Женщина духовного сословия в системе народного образования XIX - начала ХХ века.
Вопросы истории № 12 2007 г.
   Проблема воспитания и образования девочек в семьях духовенства во второй половине XIX – начале XX века волновала церковные власти. Обучение дочерей духовенства включало домашние занятия, воспитание в приютах и женских монастырях. Разница в образовании мужа и жены в семьях духовного сословия стала восприниматься как негативный фактор. С середины XIX  века организуются учительские семинарии, женские епархиальные, приходские и начальные училища, воспитание в которых опиралось на христианское мировоззрение о роли женщины в семье и обществе. Девица духовного сословия должна была быть не просто доброй матерью, любящей супругой и опытной хозяйкой, но и помощницей мужу в пастырском служении, связующим звеном между народом и церковью. Нравственное воспитание стояло на втором месте после религиозного. В отличие от духовных семинарий и училищ, практиковавших муштру и зубрёжку, в женских епархиальных училищах предлагались методы, стимулирующие творческую активность учениц. По окончании учебного заведения они могли быть преподавателями, содержателями новых учебных заведений. Начиная с середины XIX века, большая часть священнослужителей отдавала предпочтение женским епархиальным училищам в обучении дочерей. В них предусматривалась не только общеобразовательная и общепедагогическая подготовка воспитанниц, но и  вероучительные, медицинские, сельскохозяйственные, швейные и кулинарные знания, необходимые как  для будущих жён духовенства, так и полноценных представительниц светского общества.
Библиография

Другие публикации на портале:

Еще 9