Досточтимые отцы, уважаемые представители светской высшей школы, профессорско-преподавательская корпорация, братья и сестры!
Вашему вниманию предлагается монография в пяти томах «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.», как видно из названия, посвященная вопросам изучения церковных разделений и отпавших от Православной Церкви в новейший период нашей истории.
Данная работа – плод без малого 20-летних исследований в области современного расколоведения и истории церковных расколов. Издание осуществлено по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) (1948–2022), Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, а также имеет рекомендацию к публикации от кафедры украинского православия и теологии Межрегиональной академии управления персоналом (Киев, Украина). В настоящее время монография получила ряд положительных рецензий со стороны специалистов в области истории Русской Церкви и конфессионального права [23, с. 173–176; 24, с. 163–166; 32].
Первые два тома увидели в свет в Киеве в 2014 году [7; 9]. В 2015 г. из печати вышел третий том [11]. В 2018 г. три тома были исправлены и дополнены и вышли уже в России, в Санкт-Петербурге [8; 10; 12], помимо этого был добавлен четвертый том, посвященный греческому старостильному расколу и его производным [13]. В 2020 году вышел заключительный, пятый том, посвященный разделениям, условно входящим в дисциплинарно-психологическую группу расколов [14].
В 2018 г. четыре тома рассматриваемого издания были представлены на хабилитации (соискании ученой степени доктора наук) в Республике Польша, которая была успешно завершена на Папском богословском факультете во Вроцлаве, а автор был удостоен ученой степени хабилитированного доктора богословия [5, с. 118–126].
Состояние дисциплины
Как известно, старообрядческий раскол XVII века, помимо общего разделения в старообрядчестве на поповцев и беспоповцев, в последних породил огромное количество толков, часть из которых впоследствии выродились в откровенное сектантство. Данное обстоятельство «побудило ученых и богословов выделить из курса по истории Русской Церкви отдельную дисциплину, которая не только освятила историю возникновения старообрядчества и исследовала хронологию его распада на толки и согласия, но смогла бы грамотно и аргументировано полемизировать с представителями различных старообрядческих согласий, надеясь не только обличить все заблуждения, но и привести отпавших в лоно канонической Церкви. Та же мотивация была применима и в отношении появившихся в России субботников, адвентистов, штундистов, баптистов, хлыстов и т. п., учение которых расценивалось как сектантское. В результате реформ в 1853 г. как самостоятельная дисциплина “История и обличение русского раскола и сектантства” была выделена из курса обличительного богословия и введена в Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академиях, а в 1854 г. – в Казанской Духовной Академии и Семинарии» [6, с. 30]. В 1885 г. на архиерейском съезде в Казани было признано необходимым открыть в семинариях кафедры по истории и обличению раскола и сект, в результате чего Синод постановил открыть такие кафедры в 24 семинариях [19, с. 31]. В конце ХIХ – начале ХХ получили распространение публичные диспуты между священниками-миссионерами, имеющими более углубленную подготовку в области расколоведения, с представителями старообрядческих согласий, протестантами и сектантами. Как известно, революционные события 1917–1918 гг., Гражданская война, а затем и массовые репрессии в отношении Церкви поставили крест на вопросах, связанных с религиозным просвещением и образованием.
«В сентябре 1943 г., через несколько дней после интронизации, Патриарх Сергий поручил архиепископу Григорию, как наиболее опытному богослову-педагогу, разработать проект организации средних и высших духовных учебных заведений. 1 октября того же года владыка представил проект, получивший одобрение Патриарха и Синода. В соответствии с ним предлагалось организовать сеть богословско-пастырских курсов в епархиях и Богословский институт в Москве (институт был открыт 14 июня 1944 г., месяц спустя после кончины Патриарха Сергия)» [37, с. 332]. В списке изучаемых в Богословском институте дисциплин значились «История и разбор русского сектантства и раскола», а на богословско-пастырских курсах – «Сектоведение и расколоведение» [20, с. 23]. Таким образом, данные дисциплины получили вторую жизнь. В 1960 г. Учебным комитетом РПЦ была проведена очередная реформа, в результате чего были приняты новые учебные программы для академий и семинарий, из которых дисциплины «Расколоведение» и «История и разбор русского раскола» были исключены. В период 1960–1990 гг. данные дисциплины лишь в качестве обзорных лекций читались в курсе «История Русской Православной Церкви» и совсем незначительно – в курсе «История Поместных Православных Церквей».
