Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Иларион (Капрал) в деле служения церковному единству
В статье хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD), профессора кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом, настоятеля храма свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в Норильске иерея Павла Бочкова освещается новейшая история Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), рассматриваются вопросы, связанные с историей церковных разделений и взаимоотношений РПЦЗ с представителями старообрядчества, старостильными группами, различными неканоническими юрисдикциями и западнообрядными приходами. Отмечается особая роль митрополита Илариона (Капрала) в истории поиска канонического единства с представителями неканонических групп, его служение делу церковного единства, предварившее подписание Акта о каноническом общении между РПЦЗ и Московским Патриархатом в 2007 г. Являясь Предстоятелем самоуправляемой части Русской Церкви, митрополит Иларион не только выполнял административно-иерархические функции, но и стал подлинным отцом многомиллионной пастве не только для православного русского рассеяния, но и для вошедших в ограду Православной Церкви англоязычных христиан различных юрисдикций.
Статья

2022 год стал юбилейным для Русской Православной Церкви. 15 лет назад, 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве был подписан документ, имеющий историческое значение для Русской Церкви, – Акт о каноническом общении, который поставил точку в десятилетиях разобщенности и противостояния между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Подписавшие Акт Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и митрополит Восточно- Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла)[1] один за другим покинули этот мир уже в следующем, 2008 г., унеся вместе с собой целый пласт новейшей истории Русской Церкви, будто бы призывая делателей последующего времени продолжить начатое ими дело созидания и укрепления единства Русской Церкви.

Решением Архиерейского Собора РПЦЗ от 12 мая 2008 г. новым Предстоятелем РПЦЗ был избран архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал). На следующий день он был также избран председателем Архиерейского Синода РПЦЗ, а 14 мая 2008 г. утвержден в этих должностях Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ[2]. К сожалению, митрополит Иларион не дожил до нынешней знаменательной даты лишь один день, скончавшись 16 мая 2022 г.[3].

Митрополит Иларион (в миру Игорь Алексеевич Капрал) родился 6 января 1948 г. в городе Спирит-Ривер провинции Альберта в Канаде в православной семье украинских эмигрантов с Волыни, эмигрировавших в Канаду в 1929 г.[4] Окончив гимназию в 1966 г., поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), в которой обучался до 1972 г.[5] и которую успешно окончил с академической степенью бакалавра богословия. В том же 1972 г. он поступил послушником в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, выполняя различные послушания, в том числе став келейником архиепископа Аверкия (Таушева) (†1976)[6]. От последнего в 1974 г. принял пострижение в малую схиму с наречением имени Иларион в честь прп. Илариона Печерского, а затем и рукоположение в сан иеродиакона, которое состоялось 4 декабря 1975 г.[7] «В 1976 г. Епископом Манхеттенским Лавром [Шкурлой] рукоположен во иеромонахи. В том же году отец Иларион закончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Будущий Первоиерарх был редактором английской версии журнала „Православная жизнь“, работая одновременно наборщиком в монастырской типографии»[8].

10 декабря 1984 г. собором архиереев РПЦЗ во главе с митрополитом Филаретом (Вознесенским) он был рукоположен в сан епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии РПЦЗ[9], а вскоре утвержден в должности заместителя секретаря Архиерейского Синода. Помимо административной работы активно занимался миссионерской деятельностью и работой с молодежью. С декабря 1995 г. по июнь 1996 г. – епископ Вашингтонский, викарий Восточно-Американской епархии с местопребыванием в Нью-Йорке[10]. В январе 1996 г. он посетил миссию РПЦЗ на Гаити, духовной поддержкой которой занимался до конца своей жизни. Посетив Гаити, епископ Иларион (Капрал) стал первым русским православным архиереем, посетившим эту страну[11]. В 1996 г. был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру (образованную в составе РПЦЗ в 1946 г.[12]), взамен оставившего кафедру епископа Варнавы (Прокофьева)[13]. На Сиднейской кафедре владыка Иларион, вскоре возведенный в сан архиепископа, стяжал славу не только умелого управленца, но прежде всего – доброго пастыря, открытого к общению с клириками и мирянами, что позволило ему преуспеть в качестве епархиального архиерея[14]. В мае 2006 г. с целью помощи митрополиту Лавру архиепископ Иларион был назначен первым заместителем председателя Архиерейского Синода РПЦЗ с местопребыванием в Нью-Йорке[15]. После кончины митрополита Лавра и избрания на должность нового, 6-го Первоиерарха РПЦЗ, митрополит Иларион (Капрал), пройдя процедуру интронизации в Знаменском соборе г. Нью-Йорка, 18 мая 2008 г. вступил в управление Русской Православной Церковью Заграницей.

