Тиран, тиранчик, как говорит Г.Сковорода, мелкий бесенок в человеке. Мелкий, беспомощный, ничего толком не умеющий, которого бесит, что кто-то умеет делать свое дело. Ему приятно сделать пакость, чтобы у того, кто умеет делать свое дело, не получилось. Приятно мешать, ставить палки в колеса. Приятно позлить, вывести из себя. Тиранчик по-настоящему не умеет делать то дело, которым занимается, не хочет учиться, совершенствоваться, только создает видимость компетентности. Его девиз – «ах ты сильно умный, знающий, так я тебе покажу, кто тут главный и умный, я тебе устрою сладкую жизнь». Тиранчик боится, что увидят его некомпетентность, боится конкуренции и поэтому подавляет любого, который кажется способнее его. Он завидует тому, кто делает свое дело по-настоящему и с радостью, и хочет его опустить к своему уровню, даже ниже себя, лишить радости жизни, чтобы поглумиться и удовлетворить чувство собственной важности. Он бьет на эго, унижает, от унижения твое самолюбие начинает колоть, поэтому для борьбы с чувством собственной важности, с мелкой, мелочной собственной важностью тиран необходим.
Тиран сам непрофессионал и боится потерять свою работу, должность. Без нее он никто. Он завидует личности, профессионалу, который самодостаточен в своем умении делать свое дело и без должности является самим собой. Поэтому тиран ему пакостит по-мелкому, стараясь отравить жизнь. Он и сам себе отравляет жизнь, делает ее тоскливой, лишая себя радости сбываться, следуя призванию, своему делу, и поэтому он хочет отравить жизнь другому, ожесточить своими мелочными цепляниями. Защита от тирана – любовь христианская, молиться за него и благодарить Бога, что он для нашего спасения, для преодоления нашей гордыни, для нашего смирения (Бог гордым противится, а смиренным дает благодать) послал нам тирана. Чтобы мы в борьбе с тираном могли воспринять заступничество Духа Святого, следуя Слову Божьему, евангельским заповедям. Тиран здесь является врачевством, Божьим орудием. Темные силы подстрекают желать тирану плохого, проклинать, но следует, разгадав их намерения, в противоречие им этому человеку желать хорошего и благословлять (молитесь за обижающих вас, благословляйте проклинающих вас). Человек блажен во Христе, когда его обижают, обманывают, гонят, думают про него плохо, строят заговоры, отбирают, ибо знает, что он в руках Божьих, и Бог его защитит, и ничего не делается без Его благой воли. Эта смиренная надежда, вера-доверие Богу, детское полагание на Бога (принять Царство Божие как дитя) дает быть в ситуации мнимой приниженности (в глазах тирана и «мира, который во зле лежит»), быть в этой ситуации на высоте, на высоте близости ко Христу, ибо и Христа гнали, порочили, оскорбляли, клеветали, принижали, но Он Своей любовью «победил мир». В такой ситуации близость ко Христу дает радость, мир, покой, светлость, доброту, которая свидетельствует о Царстве миру, людям, которые смотрят на такое поведение с удивлением и непониманием, ибо так никто не живет, каждый думает про себя, борется за свое место под солнцем, обижается, когда его унижают, не ценят. А тут человек, когда его унизили, сделали никем, радуется и излучает светлое добро. Чему он радуется, почему он добр, когда должен ненавидеть? Это непонятно тирану и «миру», но свидетельствует об «Ином», о Царстве, которое не от мира сего, свидетельствует о Христе, Который для спасения людей претерпел унижения, страдания, смерть. Поэтому Он «путь, истина и жизнь» и приблизиться к Нему – это делать как Он, исполнять Его заповеди. И тогда Он будет любить тебя, так же как и Отец. «Мир» тебя ненавидит, а Христос и Отец Небесный любят – поэтому и блажен гонимый тираном, и свидетельствует это блаженство тирану, переворачивая его привычный мир (если тиран про это задумается). Ни в коем случае не злиться и не роптать, а только благодарить Бога, ибо при злости и ропоте мы показываем, что мир нас поймал, давая повод злорадству тирана – «дескать, он такой, как и я». Тогда нет победы над миром со Христом («Я победил мир» [Ин 16, 33]), а поражение, и высшее поражение – это даже на озлобиться, а самому стать тираном. Любовь – это самое сильное оружие, которым разрушаются козни вражеские. («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» [Ин 13, 34]. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» [Ин 15, 10]). Исполнение Христовой заповеди любви есть пребывание во Христе и Отце, и тогда, когда Христос со мной, Он меня защитит, разрушит все вражеские замыслы, и тот, кто готовил сеть и рыл яму, сам в них попадет. Праведник будет жить, а нечестивый погибнет. Никто не избежит суда Божьего. Не следует осуждать тирана, давая место суду Божьему. Следует заботиться об исполнении воли Божьей, евангельских Христовых заповедей. А заповедь Его – «любите друг друга», даже если вас ненавидят, завидуют, гонят, унижают. