Деятельность епископата Русской Православной Церкви в годы хрущевских гонений 1958–1964 гг. представляет весьма актуальную и малоразработанную церковно-историческую проблему. Методологически она может быть решена путем установления соответствия деятельности епископата в целом или конкретного архиерея высоким идеалам апостольского служения. Именно в периоды тяжких испытаний обнаруживается готовность архипастыря, вопреки гонителям, жертвовать собой и отстаивать интересы Церкви или, действуя в собственных интересах, становиться на путь конформизма. В современной историографии ряд работ на эту сложную тему опубликован О. Ю. Васильевой[1], М. В. Шкаровским[2], протоиереем Алексием Марченко[3].
Одним из примеров мужественного противостояния антицерковным мероприятиям советской власти стала архипастырская деятельность епископа Феодосия (Погорского), возглавлявшего в 1958–1960 гг. Калининскую и Кашинскую, а затем, в 1960–1968 гг. — Пензенскую и Саранскую епархию.
Архипастырское служение епископа Феодосия (Погорского) в Пензенской и Саранской епархии в 1960–1968 гг. получило широкое освещение в исследованиях историков Пензенского региона. В трудах А. И. Дворжанского, Л. В. Клюшиной, А. Н. Молькина, Л. А. Королевой, А. А. Королева дается исчерпывающая информация о многогранной деятельности преосвященного Феодосия по укреплению церковной жизни Среднего Поволжья в период хрущевских гонений и начала брежневской эпохи. Именно в этот период во всей полноте раскрылся его талант управляющего сложной в этническом отношении Пензенской епархией, способного противостоять антирелигиозному натиску властей[4].
Однако непродолжительный период управления епископа Феодосия Калининской и Кашинской епархией (1958–1960 гг.) во многих важных аспектах остался за пределами их внимания. В то же время именно этот временной отрезок архипастырской биографии епископа Феодосия представляется принципиально важным, поскольку он стал началом его святительского пути и приходится на раннюю стадию гонений, когда возможности сопротивления епископата и духовенства антирелигиозным акциям властей были достаточно широки.
Архиепископ Феодосий (в миру Дмитрий Михайлович Погорский) родился 19 октября 1909 г. в местечке Брусилов Киевской губернии (Житомирской области). Украинец, сын протоиерея. В 1926 г. окончил профессиональную механико-техническую школу г. Ильинцы Винницкой области. Служил псаломщиком и регентом в церквях Киева и окрестностей. С 1927 по 1929 гг. нерегулярно учился в киевской Высшей богословской школе как вольнослушатель 1-го курса. Занимался репетиторством. В 1930 г. в Киеве поступил на государственную службу, где получил опыт работы референта по снабжению, секретаря, замначальника планового отдела. В 1935 г. женился на Анне Михайловне Ходорович. В 1940 г. окончил Московский институт Госплана СССР.
В первые дни Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии, служил в звании рядового. Попав в окружение в Уманском котле, был ранен в бою. 8 августа 1941 г. взят в плен, откуда 16 августа смог сбежать. Остался на оккупированной немцами территории. Семья смогла эвакуироваться в Харьков, а затем в Грузию.
10 марта 1942 г. временно управляющий Киевской епархией Автономной Украинской Церкви епископ Пантелеимон (Рудык) рукоположил его в сан священника к соборной церкви г. Умани, Киевская область. Настоятель ряда храмов Киева и Киевской области: 1942–1945 гг. — Иоанно-Богословской церкви с. Текуча; 1945–1949 гг. — настоятель Александро-Невской церкви Киева. С 1948 по 1949 гг. — классный наставник Киевской духовной семинарии.
С 1949 по 1954 гг. — настоятель Свято-Троицкого храма Черниговского женского монастыря, одновременно исполнял обязанности заведующего пенсионным столом канцелярии епископа Черниговского. С 1954 г. — штатный священник Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха» г. Ленинграда. С 1954 по 1957 гг. — настоятель Князь-Владимирской церкви п. Лисий Нос г. Ленинграда. После окончания заочного сектора Ленинградской духовной академии в 1956 г. защитил диссертационное сочинение по кафедре догматического богословия «Православное учение о религиозно-нравственном опыте как источнике богопознания» с присуждением ученой степени «кандидат богословия».
С 15 августа 1957 г. по 5 июня 1958 г. — ректор Саратовской духовной семинарии. В августе 1957 г., после развода с женой, принял монашеский постриг в Успенском монастыре г. Одессы, возведен в сан архимандрита в Одесском Успенском соборе. 5 июня 1958 г. постановлением Патриарха и Священного Синода назначен епископом Калининским и Кашинским. Управлял епархией до 22 марта 1960 г.[5].