Все годы своего служения в лоне РПЦЗ митрополит Иларион не понаслышке был знаком с ситуацией в мире неканонического православия, отлично ориентировался в вопросах, связанных с деятельностью различных старостильных греческих синодов, хорошо знал историю и происхождение различных неканонических православных групп, получивших особенно большое распространение в ХХ в. на Северо-Американском континенте. Это было обусловлено прежде всего тем фактом, что в годы управления РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским) (1964–1985 гг.) и его преемником митрополитом Виталием (Устиновым) (1986–2001 гг.) юрисдикция придерживалась крайне жесткой риторики в отношении Московской Патриархии и вселенского православия в целом[16]. Обличение иерархии Московского Патриархата, сергианства и экуменической деятельности РПЦ идейно сближали представителей различных юрисдикций. Именно благодаря своей непримиримой позиции РПЦЗ не только помогла с обретением греческими старостильниками желанного епископства, совершив для них в 1962 г. первые хиротонии[17], но и долгие годы состояла в евхаристическом общении с рядом греческих старостильных групп – «„Флоринитским“ Синодом Церкви Истинно Православных Христиан Греции»[18] (в 1969–1975 гг.), а после его распада на несколько групп в 1974 г.[19] сохранила связь с митрополитом Асторийским Петром (Астифидисом)[20]. В 1971–1976 гг.[21] фактически РПЦЗ также находилась в общении[22] и с «„Матфеевским“ Синодом Церкви Истинно Православных Христиан Греции»[23], над иерархами которого архиереи РПЦЗ также совершили хиротесии. «Сама Зарубежная церковь, окунувшись в пучину старостильных скандалов, от дальнейшего сближения с ними на некоторое время отказалась, вернувшись на этот путь уже при следующем первоиерархе митрополите Виталии (Устинове)»[24]. При последнем РПЦЗ вступила в евхаристическое общение с «Румынской Православной Старостильной Церковью»[25] (1992)[26], «Болгарской Православной Старостильной Церковью»[27] (1994) и старостильной греческой юрисдикцией «„Священным Синодом Противостоящих“ Церкви Истинно Православных Христиан Греции»[28].

Помимо контактов со старостильниками, РПЦЗ достаточно активно поддерживала связь с катакомбным движением в СССР. В связи с тем, что само понятие «Катакомбная Церковь» имело собирательный образ, а среди клириков этого направления было немало лиц, не имевших канонического рукоположения, и даже самосвятов, РПЦЗ в 1977 г. тайно приняла под свой омофор группу катакомбных клириков, а уже в 1982 г. для окормления катакомбников тайно был рукоположен епископ Лазарь (Журбенко)[29], в дальнейшем ставший организатором нового разделения в РПЦЗ, известного как «Русская Истинно-Православная Церковь»[30].

Вопросы, связанные со взаимодействием со старообрядцами, также не остались в стороне от внимания РПЦЗ в эпоху митрополита Филарета (Вознесенского). Архиерейский Собор РПЦЗ, тщательно исследовав вопрос о снятии клятв со старых обрядов, «25 сентября 1974 года принял решение считать старые обряды правильными и спасительными, а запрещения и клятвы Соборов 1656 и 1667 гг. – недействительными»[31]. Благодаря интенсивному диалогу со старообрядцами в 1983 г. большая часть старообрядцев-поморцев из г. Эри (г. Ири) вошла в юрисдикцию РПЦЗ на правах единоверия. Впоследствии в РПЦЗ появилась викарная Ирийская кафедра, на которую был поставлен единоверческий епископ Ирийский Даниил (Александров)[32] для духовного окормления единоверческих общин РПЦЗ, что фактически стало реальным восстановлением единоверческого епископата в пределах РПЦЗ[33].

Как видим, РПЦЗ, формально находясь вне ограды канонического православия, тем не менее всегда выступала за диалог и икономию в отношении отпавших от церковного единства. Подобные шаги были следствием не только частной инициативы иерархов и клириков РПЦЗ, но иногда становились актом общецерковного значения, как в случае отмены клятв на старые обряды[34].

Являясь членом Архиерейского Синода РПЦЗ, в процессах взаимодействия с представителями неканонического православия, а также в официальных контактах с греческими, болгарскими и румынскими старостильниками неизменно участвовал и архиепископ Иларион. Эти контакты были в достаточной мере интенсивны и официально прервались в 2007 году, после подписания Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом. Лишь часть наиболее непримиримых верующих РПЦЗ во главе с епископом Агафангелом (Пашковским), отвергнув принятие акта, уклонилась в раскол, но при этом сохранила полное общение с союзом старостильных юрисдикций во главе с «Синодом Противостоящих»[35]. Именно с их помощью Агафангел (Пашковский) не только заявил об организации новой РПЦЗ, но и совершил ряд неканонических архиерейских поставлений, организовав таким образом собственный епископат.