Подлинным возрождением дисциплины можно считать начало преподавания «Истории церковных расколов» в Киевской духовной академии в конце 1990-х гг., что стало одним из важных инструментов подготовки выпускников КДА и ответом на пропаганду уклонения в раскол приходов Украинской Православной Церкви и апологии создания неканонических «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и др. Преподавание данной дисциплины в стенах КДА стало не только фактом реанимации расколоведения как дисциплины, но и существенным толчком к развитию методики преподавания, новым формам типологии и классификации церковных разделений, а также к развитию глубокого синергического подхода в проблеме расколов с привлечением светских и церковных дисциплин и выведением самой дисциплины на современный уровень изучения. В 2011 г. примеру КДА последовала Минская духовная академия [33, с. 14], в методике преподавания придерживающаяся более традиционных и архаичных практик. В настоящее время, помимо КДА и МинДА, расколоведение и история церковных расколов успешно преподаются в Волынской духовной семинарии Украинской Православной Церкви. В остальных духовных школах системы высшего духовного образования РПЦ данные дисциплины практически не получили своего самостоятельного развития и продолжают входить в виде фрагментов в курсы «Общецерковная история», «История Поместных Православных Церквей», «Истории Русской Православной Церкви», «Каноническое право».
Типология разделений
В настоящее время существует ряд типологий церковных разделений. Каждая создана для удобства изучения рассматриваемых явлений и имеет как свои недостатки, так и преимущества.
Традиционная модель классификации разделений исповедует территориальный принцип и исследует раскол, возникший на канонической территории той или иной Поместной Православной Церкви.
Тут также стоит сказать и о распространенном термине «альтернативное православие», под которым предлагается понимать религиозные группы, юрисдикции и образования, декларирующие свою принадлежность к православной вере, однако не входящие в юрисдикцию какой-либо канонической Православной Церкви. По свидетельству религиоведа А. Солдатова, термин «альтернативное православие» был предложен им в 1997 году «в контексте социологического описания целого спектра православных Церквей, общин и групп, которые не принадлежат до общности 15 официальным православным Церквям» [34, с. 273]. Впоследствии данный термин получил широкое распространение как в научно-популярной и справочной литературе [2; 29, с. 118–145; 36, с. 104–113; 26, с. 55–57; 25, с. 229–237], так и в религиоведческой публицистике [17].
Для современной классификации церковных разделений большое значение имеют работы А.К. Погасия [31], А.Н. Лещинского [27; 28], В.Л. Махнача [30, с. 30–38] и А.В. Слесарева [33]. Однако для рассматриваемой авторской работы и концепции типологии церковных разделений, для общей методологической базы расколоведения и истории церковных расколов особо ценными являются научно-богословские исследования ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), профессора протоиерея Владимира Воробьева и протоиерея Александра Федосеева.
По мнению протоиерея Владимира Воробьева, на сегодняшний день единству Православной Церкви угрожают церковные расколы, «которые условно можно разделить по основным движущим устремлениям на три главных типа [18, с. 9]:
- Националистические.
- Юрисдикционно-политические.
- Революционно-реформаторские [15, с. 376–394]» [18, с. 9].
Протоиерей Александр Федосеев расширяет список классификации церковных разделений и вводит в научный оборот дополнительное определение «дисциплинарно-психологические расколы» [35, с. 5].
