В Рязанской епархии стартовал уникальный и крайне актуальный проект, направленный на разоблачение неоязыческой пропаганды в молодежной среде, разработанный епархиальным миссионерским отделом и получивший поддержку на Международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2019-2020». В его рамках для широкой общественности будет проводиться подробный критический разбор неоязыческих мифов. О подробностях этого начинания и опасностях самого неоязычества в беседе с «Царьградом» рассказал митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
«Идет война за сознание молодежи»
— Владыка, несколько месяцев назад одной из приоритетных тем для рассмотрения Межсоборным присутствием Священный Синод Русской Православной Церкви обозначил проблему неоязычества. Сама проблема возникла не сегодня, но почему именно в последнее время ей уделяется особое внимание, в том числе в возглавляемой Вами епархии?
— Само неоязычество как явление возникло довольно давно, однако в последнее время оно приобрело особенно широкий размах и влияние на умы. В России это явление не столько религиозное, сколько политическое, агрессивное, в первую очередь по отношению к христианству как основополагающей идее русской государственности.
Так, за последние годы участились случаи вандализма в православных храмах, различных поджогов, другого рода террористической деятельности. Вы наверняка помните случай, когда в 2014 году неоязычник в православном храме расстрелял несколько человек.
В целом это сообщество идейно и нравственно нестабильно, что представляет в сочетании с присущей ему агрессивностью серьезную проблему и с точки зрения безопасности государства. Известны случаи участия неоязычников в украинском майдане. В Тюмени не так давно раскрыли банду, которая терроризировала и убивала бизнесменов. Все ее члены оказались практикующими неоязычниками.
— А непосредственно в Рязани и Рязанской епархии эта проблема столь же остра?
— Да, в Рязанской области действует ряд неоязыческих групп, кроме того, заезжие неоязычники ищут здесь, как они говорят, «места силы». Особенно привлекает их городище Старой Рязани. Это место для нас особое: оно не просто исторически важно для Рязанского края, но буквально пропитано молитвой. И именно здесь неоязыческие группы несколько лет назад хотели организовать капище, недалеко от этого места проводили встречи. Наша забота — просвещать жителей региона, предупреждать их об опасности увлечения подобными деструктивными идеями.
— Но почему неоязычество столь сильно распространяется именно в молодежной среде, а также среди сотрудников силовых структур и военнослужащих? И даже в казачестве, традиционно глубоко православном?
— Во все времена молодые люди искали ответы на вечные вопросы: есть Бог или нет? есть ли в мире справедливость и как ее найти? как стать сильным и пробиться в люди, достичь тех или иных высот? В православной России и в Советском Союзе на все эти вопросы звучали четкие ответы. Они могли устраивать молодежь или не устраивать, но ответы были.
Сегодня ответы молодому человеку дают компьютер и продукты теле- и киноиндустрии. За его сознание идет война на самом глубинном уровне. В молодых людях много энергии, много сил, которые им непременно надо куда-то приложить. Во время великих войн молодежь шла на поля сражений, в мирные дни — на родные нивы, в годины смут — на майданы или в банды, сегодня — или в компьютер, или в те же банды, или вот в такие лжепатриотические организации.
Подрастающее поколение в принципе наиболее подвержено агрессивному воздействию извне. Сегодня же сознание молодежи во многом порабощено рекламными лозунгами общества потребления. Мышление, восприятие мира становится клиповым, фрагментарным. Нам всем порой не хватает критического и логического осмысления получаемой информации, тем более это трудно для молодежи. Этому надо учиться!
Между тем средства массовой информации, вся современная идеологическая машина внедряют так называемое мышление имиджами, когда форма становится важнее содержания, когда наличие определенного набора вещей становится характеристикой человека как личности. Современные люди привыкают к быстрому, неглубокому восприятию информации. И внешне неоязычество может быть очень привлекательным именно как пример яркого имиджа, который служит определенным ответом на запросы патриотически настроенного молодого человека и воина XXI века.
Среди молодежи и силовых структур неоязычество позиционирует себя как культ силы. При отсутствии у молодежи и наших воинов элементарного религиозного и культурологического образования формируется среда, где неоязыческие мифы, оккультные теории, псевдорелигиозные идеи ложатся на подготовленную почву.
Это также относится и к казакам. Тем более что сегодня среди них много тех, кто плохо представляет себе, что такое казачество, кто воспринимает его как некую ролевую игру, дающую определенный статус в обществе. Отсюда и легкое восприятие неоязыческих идей как мнимо патриотических и псевдоисторических.