Уход в 2001 г. митрополита Виталия (Устинова) на покой, а затем его заявление об организации неканонической «РПЦЗ в изгнании» еще более раскрасило палитру неканонических групп – производных от РПЦЗ. И во всех этих новых разделениях архиепископ, а затем и митрополит Иларион (Капрал) хорошо разбирался, зная все особенности и нюансы возникновения того или иного разделения, лично зная практически всех уклонившихся в раскол клириков и активных мирян. При этом, принимая меры канонических прещений, митрополит Иларион никогда не делал их предметом безусловного давления и казни, всегда стараясь сохранить доброжелательное отношение к отпавшим, а значит, и надежду на уврачевание раскола и возвращение отпавших в Церковь. К примеру, этим воспользовался бывший епископ Варнава (Прокофьев), вернувшийся в 2006 г. в РПЦЗ из раскола, устроенного бывшим Предстоятелем РПЦЗ митр. Виталием (Устиновым) в 2001 г., однако не оставив своей антиканонической деятельности. И уже в 2013 г. он вновь был запрещен в священнослужении, а затем и окончательно извержен[36].

Подобным же образом митрополит Иларион относился и к англоязычным членам РПЦЗ, зачастую перешедшим в Православную Церковь из католицизма или различных протестантских деноминаций, пожелав при этом сохранить в своей богослужебной практике привычный им западный обряд. Они были приняты с любовью и благословением, позволившим им реализовать свои поиски и жить собственной западной богослужебной традицией, являясь чадами РПЦЗ, а значит, и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. При этом западный обряд в Православной Церкви имеет свою особую непростую историю[37], зачастую полную различных конфликтов и разделений.

В истории РПЦЗ западный обряд также был представлен несколькими общинами. В 1959 г. в состав РПЦЗ благодаря инициативе и ходатайству свт. Иоанна (Максимовича) был принят о. Евграф Ковалевский с группой западнообрядных общин из Франции[38] [39], разорвавших тем не менее общение с РПЦЗ в 1966 г. и позднее ставших основой для создания неканонических «Католической Православной Церкви Франции» и «Французской Православной Церкви»[40]. Незначительная часть оставшихся в РПЦЗ последователей Ковалевского в 1986 г. также уклонилась в греческий старостильный раскол. Несмотря на отрицательный опыт, связанный с пребыванием в составе РПЦЗ западнообрядных общин, митр. Иларион (Капрал) в 2008 г. лично занялся их духовным окормлением, подчинив непосредственно себе такие общины.

Вопрос проповеди православия инославным и создания для них особых церковных форм, англоязычных миссий, также являлся предметом заботы иерархов РПЦЗ. Одной из таких попыток стала история вхождения в 1950–1959 гг. в РПЦЗ юрисдикции епископа Иакова (Тумбса), в составе РПЦЗ возведенного в сан архиепископа, однако позже уклонившегося в раскол[41]. По замечанию историка РПЦЗ диакона Андрея Псарева, «миссионерский» период мировоззрения РПЦЗ, начатый при митрополитах Антонии (Храповицком) и Анастасии (Грибановском), вновь стал проявляться при митрополите Лавре (Шкурле)[42], очевидно, при активном сотрудничестве архиепископа Илариона (Капрала).