Таким образом, изучая идеологические основания церковных разделений [3], опираясь на предыдущие научно-богословские разработки, можно классифицировать церковные расколы по такой схеме:
- политические,
- националистические (идейно-национальные) [11],
- реформаторские [9],
- дисциплинарно-психологические.
Именно в рамках данной типологии автор монографии построил структуру, внутри которой удалось описать несколько сотен неканонических групп, действовавших или продолжающих действовать в новейшее время как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, в том числе и на канонических территориях Поместных Православных Церквей.
- Политические расколы возникают на почве вмешательства государства [31, с. 61–64], политических деятелей, общественно-политических организаций во внутреннюю жизнь Церкви. На этом фоне происходит подчинение церковного строя политической целесообразности. Политизация церковно-приходского бытия; неприятие отдельными верующими христианами определенного политико-государственного устройства, возникновение околоцерковных движений при непосредственной поддержке их определенными политическими силами – основная характеристика политических расколов.
Яркий пример: возникновение РПЦЗ и ее риторика политического характера. Согласно этому, все производные от РПЦЗ неканонические группы рассматриваются как представители политических расколов.
- Националистические (идейно-национальные) расколы характеризуются проникновением в церковное сознание специфических национальных устремлений, смешением повышенной религиозной чувствительности человека с его национальными интересами. Психология подобного раскола нередко подавляет миссионерский дух Православной Церкви и заслоняет собою вселенскую природу православия, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), но все едины во Христе Иисусе. Данная группа церковных разделений составляет большинство среди неканонических национальных юрисдикций, претендующих на статус автокефальных церквей.
Яркий пример: возникновение УПЦ КП, которая взяла для себя лозунг, придуманный Л. Кравчуком, первым президентом Украины: «Незалежной Державе – Незалежна Церква» («Независимому Государству – Независимая Церковь» (укр.). Подобные притязания исповедуют все непризнанные национальные группы, самовольно провозглашающие свою «автокефалию» и имеют особый упор на национальную идентичность и самосознание.
- Реформаторские расколы включают в себя идеи модернизма и рационального прагматизма, которые раскрываются как приспособление богословского разума к меняющимся событиям современного мира. Утилитаризм в религиозной этике и церковно-приходской жизни, отторжение основных положений Священного Предания и психология революционного радикализма, требование пересмотра канонического устройства Церкви, отрицание монашества и либерализация церковной жизни – таковы основные признаки революционно-реформаторских расколов [4].
Яркий пример: создание неканонической «Апостольской Православной Церкви» в 2000 году и ее декларация о женатом епископате и необходимости реформ канонического устройства Православной Церкви. В отдельных случаях группы таких «реформаторов» вырождаются в так называемый «протестантизм восточного обряда», который решительно отвергает церковную традицию и канонические формы бытия Церкви.
- Дисциплинарно-психологические расколы включают в себя такие негативные процессы, как дискриминация и критика институциональных органов Церкви и внутренние церковные проблемы – младостарчество и авторитаризм. Социальный изоляционизм, псевдоэсхатологические и апокалиптические ощущения, радикальные настроения, а также процессы гносеологического характера – редукционизм, фанатизм и псевдодуховность – разумеется, занимают здесь не последнее место.
Ярким примером дисциплинарно-психологического раскола является история старостильного раскола в Греции, когда поводом для уклонения в раскол огромной массы православных верующих в Греции, а затем и в других Поместных Церквах послужила календарная реформа и приверженность «ревнителей благочестия» к церковному календарю. Раскольники объявили новый стиль безблагодатным, а все канонические Православные Церкви, перешедшие на новый стиль или имеющие общение с новостильными, – безблагодатными.
Пример в истории РПЦ: раскол епископа Диомида, породивший целую плеяду маргинальных юрисдикций, исповедующих царебожие и скорый приход Антихриста. В данную группу церковных расколов органично входят и последователи разного рода «святых» – Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Вячеслава Крашенинникова, Иоанна Грозного и Григория Распутина и т. п.
