Статья
Статья доктора исторических наук, доктора церковной истории, доцента, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия протоиерея Алексия Марченко посвящена изучению процесса ликвидации обновленческого раскола на Урале в годы Великой Отечественной войны и воссоединения бывших обновленческих иерархов с Русской Православной Церковью. В работе отражены яркие эпизоды взаимоотношений епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с известными представителями обновленческого раскола — иеромонахом Сергием (Лариным) и обновленческим «епископом» Серафимом (Коровиным). В основу повествования легли материалы переписки преосвященного Александра (Толстопятова) с Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) за 1943–1944 гг., хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и архиве Пермского епархиального управления. Исследование показало, что в отличие от руководства Московской Патриархии и самого патриарха Сергия, иерархи-исповедники, прошедшие сталинские лагеря, настороженно воспринимали принятие обновленческих «архиереев» в лоно Русской Православной Церкви, считая покаяние обновленцев лицемерием и фактором дискредитации самой Московской Патриархии.
Статья
Статья доктора исторических наук, доктора церковной истории, доцента, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия протоиерея Алексия Марченко и аспиранта исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Никиты Алексеевича Марченко посвящена проблемам соборной деятельности Русской Православной Церкви в ХХ в., рассмотренным в контексте церковно-государственных отношений в СССР, в период хрущевских гонений 1958–1964 гг. Используя материалы церковной печати — публикацию соборных деяний в Журнале Московской Патриархии и документы личного дела архиепископа Павла (Голышева) из фонда «Совет по делам религий при Совете министров СССР» Государственного архива Российской Федерации, авторы рассматривают события, связанные с организацией и проведением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. В центре внимания авторов оказалась протестная реакция отдельных епископов: архиепископа Ермогена (Голубева) и епископа Павла (Голышева) — на приходскую реформу, противоречившую по своему существу и методам проведения в жизнь каноническим нормам.
Статья
Статья доктора исторических наук, доктора церковной истории, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия протоиерея Алексия Марченко и специалиста управления по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Павла Ефимушкина посвящена церковно-государственным отношениям и внутрицерковной жизни в СССР во время правления Н. С. Хрущёва. На основе документов центральных и региональных архивов рассмотрен вопрос о приходском управлении в Русской Православной Церкви в период хрущёвских гонений 1958–1964 гг., ставший одним из ключевых в разворачивании антирелигиозной кампании. Епископат и духовенство вынужденно подчинились диктату государственной власти. Тем не менее «приходская реформа», принятая Московской Патриархией с каноническими нарушениями, требовала легитимизации синодального постановления решением Архиерейского Собора.
Статья
Антицерковные акции советской власти 1920-х гг. значительно
осложнили жизнь всех религий и конфессий страны. К началу Великой Отечественной
войны позиции Русской Православной Церкви укрепились, однако деятельность
старообрядческих общин была, наоборот, подавлена. Несмотря на это их подпольные
организации, в силу своего идейного консерватизма, оказывали помощь Московской
Патриархии в борьбе с сектантством. Но они также вели пропагандистскую работу и
против Русской Православной Церкви. Это ярко прослеживается на примере
Молотовской области, о чем подробно пишет заведующий кафедрой теологии ПГУ,
доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко.
Статья
Возрождение духовного
образования в СССР началось после исторической встречи Сталина с церковными
иерархами в 1943 году. Многие епархии переживали тогда свое второе рождение, в
числе которых была Молотовская (Пермская) епархия. Одной из ступеней
преобразования разоренной епархии стало открытие Богословско-пастырских курсов.
Об этом предприятии, реализация которого осложнялась многочисленными
трудностями, пишет зав. кафедрой теологии ПГУ, доктор исторических наук
протоиерей Алексий Марченко.
Статья
Долгое время обстоятельства страданий и смерти
насельников Белогорскиого Свято-Николаевского мужского монастыря оставались
тайной. Доктор исторических наук
протоиерей Алексий Марченко в своей статье возвращается к этим печальным
событиям и приводит список убиенной братии монастыря и Серафимо-Алексеевского
скита этой обители.
Статья
В центре внимания автора статьи – доктора
исторических наук протоиерея Алексия Марченко – непростой жизненный путь
архимандрита Антонина (Капустина), обладавшего незаурядным и многогранным
поэтическим талантом, творчество которого, однако, является малоизученным.
Статья
Епископ Порфирий (Успенский) – русский востоковед, византолог и археолог, известный также как непримиримый критик
недостоверных фактов, имеющих место в популярной афонской истории. Он
был одним из первых русских ученых, которым удалось проникнуть в архивы
афонских монастырей и ознакомиться с древними актами греческих и славянских
обителей. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко анализирует
использованный епископом критический метод исследования.
Статья
Доктор исторических наук протоиерей Алексий
Марченко воссоздает образ Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы на
основе летописных отрывков и преданий.
Статья
Доклад доктора исторических наук протоиерея
Алексия Марченко, представленный на международном научном симпозиуме-диалоге «Духовность,
достоинство и свобода человека: философско-этические, религиозные и
культурологические аспекты», освещает нравственные проблемы, с которыми
сталкиваются военнослужащие при прохождении службы, а также рассуждает о месте
Церкви в жизнедеятельности армии.
Статья
Многие миссиологи считают, что миссионерство
святителя Стефана Пермского во многом перекликается с деятельностью славянских
просветителей, святых Кирилла и Мефодия. Однако можно ли проводить параллель
между проповедническим деланием тех, кто жил в разные эпохи и осуществлял свое
служение в совершенно разных социально-политических условиях? Просветительский
подвиг святых IX и XIV веков сопоставил зав. кафедрой теологии РИНО ПГУ,
доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко.
Статья
Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося церковного деятеля
Пермской епархии ХIХ столетия протоиерея Евгения Алексеевича Попова (1824-1888 гг.). Его
разносторонний талант духовного пастыря, просветителя, миссионера, церковного
историка и богослова оставил глубокий след в религиозной жизни Прикамья. Отец
Евгений являет собой яркий пример православного подвижника веры, достойный
подражания в наше непростое время.
Статья
О жизни
святителя Стефана Пермского, просветителя языческого зырянского народа,
расскажет, опираясь на его житие, составленное Епифанием Премудрым, прот.
Алексий Марченко, зав. кафедрой теологии Пермского государственного
университета.
Статья
Александр Степанович Попов происходил из старинного священнического рода. Однако он и его брат Рафаил не стали продолжателями семейной традиции и вышли из духовного сословия. О предках изобретателя радио и о годах его учебы в духовных и светских учебных заведениях вы узнаете из статьи протоиерея Алексия Марченко, кандидата исторических наук.