Став новым Первоиерархом РПЦЗ, митрополит Иларион (Капрал) со вниманием отнесся к нуждам и стремлениям группы англоязычных и западнообрядных клириков. В 2010 г. в РПЦЗ обратилась группа «клириков» и двое «иерархов» неканонической «Автокефальной Святой Восточной Православной Архиепархии Америк». Прошение было удовлетворено, и 27.10.2010 г. группа приходов, возглавляемая бывшими «митрополитом-архиепископом» Антонием (Бонди) и «епископом» Михаилом (Кинсфазером), объединенная под названием «Святая Православная Католическая и Апостольская Церковь Америки», была принята в состав РПЦЗ. При переходе группа сменила свое название на «Братство св. Григория Великого» («The Fraternity of St Gregory the Great»). Благодаря РПЦЗ юрисдикция вошла в общение с Поместными Православными Церквами. Формальное принятие и перерукоположение священства происходили с 27 октября по 18 декабря 2010 года. Бывшие «епископы» были приняты в качестве архимандритов, а о. Антоний (Бонди) был назначен викарием новообразованного «Братства св. Григория Великого»[43], включавшего в себя 10 приходов[44]. В 2012 г. было принято решение распустить братство, а его приходы на общих основаниях вошли в состав викариатства Западного обряда РПЦЗ[45]. В 2011 г. духовное окормление викариатства осуществлял епископ Манхэттенский Иероним (Шо). «За счет быстрого роста количества общин и рукоположения новых клириков, число приходов западного обряда в РПЦЗ продолжало быстро расти. Епископ Иероним начал применять практику групповых рукоположений (неприемлемую в Православии), а в юрисдикцию принимали клириков без должной проверки, в результате чего был принят ряд сомнительных личностей. В начале 2013 года число приходов западного обряда перевалило за 40, а число клириков – за 50»[46]. На внеочередном заседании Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Иероним (Шо) был почислен на покой, а Антоний (Бонди) освобожден от всех должностей[47]. К декабрю 2014 г. Антоний (Бонди) и Михаил (Кинсфазер) уклонились в раскол, вновь объявив себя неканоническими «архиереями». К сожалению, примеров подобных присоединений и отпадений немало. Одним из недавних стало присоединение к РПЦЗ в звании мирянина бывшего неканонического «епископа» Рамзи Мусаллама, получившего монашеский постриг и священническую хиротонию в РПЦЗ из рук митр. Илариона, а затем уклонившегося в раскол и создавшего «Палестинскую Православную Церковь», по сути являющуюся группой, производной от греческого страростильного раскола[48].

Несмотря на определенные проблемы и частые отпадения, тем не менее количество западнообрядных клириков в составе РПЦЗ к настоящему времени практически не уменьшилось, а их руководство митрополит Иларион возложил на себя, активно участвуя в конференциях и совместных богослужениях и рукоположениях этих клириков, подчеркивая этим, что наличие в РПЦЗ западного обряда – свидетельство многообразия в единстве.

Забыв распри и оставив недопонимания в прошлом, в 2011 г. возобновили евхаристическое общение[49] между РПЦЗ и Православной Церковью в Америке. Это стало возможным благодаря подписанному в 2007 г. Акту о каноническом общении, а также доброму и искреннему отношению митрополита Илариона к клиру и верующим ПЦА, фактически когда-то являвшейся Северо-Американской митрополией Православной Российской Церкви[50].

Пользовавшийся большим уважением в среде клириков и верующих этой автокефальной Церкви, митрополит Иларион в определенные периоды протягивал руку помощи клирикам и иерархам этой православной юрисдикции, имевшим некоторые проблемы административного характера. Так, благодаря митр. Илариону в 2015 г. в состав архиереев РПЦЗ с пребыванием на покое был принят бывший Предстоятель ПЦА митрополит Иона (Паффхаузен)[51]. Таким же образом из юрисдикции Иерусалимского Патриархата митрополитом Иларионом в 2010 г. была принята англоязычная монашеская община во главе с архимандритом Максимом (Веймаром), преобразованная ныне в монастырь св. Дионисия Ареопагита в штате Нью-Йорк[52].

Имея огромный опыт в деле уврачевания церковных расколов, митрополит Иларион (Капрал) выступил с инициативой преодоления тяжелейшего разделения внутри Русской Церкви, а именно налаживания диалога с неканонической «Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата» (УПЦ КП)[53]. Совсем не многим известен тот факт, что именно митрополит Иларион (Капрал) осенью 2017 г. обратился к бывшему Киевскому митрополиту Филарету (Денисенко), «патриарху» УПЦ КП, с предложением официально обратиться в адрес Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с письмом о желании идти на сближение и поиске канонического выхода из создавшейся ситуации[54]. 11 ноября 2017 г. делегация УПЦ КП во главе с митрополитом Львовским и Сокальским Димитрием (Рудюком) в Москве провела переговоры с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) и официально передала письма и пакет документов в адрес Архиерейского Собора РПЦ[55]. Последним с удовлетворением было воспринято письменное обращение и организована специальная комиссия для дальнейших переговоров[56]. Однако последующие события, связанные с объединением «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) в одну структуру «Православной Церкви Украины» и дарование Константинопольским Патриархатом этому новообразованию Томоса об автокефалии, свели эти начинания на нет.

Свидетельством особого внимания к проблеме украинских церковных разделений является и факт принятия бывшего «иерарха» УАПЦ (1996, 1997–2013) и УПЦ КП (2013–2105) «архиепископа» Иоанна (Модзалевского) в состав РПЦЗ в качестве монаха и возведение его затем в сан архимандрита[57].