Важно отметить, что введенная классификация является условной, сформулирована она для удобства изучения, анализа и разбора раскольнических течений по определенным идеологическим основаниям. Более того, необходимо понимать, что «церковные разделения имеют неодинаковую природу, и не всякое из них является расколом. Например, в истории неоднократно случалось, что части той или иной Поместной Церкви длительное время находились вне общения друг с другом по причинам исторического или политического толка» [21]. Кроме того, некоторые неканонические юрисдикции могут быть одновременно отнесены к разным идеологическим группам, например Украинская Православная Автокефальная Церковь (каноническая), претендующая на наименование украинской национальной церкви и в это же время являющаяся одной из ярких представительниц группы реформаторских расколов.
Несомненной ценностью работы является привлечение огромного корпуса документов и материалов, впервые входящих в научный оборот. Не последнее место в корпусе материалов занимают фотографии, отображающие деятельность неканонических юрисдикций, общин, клириков и последователей. Благодаря рассматриваемому изданию можно успешно идентифицировать большинство известных неканонических «иерархов», действующих как на территории России, так и в ближнем и дальнем Зарубежье. Данное издание имеет несомненную ценность как для церковно-исторической науки, так и для церковно-практической области, призвано расширить знания по проблематике церковных разделений новейшего времени и будет полезно как клирикам Русской Православной Церкви, так и студентам духовных академий и семинарий.
Необходимо также сказать, что раскол – это дерзкий вызов церковному единству, это рана на теле Церкви и разрыв «нешвенного хитона Христова» (см.: Ин. 19:23). Для пастыря крайне важно ориентироваться в истории новейших разделений в Церкви, иметь представление о происхождении и идеологии неканонических групп для того, чтобы на приходе и в личной социальной жизни противостоять разделениям и аргументированно отстоять позицию канонической Церкви.
Угроза расколов имеется и на приходском уровне, через распространение псевдоправославных мифов и идей, связанных с почитанием Иосифа Сталина или Иоанна Грозного, обожествлением советского периода и историческим мифотворчеством, которые также ведут людей к отторжению от церковного единства и политизации церковной жизни, к нагнетанию истерии и упразднению духа мира и смиренной молитвы пред Господом в церковной общине.
В заключение желаю всем присутствующим хранить единство Церкви, иметь искреннюю любовь не только к членам Церкви, но и к отпавшим от нее по разным причинам, и помнить, что только подлинным смирением и терпеливым и уважительным общением мы сможем обратить отпавших к Церкви, направить к покаянию и воссоединить с канонической Церковью.
Литература
- Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений. М.: Издание Московской Патриархии, 1956.
- Альтернативное православие // Отечественные записки. № 1 (1) 2001 // Отечественные записки [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://strana-oz.ru/2001/1/alternativnoe-pravoslavie (дата доступа: 10.10.2021).
- Бочков П., свящ., Мартышин Д., прот. Выбор веры: Церковь или идеология: классификация церковных расколов постсоветского периода: монография. К.: ДП «Издательский дом «Персонал», 2011.
- Бочков П., свящ., Мартышин Д., прот. Дух революции» в Церкви. СПб.: Алетейя, 2010.
- Бочков П.В. Процесс хабилитации по теологии в Республике Польша // Христианство на Ближнем Востоке. М., 2022. Т. 6. № 1. С. 118–126.
- Бочков Павел, свящ. История церковных расколов и расколоведения как дисциплин в системе высшего духовного образования Русской Православной Церкви // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2014. № 11. С. 29–42.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014. 199 с.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 236 с.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ – ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014. 414 с.
- Бочков Павел свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 427 с.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии: монография. Киев: «Послушник», 2015. 489 с.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 486 с.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. 282 с.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020. 523 с. Библиогр.: с. 463–519.
