Герардус ван дер Леув (Leeuw, Gerardus van der) (1890-1950) - голландский историк религии, богослов и феноменолог.
1. Краткая биография. Родился в 1890 г. в Гааге, с 1908 по 1913 г. изучал теологию и историю религии в Лейденском университете. Главным учителем ван дер Леува был В. Бреде Кристенсен (W. Brede Kristensen). Среди его преподавателей также был также профессор П.Д. Шантепи де ля Соссей (P. D. Chantepie de la Saussaye), который преподавал историю религий в университете г. Амстердам и оказал значительное влияние на молодого человека. В Лейдене Ван дер Леув специализировался по древнеегипетской религии, а по окончании обучался в течение года в Германии сначала в Берлине под руководством Адольфа Эрмана (Adolf Erman) и Курта Зете (Kurt Sethe), а затем в Геттингене под руководством Вильгельма Боуссета (Wilhelm Bousset). В 1916 г. он получил степень доктора философии Лейденского университета. По окончании служения в Голландской реформаторской Церкви, которой продолжалось в течение двух лет, ван дер Леув был приглашен в 1918 г. в Гренинген, чтобы занять кафедру истории религии и истории доктрины Бога, с особой ответственностью за «богословскую энциклопедию» на факультете теологии. Он также преподавал египетский языка и литературу на филологическом факультете. «История доктрины Бога» впоследствии была убрана из названия его кафедры и после Второй мировой войны к названию была добавлена феноменология религии. Кроме того, после 1940 г. он также преподавал литургику.
Ван дер Леув был активным членом Голландской реформаторской церкви, где также как и Шантепи де ля Соссей он придерживался так называемой этической теологии, которая акцентировала внимание на ценности религии как реальности сердца и как экзистенциальной данности. Позже он также был активным участником литургического движения, которое пыталось произвести реформу богослужения. С 1945 г. Он был министром образования, науки и культуры. В 1950 г. ван дер Леув стал первым президентом только что основанной Международной Ассоциации Истории Религии; это укрепило его международную репутацию. Вскоре после этого он умер в г. Утрехт.
2. Главные труды. Работы ван дер Леува, которые относятся к исследованию религии, касаются множества направлений. Большая часть его научных работ была в области сравнительного религиоведения и феноменологии, по которой он в 1924 написал вводную работу «Введение в историю богослужения» («Inleiding tot de godsdienst-geschiedenis»), позднее полностью переработанную как «Введение в феноменологию богослужения» («Inleiding tot de phaenomenologie van den godsdienst» (1948)), а также знаменитый учебник «Феноменология религии» («Phanomenologie der Religion» (1933)), впоследствии переведенный на английский язык и изданный под названием «Религия в сущности и манифестации» («Religion in Essence and Manifestation» (1938)). Он написал множество статей и книг, посвященных различным вопросам, таким как жертвоприношения, мистицизм, представлениям о Рае, дети в религиозном поклонении, образ Бога, а также об отношении Бога и человека, также как статьи по мифам и мифологии и по вопросам бессмертия.
В других областях работы ван дер Леува являются почти бесчисленными. Его главные исторические труды касаются исследования древнеегипетской религии, хотя он также писал и о древнегреческой религии и о встрече раннего христианства и язычества. Интересными являются также его работы по литургике, о религиозном искусстве и о музыке в религии, включая также книги, посвященные трудам Баха и истории церковным гимнов. Кроме того он написал несколько сугубо богословских работ, которые своим источником зачастую имеют идеи истории и феноменологии религии. Другая часть работ Ван дер Леува касается вопросов феноменологического метода, а также философской и богословской антропологии. Также он много писал по различным темам, касающимся христианства, литературы и культуры. Общее число его публикаций составляет около 650.
3. Феноменологический метод Ван дер Леува. Наиболее оригинальный вклад Ван дер Леува заключается в применении его феноменологического метода к исследованию и религиозных данных и феномена самой религии. Руководимый специфическим взглядом на религию как целое, он рассматривал структуру и значение во множестве религиозных данных. Используя этот метод, Ван дер Леув отвергал узкие богословские схемы интерпретации, оценки и суждения, которые были популярны в его время. Таким образом, он расчищал территорию для новых видов поисков различных значений, пронизывающих религиозные данные и потенциальное религиозное значение основных природных и антропологических феноменов. Феноменология Ван дер Леува характеризовалась его психологической ориентацией и ее статусом теологической дисциплины. В своем методе Ван дер Леув постепенно склоняется к психологии и в частности к структурной психологии в дильтеевском смысле, как он сам писал в 1928 г. Он был тогда даже склонен говорить о «психологии», нежели о «феноменологии» религии. Его концепция психологии, однако, не является тем, что представляет современная эмпирическая психология; он рассматривает ее как способ понимания предмета через свой собственный опыт. Понимание, нежели чем объяснение должно быть целью исследования религии, как он полагает, эхо подобного намерения сформулировано в психологии в 1920-е годы такими философами и учеными как Карл Ясперс, Эдуард Шпрангер, Людвиг Бинсвангер. В этом психологическом понимании через опыт, «субъективность» исследователя является неустранимой данностью. Для того, чтобы понять религиозный феномен как человеческое выражение, исследователь должен позволить ему влиять на него во всей его целостности, и Ван дер Леув боролся за то, чтобы это делалось методично как в области религии, так и в других областях гуманитарного знания, таких как история и психология. Этот специфический способ понимания подразумевает, что исследователь интерполирует религиозный феномен в своей собственной жизни и «испытывает» его. Ван дер Леув описывает эту процедуру в главе «Эпилегомена» своего учебника и добавляет, что такое психологическое понимание должно производиться при последовательном эмпирическом исследовании, чтобы контролировать и исправлять то, что должно быть понято. Эта совершенно субъективная природа опыта понимания, предложенная Ван дер Леувом, положила начало научным возражениям, поскольку этот метод может привести к злоупотреблению в герменевтических исследованиях. Дискуссия о значении герменевтике психологически ориентированной феноменологии Ван дер Леува продолжается до сих пор.