Кропотливая многолетняя работа, направленная на восстановление единства Русской Церкви, уврачевание расколов, миссию и проповедь среди инославных, «укрепление достигнутого в мае 2007 г. единства с РПЦ, на окормление русской диаспоры и на усиление свидетельства о Православии в современном мире»[58], молодежное служение[59], искреннее отношение и сердечное участие по отношению к самым разным людям, терпение и стремление к реальной и действенной помощи стали основными чертами служения на посту Предстоятеля РПЦЗ митрополита Илариона. Горячо ратуя за дело церковного единства, в своем письме от 4 февраля 2014 г., ставшем обращением к читателям пятитомного «Обзора неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.» (принадлежащего перу автора этих строк), митрополит Иларион призывал «Божие благословение на автора и его труд во славу Святой Православной Церкви, в скорейшее разорение ересей, искоренение расколов и обращение заблудших к живительному и спасительному источнику – канонической Православной Церкви»[60]. Действительно, автор этих строк всегда ощущал благодатную помощь и благословение, преподанное митрополитом Иларионом, будь то на издание книг или на процесс защиты докторской диссертации[61]. Последовавшая 16 мая 2022 года смерть митрополита Илариона в больнице Нью-Йорка вследствие долгой и продолжительной болезни стала большой потерей для всех, кто был знаком с ним и разделял его устремления и желание церковного единства не только Русской Церкви, но и всей полноты православия. Его имя будут всегда в равной степени с любовью вспоминать иерархи, клирики и верующие всех поместных Православных Церквей, несмотря на существующие ныне временные разрывы евхаристического общения, закрытые границы и геополитические конфликты.

Перейдя в вечное бытие, митрополит Иларион (Капрал) останется в новейшей истории Предстоятелем – созидателем, фигурой уровня силы духа таких Первоиерархов, как блаженнейшие митрополиты Антоний (Храповицкий), Филарет (Вознесенский), святители Иоанн Шанхайский и Леонтий Чилийский, а итоги его служения Православной Церкви еще в полной мере будут оценены грядущими поколениями православных верующих как в Отечестве, так и в рассеянии.

 