- Бочков Павел, свящ. Революционно-реформаторские расколы // Труди Київської Духовної Академії. К., 2009. № 10. С. 376–
- Бочков Павел, свящ. Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода. М.: Эдиториал сервис, 2010.
- Видишенко Андрей. Альтернативное Православие. Невыученные уроки // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/alternativnoe-pravoslavie-nevyuchennye-uroi/ (дата доступа: 10.10.2021).
- Воробьев Владимир, прот. Единство Православной Церкви и искушение раскола сегодня // Единство Церкви: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 г. М., 1996. С. 7–17.
- Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С.22 // Цит. по: Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. С. 31.
- Григорий (Чуков), архиеп. Учреждение духовно-учебных заведений // Журнал Московской Патриархии. М., 1943. № 3. С. 22–24.
- Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. «В процедуре возвращения из раскола не должно быть ничего унизительного» // Русская Православная Церковь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.patriarchia.ru/db/text/1219070.html (дата доступа: 14.07.2013).
- Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008.
- Кострюков А.А. Как не потеряться в «джунглях зилотства»? Рец. на: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. СПб: Свое издательство. 2018. Т. 1–4. Изд. 2-е, испр. и доп. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2020. Вып. II (94). С. 173–176.
- Кострюков А.А. Новое исследование по истории расколов. Рец. на: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы. СПб.: Свое издательство, 2020 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2022. Вып. II (105). С. 163–166.
- Лещинский А. Н. «Альтернативное православие в религиозной ситуации России» // Свобода религии, нравственность и ответственность в Российском обществе. Заокский: «Источник жизни», 2006. С. 229–237.
- Лещинский А. Н. «Альтернативное православие» (к постановке проблем изучения) // Ломоносовские чтения 2006: Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности. Сборник докладов научной конференции. Под общей ред. проф. Л. Н. Панковой. М.: ТЕИС, 2006. С. 55– 57.
- Лещинский А.Н. Православие: единство и разделения (социумные детерминанты, типология, противоречия и тенденции): Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2011.
- Лещинский А.Н. Православие: типология церковных разделений // Российское Объединение исследователей религии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusoir.ru/03print/svoboda-sovesti/19/ (дата доступа: 21.08.2013).
- Макаркин А. В. Альтернативное православие в России: история и современное состояние // Полития. М., 2002. № 1. С. 118–145.
- Махнач В. Л. Культурология расколов // Единство Церкви: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 г. М., 1996. С. 30–38.
- Погасий А.К. Церковные расколы в российском православии XIV – начала XX веков. Казань: Издательский дом МедДок, 2009.
- Пчелинцев А.В. Машинопись. М., 2021.
- Слесарев А.В. Расколоведение. Введение в понятийный аппарат. М.: Новоспасский мужской монастырь, 2012.
- Солдатов Олександр. «Альтернативне» Православ'я в сучасній Україні: типологія, походження, структура // Наукові записки Українського Католицького Університету. Львів, 2019. Число XII. Серія «Богослов'я». Вип. 6. С. 273–304.
- Федосеев Александр, прот. Расколы и современность. М.: «Благословение», ООО «Техинвест-3», 2010.
- Шабуров Н. В. Альтернативное православие // Прикладное религиоведение для журналистов / сост. и ред. М. В. Григорян. М.: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. С. 104–113.
- Шкаровский М.В. Возрождение духовных школ Петербурга 1945-1955 гг. // Труди Київської Духовної Академії. Киев, 2010. №13. 332–354.
Тезисы подготовлены на основе презентации, прошедшей в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Русская Православная Церковь в ХХ веке: исторические вызовы и испытания» (Оренбург, Оренбургская духовная семинария, 8 декабря 2022 г.).
Источник: Бочков П.В., иерей. Презентация монографии «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.». Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018 – 2020. ТТ. I–V: изучение расколов новейшего времени, актуальность, типология, примеры // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — Оренбург, 2022. — № 4 (25). С. 240–261