.

Поскольку Бог существует от Бога, Ансельм пишет, что принцип этот можно описать словом «отношения». Лица относятся Друг к Другу как отличные друг от друга. В следующей главе богослов, уточняя это понятие, будет говорить о противоположностиотношений. Один относится к Другому именно как Происшедший. А вторая сторона этих отношений – как Произведший. В этом проявляется их противоположность друг другу, выражаясь языком Ансельма. Таким образом, кентерберийский архиепископ вводит в триадологию новое понятие, которое до сего дня является одним из ключевых и специфически характерных для римо-католической теологии. Между Лицами Пресвятой Троицы существует «противоположность отношений, которая  возникает из того факта, что Бог есть из Бога в (…) двух способах»[4].  Противоположность отношений является причиной множественности Лиц, и именно эти отношения позволяют различать Лица между Собой. Термин «противоположность отношений» можно определить так: это отношение происхождения, которое существует между каждой парой Лиц Троицы, в котором одно Лицо противоположно другому в силу того, что одно из Них передает бытие, а другое получает.

Затем Ансельм приводит пример человеческих родственных отношений. Хотя отец не может быть одновременно тем сыном, которого он родил, однако отец может быть сыном другого человека, а сын стать отцом, как сын Авраама Исаак стал отцом Иакова. Но в Боге совсем не так, и есть только один Отец, один Сын и один Святой Дух. И они нетождественны и различны друг с другом, ибо «один, из которого другой существует, не может быть другим, существующим из него же»[5].

Если кратко выразить ход рассуждений Ансельма, изложенных в трактате «Об исхождении Святого Духа», получится такая логическая цепочка:

Ансельм принимает в качестве посылок вероучительные положения, общие для греков и латинян: (1) единство Бога (то есть единство Божественной Сущности в трех Лицах, как он это сам раскрывает в 4-й главе) и Его Троичность, происхождение двух Лиц от первого как Бог от Бога, =>(2) принцип «Бог от Бога» обуславливает множественность Лиц, так как происходящий отличен от Того, от Кого Он происходит, и это всё можно описать словом «отношения»  =>(3) противоположность отношений позволяет различать все Лица, это первая посылка для утверждения универсальности принципа «Бог от Бога»  =>(4) вводит принцип «Все едино там (то есть, каждое Лицо обладает теми же свойствами, что и остальные), где этому не противоречит противоположность отношений». Отношения между Лицами строятся также по принципу: «если этому ничто не противоречит» => (5) Лица единосущны (тождественны по природе), следовательно, принцип «Бог от Бога» универсален для Троицы, отношения существуют между всеми Лицами. Вторая посылка для утверждения универсальности принципа «Бог от Бога». Это общий закон в Троице=>(6) «либо Сын существует от Святого Духа, либо Святой Дух существует от Сына» => (7) Сын не может происходить от Духа; Ничто не противоречит исхождению Духа от Сына => (8) Дух исходит и от Сына (Filioque). Частный вывод из общего закона (п.3). Далее Ансельм разбирает возможные возражения.

Логические рассуждения Ансельма наглядно представлены в таблице.

Порядковый № действия в логической цепочке

Тезисы

Соответствие в тексте, номер главы

1

Единство Божественной сущности; Три единосущных Лица; происхождение Сына и Духа от Отца как Бога от Бога

Caput 1

2

Принцип «Бог от Бога» обуславливает множественность Лиц, так как происходящий отличен от Того, от Кого Он происходит, и это всё можно описать слово «отношения»

Caput 1

3

Противоположность отношений позволяет различать все Лица. Первая посылка для утверждения универсальности принципа «Бог от Бога».

Caput II

4

Все едино там (то есть каждое Лицо обладает теми же свойствами, что и остальные), где этому не противоречит противоположность отношений. Отношения между Лицами строятся также по принципу: «если этому ничто не противоречит».

Caput II

5

Лица единосущны (тождественны по природе), следовательно, принцип «Бог от Бога» универсален для Троицы, отношения существуют между всеми Лицами. Вторая посылка для утверждения универсальности принципа «Бог от Бога». Это общий закон в Троице.

Caput III

6

«либо Сын существует от Святого Духа, либо Святой Дух существует от Сына»

Caput IV

7

Сын не может происходить от Духа;

Ничто не противоречит исхождению Духа от Сына

Caput IV

8

Дух исходит и от Сына (Filioque) Частный вывод из общего закона (п.3)

Caput IV

 

Логическое обоснование Filioque содержится в этих первых 4-х главах его трактата. В четвертой главе он уже четко заявляет о том, что Filioque следует из его предыдущих рассуждений.

Во второй части трактата уже обосновывает Filioque на основании Писания.

В заключении он перечисляет совокупность отличительных свойств каждого Лица, которые логически вытекают из схоластических рассуждений Ансельма, помещенных в первой части своего трактата. Количество этих свойств оказывается намного больше, чем в трудах восточных святых отцов.

Поскольку на русском языке пока что не существует полного перевода книги «Об исхождении Святого Духа», автору пришлось самому перевести ключевые части этого памятника латинской письменности. При переводе основной части текста использовался также современный английский перевод, который выполнили Jasper Hopkins и Herbert Richardson в 2000 году. Однако в моментах спорных и требующих уточнения автор обращался к латинскому первоисточнику, опубликованному в Патрологии Миня (PLD). В следующей публикации читатель сможет ознакомиться с фрагментами перевода упомянутого труда Ансельма Кентерберийского.



[1] Кузьмин Платон. Влияние схоластического метода на развитие римо-католического учения об исхождении Святого Духа «и от Сына» (Filioque). На примере богословия Ансельма Кентерберийского. Дипломная работа. Н.р. свящ. Николай Солодов. Московская православная духовная академия, кафедра богословия, Сергиев Посад, 2014. С.80.

[2]  Там же.

[3] Там же. С.81.

[4] Там же. С.82.

[5] Там же. С.81.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9