Литература

  1. Анашкин, Д. П. Иларион (Капрал) // Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. – Т. XXII. – С. 175–176.
  2. Бочков П., свящ. Жизнь и деятельность архиепископа Иакова (Тумбса). Американская Миссия: неудачные попытки и очередной раскол // Труды Перервинской православной духовной семинарии. – 2017. – № 16. – С. 93–115.
  3. Бочков П., свящ. «Палестинская Православная Церковь»: возникновение группы и современное состояние // Христианство на Ближнем Востоке. – М., 2019. – № 1. – С. 4–10.
  4. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. – Т. 1: Политические расколы: монография. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Свое издательство, 2018.
  5. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. – Т. 2: Реформаторские расколы: монография. – СПб.: Свое издательство, 2018.
  6. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. – Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. – СПб.: Свое издательство, 2018.
  7. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. – Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. – СПб.: Свое издательство, 2018.
  8. Бочков Павел, свящ. Поместный Собор 1917–18 гг. в деле обретения единоверцами своего епископата // ХРIСТIАНОС: альманах. – Рига: ФИАМ, 2017. – № XXV. – С. 81–89.
  9. Бывший Предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. – Текст: электронный // Cедмица.RU: Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». – 2022. – URL: https://www.sedmitza.ru/text/5639187.html (дата обращения: 22.05.2022).
  10. В Бозе почил Высокопреосвященнейший ИЛАРИОН, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. – Текст: электронный // Russian Orthodox Church Abroad. Montreal and Canadian Diocese. – 2022. – URL: https://mcdiocese.com/v-boze-pochil-vysokopreosvyashhennejshij-ilarion-mitropolit-vostochno-amerikanskij-i-nyu-jorkskij-pervoierarx-russkoj-zarubezhnoj-cerkvi/ (дата обращения: 20.05.2022).
  11. Впервые в истории состоялось сослужение предстоятелей Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви. – Текст: электронный // Cедмица.RU: Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». – 2022. – URL: https://www.sedmitza.ru/text/2203093.html (дата обращения: 22.05.2022).
  12. Димитрий (Рудюк), митрополит. Личное сообщение автору. Лето 2018 г.
  13. Иларион (Капрал), архим. Слово при наречении во епископа Манхеттенского // Православная Русь. – Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1984. – № 24 (1285). – С. 8–9.
  14. Иларион (Капрал), митрополит. Благословение от 4.06.2019. На бланке Архиерейского Синода РПЦЗ. Подпись. Печать. На 1 л. // Архив автора.
  15. Иларион (Капрал), митрополит. Обращение и благословение от 4.02.2014. На бланке Архиерейского Синода РПЦЗ. Подпись. Печать. На 1 л. // Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. – Т. 1: Политические расколы: монография. – СПб.: Свое издательство, 2018. – С. 3–4.
  16. Кострюков, А. А. Невыполненный завет митрополита Платона (К истории православия западного обряда) // Платоновские чтения: сб. материалов, 2015. Выпуск 12. – М.: Перервинская духовная семинария, 2016. – С. 20-28.
  17. Кострюков, А. А. Сближение Русской зарубежной церкви со старостильным движением при митрополите Филарете (Вознесенском) // Вестник Свято-Филаретовского института. – М., 2021. – Вып. 38. – С. 160–179.
  18. Кострюков, А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917–2008): учеб. пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.
  19. Кострюков, А. А. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – Вып. 2 (69). – С. 80–98.
  20. Кравцов, А. Н. Русская Австралия. – М.: Вече, 2011.
  21. Кузнецов, В. А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке: биографический справочник. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2015.
  22. Митрополит Лавр (Шкурла) / сост. О. Л. Рожнева. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017.
  23. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета». – Текст: электронный // Patriarchia.ru: официальный сайт Русской Православной Церкви. – 2022. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074551.html (дата обращения: 25.05.2022).
  24. Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 12/25 сентября 1974 г. О старом обряде // Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921– 2007) / сост. Д. П. Анашкин. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – С. 125–127.
  25. Памяти митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Иллариона. – Текст: электронный // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. Official Website. – 2022. – URL: https://ru.eadiocese.org/methilarionrepose (дата обращения: 25.05.2022).
  26. Патриарх Алексий II и Священный Синод утвердили избрание нового первоиерарха РПЦЗ. – Текст: электронный // NEWSru.com: сайт. – 2022. – URL: https://www.newsru.com/religy/14may2008/ilarion.html (дата обращения: 20.05.2022).
  27. Поместные Православные Церкви: сборник. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004.
  28. Приходы Западного обряда в РПЦЗ. – Текст: электронный // Иерархия литургических церквей: сайт. – 2022. – URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-westorth-rpcz.html (дата обращения: 22.05.2022).
  29. Псарев А. В. Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 7–14 мая 2006 г.). – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 180–205.
  30. Роман, Кристина. Зачем патриарх Филарет написал письмо Русской православной церкви. – Текст: электронный // РБК-Украина. – 2022. – URL: https://daily.rbc.ua/rus/show/zachem-patriarh-filaret-napisal-pismo-russkoy-1512738676.html (дата обращения: 25.05.2022).
  31. Русские Архиереи почтили память свят. Рафаила Бруклинского. – Текст: электронный // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. Official Website. – 2022. – URL: https://ru.eadiocese.org/news_170102_59 (дата обращения: 25.05.2022).
  32. Сборникъ матерiаловъ по исторiи Свято-Троицкой Семинарiи. К пятидесятипятилетiю Свято-Троицкой Семинарiи 1948–2003 гг. / сост. К. В. Глазков, монах Вениамин (Гомартели), инок Всеволод (Филипьев). – Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2003.
  33. Слесарев, А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). – М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009.
  34. Соммер Андрей, протоиерей. «От Запада до Востока». Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви. – Нью-Йорк: МОСТ, 2012.
  35. Состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода. – Текст: электронный // Русская Православная Церковь заграницей. Официальная страница. – 2022. – URL: https://www.synod.com/synod/2013/20130712_synodmeeting.html (дата обращения: 22.05.2022).
  36. Тюренков, Михаил. Ангел Ирийской Церкви. Светлой памяти епископа Даниила. Беседа с руководителем Патриаршего Центра древнерусской богослужебной традиции, секретарем Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС МП, доктором теологии священником Иоанном Миролюбовым. – Текст: https://www.pravmir.ru/angel-irijskoj-cerkvi-svetloj-pamyati-episkopa-daniila/svetloj-pa-myati-episkopa-daniila/ (дата обращения: 25.05.2022)
  37. Тюшагин, В. В. Западных обрядов православные общины // Православная энциклопедия. – Том ХIХ. – М., 2009. – С. 615–620.
  38. Филарет (Вознесенский), митрополит. Послание Архиерейского Синода РПЦЗ к архиепископу Авксентию, главе «хризостомовского» Синода ИПЦ Греции // Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964-1985) / сост., коммент. монахини Кассии (Сениной). – СПб., 2007. – С. 226–228.
  39. Филарет (Рожнов), архиепископ. Узкий путь канонической преемственности Русской Церкви. – Б. м., 2021.
  40. Шумило, С. В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Конспект по истории Истинно-Православной Церкви в СССР. – Луцк: Терен, 2011.
  41. Archimandrite Maximos (Weimar): «It looks like a good time for moving & establishing a new monastery». – Текст: электронный // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. OfficialWebsite. – 2022. – URL: https://eadiocese.org/news_170808_1 (дата обращения: 25.05.2022).
  42. Decree of Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York, First Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia dated December 18, 2010 №. 12-31/10. Seal. Signature. Copy. On 1 sheet // Архив автора.
  43. New Western Rite Communities. – Текст: электронный // All Of Creation Rejoices. – 2022. – URL: http://morespaciousthantheheavens.blogspot.ru/2010/11/new-western-rite-communities.html (дата обращения: 25.05.2022).
  44. Protopopov, M. A. The Russian Orthodox Presence in Australia. The History of a Church told from recently opened archives and previously unpublished sources. – Fitzroy: Australian Catholic University, 2005.

