На Трехсвятительском подворье в Париже состоялась лекция диакона Августина Соколовски, посвященная учению о покаянии латинских отцов Православной Церкви
События

Приводим краткие выдержки из лекции о. Августина.

Говоря о покаянии в понимании Святых Отцов западной христианской традиции, мы имеем в виду как покаяние в его сакраментальном, таинственном измерении, так и покаяние как ежедневное предстояние пред Богом в сознании своей несостоятельности.

Первым среди латинских богословов Древней неразделенной Церкви к теме покаяния обращается Тертуллиан (+230). В произведениях этого церковного учителя содержатся важные свидетельства о покаянии как втором крещении. Покаяние совершается в Церкви принятием в нее тех, кто через совершение смертного греха отлучил себя от общения Тела Христова. Подобно крещению, Таинство покаяния совершается один раз в жизни. Говоря о безусловной тяжести грехов в области сексуальной морали, Тертуллиан ведет рассуждение не в нравственной, а в догматико-христологической перспективе: внебрачные отношения означают для человека разрушение того, что ему не принадлежит. Тело христианина — Храм Божий, а блуд и прелюбодеяние означают святотатство.

Незадолго до кончины Тертуллиан сам выходит из общения Церкви, присоединяется к секте монтанистов, а впоследствии основывает свою собственную секту. Последствия этого фатально сказываются на понимании Тертуллианом Таинства покаяния: в одном из своих поздних произведений богослов утверждает, что прощение тяжких грехов — не во власти Церкви.

Киприану Карфагенскому (+258) первому из Отцов Церкви приходится столкнуться с феноменом массового отречения христиан от веры при наступивших гонениях. В своем богословском рассуждении Киприан настаивает на возможности для Церкви восстановления отпадших от веры через покаяние — «второе крещение». Отрекшийся от веры принимается в общение через открытое покаяние перед лицом всей Церкви.

Амвросий Медиоланский (+397) говорит о покаянии как о деле всей Церкви. Вся Церковь молится за согрешившего, вся Церковь сострадает ему и вся Церковь умоляет Отца о прощении. Прощение безусловно находится во власти Церкви, поскольку Бог не может не внять молитве Тела Христова. Время святителя Амвросия Медиоланского — время благополучия для Церкви, то есть время отсутствия гонений и покровительства со стороны государства. Благополучие материальное сказывается на благополучии нравственном. Именно поэтому в произведениях Амвросия огромное влияние уделяется нравственной проблематике покаяния. В отличие от своих богословских предшественников миланский архиепископ говорит не только о единократном покаянии возвращения в Церковь, но о покаянии как духовном делании христианина и Церкви.

Тематика покаяния с особенной силой раскрывается в богословии благодати святителя Августина Иппонского (+430). По мысли святого Августина, благодать является абсолютным даром Творца и Искупителя Бога, подаваемым беспричинно и незаслуженно. Сердце человека, принимающее дар благодати спасения, не может отвергнуть его, так как благодать действует всепобеждающе — в полном согласии с человеческой природой. Спасение человека от присущего ему саморазрушения есть плод свободного Божественного решения.

Как примирить необходимость покаяния с учением о Божественном предопределении? В своем произведении «О благодати и наставлении» ("De Correptione et Gratia") Августин подробно разбирает это кажущееся противоречие. Слово церковного наставления обращено как к живым, так и к мертвым, то есть к тем, кого благодать Божественного призвания вырвала из мрака неведения и смерти, и к тем, кто, «наслаждаясь» жизнью, пребывает в небытии, без веры во Христа. Церковь обращается к верным своим с призывом к покаянию, с верой и сознанием того, что благодать, действующая в сердце, подаст им силы для подлинного покаяния. Церковь призывает к покаянию не принадлежащих к ней и постоянно молится о том, чтобы Господь даровал им дар обращения.

Блаженный Августин говорит о трех «генных модификациях» греха, каждой из которых соответствует особый образ покаяния, прощения и отпущения. Грех первородный прощается исключительно в крещении, грех тяжкий — в Таинстве покаяния пред Церковью, грех повседневный — в молитве о прощении. Повседневные, ежедневно повторяемые грехи являются, говорит Августин, признаком жизни. Безгрешность недостижима на земле, она не была достигнута и величайшими из святых.

Особое значение для понимания Таинства покаяния является появление, начиная со времени прекращения гонений на христиан, монашеской дисциплины. Именно в монастырях, как на Востоке, так и на Западе христианского мира, появляется осознание необходимости постоянного и частого сакраментального покаяния в малейших греховных проступках и поползновениях. Такое покаяние, столь знакомое нам по нашей практике исповеди, не может в строгом смысле называться «вторым крещением». Являясь Таинством и беря свое начало от древнехристианской практики единократного покаяния в тягчайших грехах и возвращения в Церковь после отречения, покаяние-исповедь представляет собой сочетание сакраментальности и духовного делания, успешное соединение двух первоначально не связанных друг с другом аспектов бытия христианина.

По окончании лекции диакон Августин Соколовски ответил на многочисленные вопросы слушателей. Особое внимание было уделено важности богословского осмысления классического святоотеческого наследия христианской древности для правильного понимания происходящего в Церкви, в мире и каждом отдельно взятом человеке.

Богослов.Ru


Другие публикации на портале:

Еще 9