Первый кинофестиваль имени Саввы Мамонтова открылся в Москве 8 сентября. Форум организован Всемирным союзом староверов.
Гостей фестиваля, собравшихся в зале исторического здания палат Тверитиновых на Покровке, приветствовал Леонид Севастьянов, глава Союза староверов. Он рассказал, что открыть форум планировалось еще в марте, однако этому помешала пандемия коронавируса. Санитарная опасность сохраняется по сей день: один из гостей, собиравшихся прийти на фестиваль, в этот самый день узнал, что он болен COVID-19. Однако, несмотря на это, Севастьянов, сам переболевший новой болезнью в марте-апреле, выразил надежду, что до конца года удастся показать все запланированные десять фильмов.
По словам Леонида Севастьянова, одной из задач организаторов фестиваля было привлечь внимание российской общественности к частично забытому имени великого мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918). Прозванный современниками «Савва Великолепный» по аналогии со знаменитым флорентийским меценатом эпохи Ренессанса Лоренцо Медичи, Мамонтов создал Абрамцевский художественный кружок, в котором сумели раскрыть себя такие живописцы, как Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Васнецов, основал Московскую частную русскую оперу, финансировал журнал «Мир искусства». Не следует также забывать и тот вклад, который Мамонтов – крупный предприниматель – внес в строительство железных дорог России, отметил Севастьянов.
Вторая задача фестиваля, продолжил глава Союза староверов, – помочь молодым режиссерам и продюсерам документального кино.
В первый день кинофорума была продемонстрирована документальная лента режиссера Сергея Головецкого и продюсера Федора Луковцева «Старая вера – новая земля», повествующая об эмиграции русских старообрядцев из Забайкалья в Австралию. Фильм стал продолжением картины «Забайкальская Одиссея», вышедшего в 2015 году.
Режиссер и продюсер рассказали о том, как создавался фильм. Если первая лента – «Забайкальская Одиссея» – снималась при финансовой поддержке министерства культуры РФ и властей Забайкальского края (Луковцев в то время был заместителем главы регионального правительства), при содействии Российского военно-исторического общества, то второй фильм создавали практически на одном энтузиазме. Тем не менее, работа была успешно закончена, и авторы надеются, что картина поможет привлечь внимание российского общества к соотечественникам, живущим за рубежом.
Фильм снимался в Бурятии, в селах, где живут семейские – старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой, и в Австралии, куда часть старообрядцев эмигрировала во второй половине ХХ века из Китая. В Китай они бежали ранее от гонений со стороны большевиков в период коллективизации.
По окончании просмотра состоялась дискуссия, одной из главных тем которой стало отношение к феномену эмиграции. Резкое неприятие бегства с родной земли выразил скульптор Олег Молчанов, автор памятника Ивану Грозному в Орле. По его словам, уважения заслуживают лишь те, кто остался на родине и претерпел гонения – вплоть до смерти. В качестве примеров, достойных почитания и подражания, он назвал протопопа Аввакума и боярыню Феодосию Морозову.
Большинство выступавших, среди которых были священник Августин Соколовски, заместитель начальника управления правительства Москвы по связям с религиозными объединениями Антон Игнатенко, историки Глеб Чистяков и Александр Мраморнов и другие, придерживалось противоположной точки зрения. Они поддержали мысль Федора Луковцева, который считает, что старообрядцам, эмигрировавшим в Австралию, нужно безоговорочно предоставить второе гражданство – российское. Старообрядческий публицист Андрей Езеров напомнил Олегу Молчанову, что в XVII-XVIII веке значительная часть последователей «старой веры» эмигрировала за пределы Российского государства: в Польшу, Латвию, находившуюся тогда под властью шведской короны, в Османскую империю.
О продолжении фестиваля будет объявлено дополнительно.