 

[1] Митрополит Лавр (Шкурла) / сост. О. Л. Рожнева. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. С. 127.

[2] Патриарх Алексий II и Священный Синод утвердили избрание нового первоиерарха РПЦЗ. Текст: электронный // NEWSru.com: сайт. 2022. URL: https://www.newsru.com/religy/14may2008/ilarion.html (дата обращения: 20.05.2022).

[3] В Бозе почил Высокопреосвященнейший ИЛАРИОН, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Текст: электронный // Russian Orthodox Church Abroad. Montreal and Canadian Diocese. 2022. URL: https://mcdiocese.com/v-boze-pochil-vysokopreosvyashhennejshij-ilarion-mitropolit-vostochno-amerikanskij-i-nyu-jorkskij-pervoierarx-russkoj-zarubezhnoj-cerkvi/ (дата обращения: 20.05.2022).

[4] Кузнецов, В. А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке: биографический справочник. – 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2015. С. 160.

[5] Сборникъ матерiаловъ по исторiи Свято-Троицкой Семинарiи. К пятидесятипятилетiю Свято-Троицкой Семинарiи 1948–2003 гг. / сост. К. В. Глазков, монах Вениамин (Гомартели), инок Всеволод (Филипьев). – Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2003. С. 165.

[6] Анашкин, Д. П. Иларион (Капрал) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. XXII. С. 175.

[7] Кузнецов, В. А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке: биографический справочник. – 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2015. С. 160.

[8] Памяти митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Текст: электронный // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. Official Website. 2022. URL: https://ru.eadiocese.org/methilarionrepose (дата обращения: 25.05.2022).

[9] Иларион (Капрал), архим. Слово при наречении во епископа Манхеттенского // Православная Русь. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1984. № 24 (1285). С. 8–9.

[10] Кузнецов, В. А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке: биографический справочник. – 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2015. С. 160.

[11] Анашкин, Д. П. Иларион (Капрал) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. XXII. С. 175.

[12] Кравцов, А. Н. Русская Австралия. М.: Вече, 2011. С. 232.

[13] Protopopov, M. A. The Russian Orthodox Presence in Australia. The History of a Church told from recently opened archives and previously unpublished sources. Fitzroy: Australian Catholic University, 2005. P. 340.

[14] Там же. С. 344-355.

[15] Кузнецов, В. А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке: биографический справочник. – 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2015. С. 160.

[16] Филарет (Рожнов), архиепископ. Узкий путь канонической преемственности Русской Церкви. Б. м., 2021. С. 430.

[17] Филарет (Вознесенский), митрополит. Послание Архиерейского Синода РПЦЗ к архиепископу Авксентию, главе «хризостомовского» Синода ИПЦ Греции // Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964-1985) / сост., коммент. монахини Кассии (Сениной). СПб., 2007. С. 226–228.

[18] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 21-33.

[19] Там же. С. 34.

[20] Кострюков, А. А. Сближение Русской зарубежной церкви со старостильным движением при митрополите Филарете (Вознесенском) // Вестник Свято-Филаретовского института. М., 2021. Вып. 38. С. 169.

[21] Там же. С. 172.

[22] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 169.

[23] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 167-180.

[24] Кострюков, А. А. Сближение Русской зарубежной церкви со старостильным движением при митрополите Филарете (Вознесенском) // Вестник Свято-Филаретовского института. М., 2021. Вып. 38. С. 172.

[25] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 211-218.

[26] Слесарев, А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. С. 400.

[27] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 220-224.

[28] Там же. С. 52-59.

[29] Шумило, С. В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Конспект по истории Истинно-Православной Церкви в СССР. Луцк: Терен, 2011. С. 162-166.

[30] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. – 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 63-70.

[31] Кострюков, А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917–2008): учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 334.