У Ван дер Леува феноменология религии имеет теологическое обоснование. «Сакраментальный» опыт реальности с одной стороны, и напряженность между субъектом и объектом религиозного опыта с другой, которые являются основанием его феноменологии религии, находят свою теологическую основу в доктрине воплощения. Как дисциплина, феноменология религии имела по Ван дер Леуву теологический статус; он, фактически, говорил о ней как о «феноменологической теологии». Главным образом это была теологическая дисциплина, озабоченная значением религиозных данных в опыте верующих, и Ван дер Леув хотел рассматривать эту феноменологическую теологию как промежуточную стадию между «исторической» теологией, озабоченной буквальной и исторической достоверностью с одной стороны, и «систематической» теологией, озабоченной предельной истиной и реальностью с другой.
Поскольку остается открытым статус феномена по отношению к предельным ценностям, феноменологическая теология ограничивает себя проблемой «смысла» и «значения». На практике, однако, богословствующий феноменолог будет интерпретировать смысл религиозного явления в конечном счете в свете «истинного» религиозного смысла, познаваемого верой, и работа Ван дер Леува «Религия в сущности и манифестации» свидетельствует, фактически, о христианской вере автора. Эта книга в пяти частях описывает религиозные феномены. Первые три части представляют классическую структуру, данную Шантепи де ля Соссеем: объект религии, субъект религии, и объект и субъект в их двустороннем действии. Часть 4 имеет дело с «миром», а часть 5 с «формами» религий и основателей. Религия для Ван дер Леува, является встречей человека с «мощью», и это подразумевает бытие «всемогущее», так как он понимает «мощь» как философскую категорию с теологическими обертонами. Философски, по взгляду Ван дер Леува, религия является одним из следствий факта, что человек не принимает жизнь как данность: он ищет силы, энергии в жизни, чего-то, что выше, и он пытается найти смысл в жизни и привести его в упорядоченное целое. Для Ван дер Леува, следовательно, религия является в конечном итоге связанной с культурой как творческим усилием человека.
4. Оценка Трудов. Богословские школы не были готовы принять богословское видение Ван дер Леува и его сложное выражение в «Сакраментологии» («Sacramentstheologie» (1949)), которая имела незначительный резонанс. Исследователи религиоведы, независимо от их ориентации и убеждений, также не были готовы принять подчинение Ван дер Леувом феноменологического метода теологии. Дальнейшие возражения были подняты против относительного пренебрежения Ван дер Леувом историческими и социальными реальностями, в которые включены религиозные феномены, и против его понятия «понимания».
Кроме информации, которую оно подразумевает и пониманий, содержащихся в нем, одним из определенных вкладов обширных трудов Ван дер Леува является внимание, которое он обращает на проблему роли ученого в исследовании в гуманитарных науках вообще и в религиоведении в частности. В его феноменологической работе существует очевидное напряжение между «причастностью» исследователя и его «дистанцией» по отношению к предмету; эти позиции он даже рассматривает как представляющие две основных антропологических структуры - «примитивную» и «современную» ментальность. Во многих отношениях Ван дер Леув предвидел проблемы, которые были рассмотрены послевоенной экзистенциальной и герменевтической философией в Германии и Франции. Его собственные предпочтения главным образом были определены голландской теологической мыслью начала XX столетия и это позволило ему быть чувствительным к идеям Дильтея, Гуссерля, Шпрангера Леви-Брюля и других. В своем поиске правильного взгляда на антропологические феномены он протестовал против любой идеалистической интерпретации человека.
Через труды Ван дер Леува проходит обширная мозаика утверждений, которые несут свидетельство его чувствительности, реализма и открытого ума. Даже теперь, его понимание тех материалов, которые он исследовал, иногда следует признать блестящим, и именно поэтому его труды продолжаются до сих пор, особенно в Голландии.