Фрагменты трактата «Об исхождении Святого Духа. Книга против греков»: Пролог, главы I, II
Во второй статье из цикла, посвященного трактату Ансельма Кентерберийского «Об исхождении Святого Духа. Книга против греков», вниманию читателей предлагается перевод пролога и двух первых глав данного труда, выполненный Платоном Кузьминым .
Статья


PROLOGUS

То, что Святой Дух исходит от Сына, как мы, латиняне, исповедуем, отрицается греками. Они также отвергают наших латинских учителей, которым мы следуем в отношении этого учения. Однако вместе с нами они почитают Евангелия; а с другой стороны, они веруют в троичного и единого Бога точно так же в некоторых вещах, как и мы веруем, непоколебимо утвержденные в этом учении. Следовательно, если они предпочитают согласиться с незыблемой истиной, чем спорить до победного, я могу надеяться, что на основе того, что они исповедуют без сомнения, и с помощью Того же Святого Духа они могут разумно (rationabiliter duci possunt) быть приведены к тому, чего они ещё не принимают. Есть много людей, которые способны справиться с этой задачей лучше, чем я. Тем не менее, так как это было возложено на меня, по просьбе многих, кому я не осмеливаюсь сопротивляться – не только побуждаемый любовью к истине, но особенно по причине их любви и религиозного рвения – я призываю для этого Святого Духа привести меня к такому результату. С этой надеждой я предприму то, о чем эти люди просят; и я использую вероисповедание греков вместе с учениями, в которые греки вместе веруют и исповедуют без сомнения, как более подходящую основу для доказательства того, во что они не веруют. И с осознанием скромности моих знаний я оставлю более глубокие вопросы для более учёных.

CAPUT PRIMUM

Что общего есть у латинян и греков относительно веры в Троицу

Действительно, греки веруют, что Бог един и самобытен, и совершен, что Он не имеет частей, и что Он весь есть то, что Он есть. Они также исповедуют, что Он есть Отец, Сын и Святой Дух, следующим образом: когда о Нем говорится как об Отце или Сыне, или Святом Духе (единожды), или говорится (дважды) как Отце и Сыне или как об Отце и Святом Духе, или как о Сыне и Святом Духе, или (трижды) как об Отце и Сыне и Святом Духе, то один и тот же целый и совершенный Бог имеется в виду – хотя имя «Отец» или имя «Сын» не обозначает того же самого, что и имя «Бог». Не одно и то же быть Богом, и быть Отцом или Сыном. Итак, имя «Святой Дух» используется как имя относительное, потому что Святой Дух понимается как чей-либодух. Хотя Отец есть дух и святой, и хотя Сын есть дух и свят, тем не менее Отец не есть чей-либо дух и Сын не является чьим-либо духом – как Святой Дух является чьим-то духом. Он есть Дух Божий и Дух Отца и Сына. Хотя греки отрицают, что Святой Дух исходит от Сына, они не отрицают, что Он есть Дух Сына.

Греки также веруют и исповедуют, что Бог существует от Бога по рождению и Бог существует от Бога по исхождению; Бог Сын же существует от Бога Отца по рождению, и Бог Святой Дух существует от Бога Отца по исхождению. Они не считают, что Тот, Кто рожден, есть другой Бог по отношению к Тому, от Кого Он рожден, и Тот, Кто исходит – другой Бог по отношению к Тому, от Кого Он исходит, – хотя Божество вмещает множественность в соответствии с именами, обозначающими, что есть Один, от Кого рожден Другой, и есть Тот, Кто рожден от Другого, и Тот, Который исходит от этого Другого. В соответствии с этой множественностью Отец, Сын и Святой Дух суть множественны и отличны Один от Другого. Когда о Боге говорится как об Отце, Он обозначается Тем, от Которого кто-либо рожден. И когда Бог зовётся Сыном, Он понимается как Тот, Кто родился от Кого-либо. И когда Бог зовётся Святым Духом, тогда, поскольку мы рассуждаем не просто о духе, но о Духе Божием, тем самым доказывается, что Бог есть Тот, Кто исходит от кого-либо.

Итак, когда мы говорим, что Сын от Отца и Святой Дух от Отца, мы подразумеваем, что Сын или Святой Дух есть от Отца. Но Сын понимается существующим от Отца одним способом, а Святой Дух (понимается существующим от Отца) другим способом. Сын есть от Своего Отца (то есть Он есть от Бога, Который есть Его Отец); но Святой Дух не есть от Бога, Который есть Его Отец, но только от Бога, Который есть Отец. Следовательно, Сын, с учетом того факта, что Он существует от Бога, называется Сыном Отца; и Тот, от Кого Сын существует, называется Отцом Сына. Но Святой Дух, с учётом того факта, что Он существует от Бога, не есть Сын Отца, и не является Его Отцом Тот, от Кого Он существует.

Определенно, что Бог не есть отец или сын или дух кого-либо, кроме Бога; и не является Богом что-либо, кроме Отца, Сына и Святого Духа. И так как един есть Бог, то есть только один Отец, один Сын и один Святой Дух. Следовательно, в Троице нет отца, кроме Сыновнего; и нет сына, кроме Отчего; и Святой Дух есть дух не кого-либо, кроме Отца и Сына. Следовательно, единственная причина множественности в Боге есть то, что Отец и Сын, и Святой Дух не могут именоваться один именем другого, но отличаются Один от Другого, – в том, что Бог из Бога в двух способах, упомянутых выше.

Всё это может быть описано словом «отношения». Поскольку Сын существует от Бога, будучи рожден, и ибо Святой Дух существует от Бога по происхождению, от этого принципиального различия рождения и происхождения они относятся[1] один к другому как различные и отличающиеся один от другого.