[32] Тюренков, Михаил. Ангел Ирийской Церкви. Светлой памяти епископа Даниила. Беседа с руководителем Патриаршего Центра древнерусской богослужебной традиции, секретарем Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС МП, доктором теологии священником Иоанном Миролюбовым. Текст: https://www.pravmir.ru/angel-irijskoj-cerkvi-svetloj-pamyati-episkopa-daniila/svetloj-pa-myati-episkopa-daniila/ (дата обращения: 25.05.2022)

[33] Бочков Павел, свящ. Поместный Собор 1917–18 гг. в деле обретения единоверцами своего епископата // ХРIСТIАНОС: альманах. Рига: ФИАМ, 2017. № XXV. С. 88.

[34] Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 12/25 сентября 1974 г. О старом обряде // Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921– 2007) / сост. Д. П. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 125–127.

[35] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. – 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 55.

[36] Там же. С. 26-27.

[37] Тюшагин, В. В. Западных обрядов православные общины // Православная энциклопедия. Том ХIХ. М., 2009. С. 615–620.

[38] Кострюков, А. А. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Вып. 2 (69). С. 80–98.

[39] Кострюков, А. А. Невыполненный завет митрополита Платона (К истории православия западного обряда) // Платоновские чтения: сб. материалов, 2015. Выпуск 12. М.: Перервинская духовная семинария, 2016. С. 20-28.

[40] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 384-400.

[41] Бочков П., свящ. Жизнь и деятельность архиепископа Иакова (Тумбса). Американская Миссия: неудачные попытки и очередной раскол // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2017. № 16. С. 93–115.

[42] Псарев А. В. Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 7–14 мая 2006 г.). М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 204.

[43] Decree of Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York, First Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia dated December 18, 2010 №. 12-31/10. Seal. Signature. Copy. On 1 sheet // Архив автора.

[44] New Western Rite Communities. Текст: электронный // All Of Creation Rejoices. – 2022. URL: http://morespaciousthantheheavens.blogspot.ru/2010/11/new-western-rite-communities.html (дата обращения: 25.05.2022).

[45] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 259-261.

[46] Приходы Западного обряда в РПЦЗ. Текст: электронный // Иерархия литургических церквей: сайт. 2022. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-westorth-rpcz.html (дата обращения: 22.05.2022).

[47] Состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода. Текст: электронный // Русская Православная Церковь заграницей. Официальная страница. 2022. URL: https://www.synod.com/synod/2013/20130712_synodmeeting.html (дата обращения: 22.05.2022).

[48] Бочков П., свящ. «Палестинская Православная Церковь»: возникновение группы и современное состояние // Христианство на Ближнем Востоке. М., 2019. № 1. С. 4–10.

[49] Впервые в истории состоялось сослужение предстоятелей Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви. Текст: электронный // Cедмица.RU: Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». 2022. URL: https://www.sedmitza.ru/text/2203093.html (дата обращения: 22.05.2022).

[50] Поместные Православные Церкви: сборник. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. С. 122–129.

[51] Бывший Предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Текст: электронный // Cедмица.RU: Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». 2022. URL: https://www.sedmitza.ru/text/5639187.html (дата обращения: 22.05.2022).

[52] Archimandrite Maximos (Weimar): «It looks like a good time for moving & establishing a new monastery». Текст: электронный // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. OfficialWebsite. 2022. URL: https://eadiocese.org/news_170808_1 (дата обращения: 25.05.2022).

[53] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 92-117.

[54] Роман, Кристина. Зачем патриарх Филарет написал письмо Русской православной церкви. Текст: электронный // РБК-Украина. 2022. URL: https://daily.rbc.ua/rus/show/zachem-patriarh-filaret-napisal-pismo-russkoy-1512738676.html (дата обращения: 25.05.2022).

[55] Димитрий (Рудюк), митрополит. Личное сообщение автору. Лето 2018 г.

[56] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета». Текст: электронный // Patriarchia.ru: официальный сайт Русской Православной Церкви. 2022. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074551.html (дата обращения: 25.05.2022).

[57] Русские Архиереи почтили память свят. Рафаила Бруклинского. Текст: электронный // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. Official Website. 2022. URL: https://ru.eadiocese.org/news_170102_59 (дата обращения: 25.05.2022).

[58] Анашкин, Д. П. Иларион (Капрал) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. XXII. С. 176.

[59] Соммер Андрей, протоиерей. «От Запада до Востока». Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви. Нью-Йорк: МОСТ, 2012.

[60] Иларион (Капрал), митрополит. Обращение и благословение от 4.02.2014. На бланке Архиерейского Синода РПЦЗ. Подпись. Печать. На 1 л. // Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 4.

[61] Иларион (Капрал), митрополит. Благословение от 4.06.2019. На бланке Архиерейского Синода РПЦЗ. Подпись. Печать. На 1 л. // Архив автора.

 

Источник: Бочков П.В., иерей. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Иларион (Капрал) в деле служения церковному единству // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. №1 (26). С. 21–45.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9