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф 5, 44,45]. Любовь все преодолевает, «милосердствует, любовь не завидует» [1Кор 13, 4], не ропщет, не унывает, «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» [1 Кор 13, 5]. «Любовь никогда не перестает…» [1Кор 13, 8]. Тиран не знает любви, возможно, его недолюбили в детстве, поэтому он отыгрывается на окружающих. Он не любит людей, не любит себя. Когда его пытаешься любить Христовой любовью, проявляешь к нему хорошее расположение, в ситуации, когда он тебе делает зло, такое отношение его обескураживает, заставляет задуматься. Чтобы любить человека-тирана, необходимо усилие преодоления в себе мелочного эгоизма, обиды, тут прощение и просьба о его прощении Богу. Усилие следовать узкому пути Христовых заповедей. Это усилие самопреодоления трансцендирует «мир, который во зле лежит», выявляет в привычной жизни измерение «Царства Божьего, которое среди нас». Ты свидетельствуешь об истине Христовой, истине Царствия, своими поступками говоришь тирану: «Мы дети Божьи, а не враги друг другу. Лучше жить человеку, когда будем любить друг друга, а не терзать, поедать, тиранить, следуя лукавым злым силам». Ты говоришь тирану: «Любите друг друга», любите, а не ненавидьте, думайте о другом, делайте ему добро. Как же это хорошо, это блаженство, благодать – делать другим хорошее. Узнай эту благодать любви, открой свой Божественный образ, свою человечность, и будет хорошо. А если ненавидишь, будет (и уже есть) плохо. Не принимая заповедь о любви, этим же себя осуждаешь, обрекая себя на злобу и вечное проклятие, ибо сам злишься и проклинаешь. «От слов своих осудишься» [Мф 12, 37], тут уже, в этой жизни выбирая ад, а не рай.
Господь посредством тирана учит пребывать в любви, выявляет во мне мою собственную гордыню, тщеславие, злость, сребролюбие (если обманывают на деньгах), уныние, печаль (от обиды), ропот. Тиран, посланный Богом, научает быть во Христе, Его Слове (Евангелии, Библии), заповедях. Тиран, если правильно к нему относиться, не озлобляться, принуждает возвращаться к Евангелию, постоянно его читать и жить им, возвращаться к Церкви, ибо Церкви, как тела Христового, силам тьмы не преодолеть. Возвращаться к умному деланию, призыванию Иисуса Христа в своем сердце. Как жить во Христе, как следовать Евангельским заповедям – этому учишься в битве с тираном. Евангелие, Слово Божье, Имя Иисусово – самое сильное оружие в этой битве, тут тиран бессилен. Следуя Евангелию, укрепляясь Его Именем пребывая в вере Христовой, узнаешь Дух Святой, узнаешь Заступника, которого от Отца посылает Иисус. Победить тирана без Духа Святого невозможно. Учишься действовать и говорить, пребывая в духе божьем. Узнаешь реальность Духа Святого, узнаешь Его заступничество, узнаешь силу Имени Божьего, от которого бегут враги.
Тиран не знает реальности Духа, он следует мирской расчетливости, которая, исходя из человеческих слабостей и страхов, предугадывает поведение людей. Он эту установку набрасывает на тебя, ожидая соответствующего поведения. Но жизнь в духе эту земную змеиную расчетливость преодолевает Божьей помощью, ибо не следует земным законам (точнее беззаконию), а следует законам Небесным. Тут тиран обнаруживает свое бессилие, но не хочет этого показать, ибо боится потерять власть, псевдо-статус, и поэтому усиливает козни, стараясь и дальше навредить и озлобить. Победа, одержанная в духе, Божьей силой, не должна расслаблять, тиран коварен, и любая собственная злость от уязвленного самолюбия показывает победу тирана, пропущенный по невнимательности удар, когда отпал от пребывания в вере Христовой в мнимую самоуспокоенность (вера в себя, в свои силы). Эти пропуски ударов опять зовут к вере, надежде на Христа, на Его благое заступничество. Тут надежда на себя, свою силу губит, чувство же бессилия, немощи без Христа спасает, открывается спасающей силе Божией. Псалмы учат этому чувству, этой вере, этой надежде на помощь милостивого Бога, несмотря на то, что враги окружили, вредят, делают зло, радуются неудачам, строят козни, замышляют недоброе, стремятся обесславить и погубить. Но будет не по их злой воле, они все равно будут посрамлены, я возопию к Господу, и Он меня защитит, и тогда я возрадуюсь и прославлю Бога, Господа сил. «Господь моя защита, кого убоюсь». Быть в воле Господа, исполнять Его заповеди, хранить сердце от зла, непрерывно молиться – самое надежное пребывание, дом, построенный на камне, а не на песке.