Кроме того, если субстанция существует от субстанции, неизбежно возникают отношения, если имена описали субстанцию согласно этим отношениям.

Например, когда человек существует от человека по рождению, то человек, от которого он рожден, зовётся отцом, а другой, который рожден от него, зовётся сыном. Следовательно, невозможно для отца быть этим сыном, для которого он есть отец, или для сына быть тем отцом, которому он есть сын. Ещё, ничто не препятствует рождению отца от сына или рождению сына от отца в случае, когда человек одновременно отец и сын, потому что он отец в отношении к одному человеку и сын в отношении к другому человеку. В этом нет сомнений, ибо Исаак есть отец Иакова и сын Авраама, без противоречия отец есть сын и сын есть отец. Исаак зовется отцом в отношении к кому-либо другому, чем его собственный отец, и он зовется сыном в отношении к кому-то другому, чем его собственный сын. Но в отношении Исаака невозможно отцу быть сыном того, для кого он отец, или для сына быть отцом того, для кого он сын.

Итак, что касается Бога, то Бог есть Отец и Сын, и Святой Дух, и ибо нет отца, кроме Сыновнего, и нет сына, кроме Отчего, и нет духа чьего-либо, кроме Отца и Сына: Отец не есть Сын или Святой Дух; Сын не есть Отец, и Святой Дух не есть Отец. Воистину, Сын существует от Отца, и Святой Дух существует от Отца, и тот, от которого существует другой, не может быть этим другим, существующим от него же (как уже было установлено).

По этой причине Отец – не Сын и не Святой Дух, и ни Сын, ни Святой Дух не есть Отец. Но причиной того, что Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Сын, является то (скажу пока что о другой причине, ибо я ещё не установил, что Святой Дух существует и исходит от Сына), что Сын существует от Отца по рождению, а Святой Дух существует от Отца не по рождению, но по исхождению. Кроме того, Сын не может быть Своим Собственным духом, и не может Святой Дух быть Тем, Чьим духом Он Сам является.

CAPUT II

Каким образом неделимое единство и неслитное множество сочетается в Боге

Развивая эти положения, давайте исследуем, как в Боге, неделимом единстве и неизменной множественности, они относятся друг к другу. Теперь точно так же все мы, латиняне (кто говорит, что Святой Дух исходит от Сына) и греки (кто не соглашается с нами в этом вопросе), без колебания веруем и исповедуем эти утверждения, которые были изложены. Поэтому без всякого колебания мы вместе должны принять с обоюдного согласия вывод, который необходимо следует из этих утверждений. Итак, в соответствии со свойством единства Бога (в Котором нет частей) следует, что сказанное о едином Боге (Который есть совершенно то, что Он есть) сказано в полной мере о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе, потому что Каждый из Них созерцается как полный и совершенный Бог. Но вышеупомянутая противоположность отношений, которая возникает из того факта, что Бог есть из Бога в вышеупомянутых двух способах препятствует Отцу и Сыну, и Святому Духу зваться Одному именем Другого; и препятствует отличительное свойство Кого-либо из Них приписывать Каждому из Них. Значит, вследствие этого единства и этих отношений, Лица имеют такой порядок, что множественность, которая следует из отношений, не проявляется в случае, в котором речь идёт о простоте вышеупомянутого единства, а единство не ограничивает множественность в случае, когда подчёркиваются эти отношения. Итак, единство никогда не теряет своего значения в случае, если не препятствует этому противоположность отношений; и отношение не теряет того, что ему свойственно, исключая случай, когда неразделимое единство препятствует этому.

Это положение будет яснее, если мы рассмотрим его на примерах. Действительно, легко узнать, как простота единства исключает из самой себя множественность, которая содержится в обозначении имен отношений. Ибо мы исповедуем, что Отец не есть Сын или Святой Дух, что Сын не есть Отец или Святой Дух и что Святой Дух не есть Отец или Сын. Таким образом, из этого следует, что Отец и Сын, и Святой Дух различны Один от Другого и множественны. Но Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Значит, следует наиболее логически – если вышеупомянутая множественность Лиц сохраняет здесь своё значение – что Отец, Сын и Святой Дух суть больше, чем один Бог, и суть боги, различающиеся один от другого? Но нерушимая простота Божества – Божества, в Которое мы веруем, что Оно есть Единый Бог – совершенно не позволяет нам такого утверждения. Таким образом, единство Божьего бытия противоречит утверждению отношений.

Мы обязаны к тому же рассмотреть, как множественность отношений может противопоставляться утверждению единства.

Но сперва определим некоторые из этих случаев, в которых нет такой противоположности отношений, которая противоречит утверждению единства[2]. Мы говорим, что (1) один Бог есть Отец и есть Сын и есть Святой Дух, и что (2) они суть один и Тот же Самый Бог, говорится ли о них по отдельности, или о двоих одновременно, или обо всех Трех вместе. Следовательно, если Бог вечен, то по причине единства Божества необходимо следует то, что Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен. Ибо, утверждается ли один, или больше чем один одновременно, они есть единый Бог, ведь существует только один вечный Бог. Будет подобным и утверждение, если мы будем называть Бога Творцом, либо другими любыми именами, которые не обозначают какое-либо из вышеуказанных отношений.

(Продолжение следует)

 



[1] Различие (противоположность, разница - diversitas) – основание для отношений. Так как они различны, то относятся как различные – П.К.

[2]Латинский: «si prius posuerimus aliqua ex his, in quibus nulla obsistit oppositio.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Персоналии
Еще 9