«Дни традиционного российского буддизма» открылись пресс-конференцией в РИА «Новости» 18 мая, в которой приняли участие президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, представители буддийского сообщества Бурятии и ученые. Далее в программе мероприятий —лекции ведущих востоковедов-буддологов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.
«Буддизм сегодня привлекает к себе все больше внимания. Туристы
массово совершают паломничества в Тибет и страны Гималайского региона,
не сознавая, что в нашей стране существует многовековая буддийская
традиция. Раскрывая богатство культуры и истории буддийских народов
России, мы обогащаем самосознание российского человека», - говорится в
обращении оргкомитета акции.
Среди членов оргкомитета Дней -
профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена
Островская-младшая; первый заместитель генерального директора
Государственного музея Востока Татьяна Метакса, профессор института
Востоковедения РАН Валерий Андросов; президент Российской ассоциации
буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров. Почти все они приняли
участие в пресс-конференция в РИА «Новости», которая была посвящена
теме празднования 400-летия добровольного вхождения Калмыкии в состав
России. В Калмыкии буддизм составляет основу национальной культуры, так
же, как в Бурятии и Туве.
В ходе пресс-конференции Кирсан Илюмжинов рассказал о возрождении буддизма в Калмыкии. Так, в течение последних лет проблему нехватки буддийских лам государство решало, посылая ежегодно юношей учиться в Монголию. Теперь же «своих» монахов в республике достаточно. Более того, в Калмыкии скоро откроется крупная международная буддийская академия. Не без гордости президент Калмыкии сообщил, что подобное учебное заведение – первое не только в России, но и в Европе; для него сам Далай-лама передаст часть своей библиотеки и некоторые священные предметы.
К.Илюмжинов выразил надежду, что руководство российского МИДа согласится выдать Далай-ламе визу для пастырского посещения Калмыкии в юбилейный год. В частности, визит Далай-ламы необходим для проведения церемонии освящения крупнейшего в Европе буддийского храма «Золотая обитель» Будды Шакьямуни, построенного в Элисте менее, чем за год.
К.Илюмжинов ответил также на вопрос, связанный с недавно (2002 г.) обретенной буддийской святыней - нетленным телом Хамбо-ламы Итигэлова, сохранившим признаки жизни через 75 лет после кончины в состоянии медитации. Как рассказал президент Калмыкии, он посетил Итигэлова в столице Бурятии Улан-Удэ три года назад, «дотрагивался, смотрел» и убедился, что это – «одно из чудес, доказательство не только нетленности духа, но и вечности тела». Тогда К.Илюмжинов и задумал привезти святыню на какое-то время в Калмыкию, чтобы его соотечественники могли поклониться чуду, пообещал выделить специальный самолет. Переговоры с руководством Бурятии, с Иволгинским дацаном, где находится Итигэлов, сейчас ведутся. По словам директора Института Итигэлова (Улан-Удэ), его родственницы Янжимы Васильевой на пресс-конференции можно было понять, что вопрос о доставке в Калмыкию уникального, «драгоценного» тела Хамбо-ламы Итигэлова еще не решен. «Как сам он решит, так и сделаем», -- сказала Я.Васильева. Она отметила также, что поток паломников к ламе Итигэлову растет с каждым годом: в год Ивонлгинский дацан принимает около полумиллиона желающих прикоснуться к святыне. «Кто встретился с Итигэловым, никогда его не забудет. Он демонстрирует привлекательность буддизма, который не является религией. Это свобода», -- определила Я.Васильева. Документальный фильм о Хамбо-ламе Итигэлове можно посмотреть в рамках «Дней традиционного российского буддизма» 20 мая, в 17-00, в Музее Рериха.
На пресс-конференции участники отвечали также на вопросы о взаимоотношениях направлений буддизма на территории России. Известно, что большинство верующих в Бурятии относят себя к школе гелугпа; их объединяет Традиционная буддийская сангха России во главе с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Он представляет буддийское сообщество России в отношениях с государством и в межрелигиозном совете России. Однако часть российских буддистов считает себя приверженцами школы Карма Кагью. Отвечая журналистам, профессор Санкт-Петербургского университета Елена Островская констатировала «конфликт взаимопонимания» между этими ветвями, объяснив его историческими и политическими причинами. Я.Васильева не согласилась с оценкой исследовательницы: по ее наблюдениям, у российских буддистов «нет разделения, нет конфликтов, а в Бурятии раздрая и не было».
Как бы там ни было, тема консолидации, налаживания взаимопонимания является одной из главных на первых «Днях традиционного российского буддизма». Акция даст «уникальную возможность представить обществу буддизм России как внутренне консолидированный, несмотря на присутствие в нем разных традиций и этнических особенностей», – отмечается в обращении оргкомитета. Несомненно, этому же послужит первый визит в Россию Кармапа XVIII Тринле Тхайе Дордже, который по приглашению Кирсана Илюмжинова посетит с 9 по 26 июня шесть российских городов. В ходе визита глава школы Карма Кагью даст традиционные буддийские посвящения, встретится с последователями буддизма, посетит буддийские святыни, в числе которых – Иволгинский дацан и «драгоценное тело» ламы Итигэлова.