Тиран использует чувство страха. Играет на людском страхе потерять материальные блага, работу – источник денег и положения в обществе и др. Он тонко чувствует чужой страх за земное и, исходя из этого, манипулирует людьми. Он полностью использует мирской эгоистический страх, потому что он его хорошо знает, сам ему подвержен, ему рабствует, живет им. И ничего не знает кроме него, не знает свободы от «мира», свободы во Христе, не знает свободы быть самим собой. Чтобы победить тирана, следует победить свой мирской страх, полагание на известное. Мирской ум говорит, «вот уволюсь, а что буду делать, где буду работать, как найти работу, где брать деньги». Тиран знает такие мысли, и поэтому рассчитывает на них. Но Бог духом говорит тебе в сердце: уходи оттуда, не поддавайся своим страхам, мирскому уму, который требует гарантий, возложи все попечение о пропитании и одежде на Меня, сам же думай о том, как искать Царство Небесное и исполнять волю Божью. Тогда действуешь в вере, обретая основу, скалу, камень, который мир отверг, но который стал в основе твоей жизни. Христос есть этот камень, эта скала, которую мирские воды не сокрушат, и жизнь во Христе есть несокрушимая. Это чувство трансцендентной основы появляется, когда отбрасываешь цепляние за мирские мнимые гарантии, и всецело предаешь себя в волю Божью.
Мирской страх теряет свою силу, когда появляется страх Божий, страх утратить Божье заступничество, страх отойти от Его воли, от Его заповедей. Следуй Богу, и будь, что будет. Самый важный страх, который спасает и преодолевает мирской страх, это страх утратить любовь, любовь к ближнему и любовь к Богу, к Иисусу. Страх утратить любовь, уйти от любви – вот что должно тревожить, а не будущая судьба. Страх потерять чувство Бога, страх уйти от послушания, от слушания Его воли – вот то, что должно волновать. Опасаться того, чтобы, перестав быть бдительным во Христе, стать невнимательно доверчивым этому обманчивому миру.
Тиран не знает страха Божьего, «Бога не боится и людей не стыдится», и поэтому он не может понять таких мотивов. Он видит, что все идет как-то не так, не так, как задумывалось. Он видит, что ты не боишься того, чего он боится, и поэтому утрачивает чувство контроля над ситуацией. Он смутно начинает понимать, что твоя душа его пониманию и контролю недоступна. Это его пугает, так как показывает границу, предел его власти. Тут уже его власть не действует. Он в себе думает: «Что-то не так пошло, что же я не предусмотрел? Смотрите, он оказался хитрее, чем я думал, он наверняка что-то задумал, иначе не действовал бы с такой уверенностью. Надо с ним быть повнимательнее, он действует непредсказуемо и может еще учудить похлеще этого». Причины подобной уверенности тиран не знает, ибо не знает Бога, и интерпретирует действия в духе, в воле Божьей как проявление либо дурости, либо хитрости, набрасывая на другого свое мелкое мирское мудрование. Он тут видит, что мирской страх не работает, и поэтому придумывает, чем бы еще зацепить. Больше его обескураживает доброжелательность, которую он хочет истолковать как тайный умысел, скрывающий мстительность. Но человечность еще осталась в нем, она видит подлинное, и отсюда раздвоенность, борьба в тиране, потому что нарушается привычная схема действий. Тут для человека выбор: либо открыться своей человечности – любви к ближнему, либо опять убежать в закрытую мелочную озлобленность, мстительность, недоверчивость. Тут его свобода выбора – открыться промыслу Бога, Иисусову человеколюбию привести всех ко спасению, либо дальше жить по произволу сердца своего. Ситуация борьбы с тираном показывает, что, возможно, роль человека в таких условиях быть послушным орудием Божьей воли, которая призывает тирана к лучшей, благой, вечной жизни. Если тиран выбрал оставаться тираном, тут уже его ответственность, я свою роль исполнил, это уже на его совести. Возможно, в этом Божье провидение и моя роль в этой ситуации, ибо промысел Бога – о спасении грешного человека, и Иисус, Сын Божий пришел спасти грешников. Иисус призывает человека к себе, не нарушая свободы, дает ему выбор, и человек сам себе волен выбрать или благословение, или проклятие, ибо кто исполняет волю Божью – благословен, отвергает – проклят. Но следует молиться за человека-тирана, молиться о его спасении, в этом христианская любовь, Христос на кресте жизнь отдал за всех и за этого человека тоже. Следует смотреть на него глазами Христовыми, сожалея о его погибельных действиях, и просить Отца, чтобы его простил, ибо не ведает, что творит. В этом любовь Христова. И тогда благодаришь Господа за Его милость, за Его промыслительное о тебе попечение, что такой ситуацией претерпевания скорбей от тирана Он приводит тебя к уразумеванию Евангельских заповедей, пониманию Его благой воли, умного делания. Благодаришь Иисуса Христа, что Он непостижимо ведет тебя ко спасению, являет Свою любовь, давая по благодати ощутить радость Царствия. Слава Тебе Господи за все, во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!