Книга включает 130 статей об основных категориях, мотивах и образах средневековой христианской демонологии. История падшею ангела, вопреки своей кажущейся простоте, предстает здесь подобием грандиозного архитектурного сооружения — словесным лабиринтом, где перекрестками служат антиномии демонологического мифа, его внутренние противоречия и парадоксы. Категориально-образная конструкция, воссозданная на страницах книги, — в своем роде произведение искусства; она — такое же детище средневекового воображения, как готические соборы, полифоническая музыка, рыцарские романы и мистические видения.
Автор показывает, как в демонологических текстах проявляются характерные особенности средневекового мышления: пристрастие к обратно-симметричным построениям, постоянное «контрапунктическое» сопоставление Божественного и дьявольского. В качестве регулятивных идей средневековой демонологии выделены идея чужого (дьявол — абсолютно чужой человеку; его космическая судьба имеет вектор, обратный вектору человеческой судьбы, — сверху вниз, а не снизу вверх), идея взаимного обмана (дьявол обманывает человека, но и Христос совершает по отношению к дьяволу «благочестивый обман», которому человек должен подражать), идея материально- низменного как конечного пункта дьявольской судьбы (дьявол — царь материи, первое существо мира, ставшее, несмотря на свою ангельскую природу, всецело земным).
Основной текст сопровождают цветные и черно-белые иллюстрации (свыше 100), предметно-именной указатель, список