Епископ Феодосий был назначен управляющим Калининской епархии в связи с кончиной 13 марта 1958 г. архиепископа Калининского и Кашинского Варсонофия (Гриневича). Временное управление приходами вдовствующей Калининской кафедры было поручено архиепископу Можайскому Макарию (Даеву)[6].
20 июня 1958 г. в зале заседания Священного Синода во время совершения чина наречения во епископа архимандрит Феодосий произнес речь, в которой так обозначил смысл своего будущего епископского служения: «Я не испытал еще бремени этого служения, но знаю из Слова Божия, что истинный пастырь, а особенно епископ, должен сиять светом “пред человеки”, яко да видят его добрые дела “и прославят Отца, иже на небесех” (Мф. 20, 27)… Великий подвиг предносится моему духовному взору, подвиг непрестанный и тяжелый, от которого всячески уклонялись даже великие и крепкие духом святители Божии… Мое душевное состояние подобно состоянию путника, намеревающегося взойти на высокую неприступную гору. Поднимаясь по горе служения церковного, я испытываю естественное чувство страха перед трудностями и опасностями, ожидающими меня. Я знаю, что с нового возвышенного места, на которое меня возводит Промысел Божий, предо мной откроются новые горизонты и обширнейшие задачи, исполнение которых принесет мне не только удовлетворение и радость, но и сопутствующие им новые заботы и огорчения…»[7].
22 июня 1958 г. в храме Преображения Господня г. Москвы была совершена хиротония архимандрита Феодосия во епископа Калининского и Кашинского. Рукоположение в епископский сан совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и пребывавший на покое епископ Серафим (Шарапов)[8].
Калининская епархия считалась одной из самых крупных по численности приходов и духовенства среди епархий, расположенных в центральной части страны. На 1 июля 1958 г. она насчитывала в своем составе 82 действующих храма. В ее клире числилось 112 священников[9].
С первых дней пребывания на Калининской кафедре епископ Феодосий развернул активную деятельность, ведя за собой духовенство и верующих. Важнейшим направлением его работы стал ремонт церковных зданий и приведение их убранства в благолепный вид. Ежегодно из церковных доходов на это расходовались крупные суммы денег — от 1,5 до 2 млн рублей. В 1959 г. был осуществлен внешний ремонт храма в Вышнем Волочке, истрачено 80 тыс. рублей. Внутренний ремонт храма в Торжке обошелся в 75 тыс. рублей. Отремонтированы церкви в селах Свердлово и Завидово. В последней установлено калориферное оборудование. Материалы для ремонта были приобретены «незаконным путем», без разрешения местной власти[10].
Особое внимание архипастыря было обращено на слабые приходы, расположенные в сельской местности. Епископ Феодосий стремился укрепить и сохранить от закрытия малочисленные церковные общины в храмах с. Осечная Вышневолоцкого р-на, в с. Прутня Новоторжского р-на. Несмотря на запреты действующего законодательства, Калининское епархиальное управление регулярно оказывало денежную «благотворительную помощь» слабым приходам, выплачивая жалование священникам. В 1958 г. по 10 тыс. руб. епископ Феодосий выделил из бюджета епархии церквям сел Свердлово и Городня. Денежные дотации слабым приходам бухгалтерия епархиального управления оформляла в виде ссуды[11].
В храмах Калининской епархии епископ Феодосий стремился поддерживать высокий уровень богослужебной жизни, особенно заботясь о состоянии хорового пения. Содержание церковных хоров всех храмов Калининской епархии ежегодно обходилось в сумму около 1 млн рублей. В храмах с высокими доходами — в городах Вышний Волочек и Калинин — певчие, регенты и церковные работники с разрешения епископа получали к церковным праздникам Рождества, Пасхи и к отпуску надбавку до 50 % к окладу[12].
Кадровая политика епископа Феодосия строилась с опорой не на местное, а на приезжее духовенство из западных областей Украины. Настоятелями в высокодоходные приходы он назначал близких ему лиц[13].
Епископ Калининский и Кашинский Феодосий пользовался доверием и уважением Патриарха Алексия I. 21 мая 1959 г. он был вызван на заседание летней сессии Священного Синода, на котором решался важный вопрос о замещении Минской и Виленской вакантных кафедр[14].
16 ноября 1959 г. Патриарх Алексий направил председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР Г. Г. Карпову доклад епископа Калининского Феодосия по делу об открытии храма в с. Страшевичи Луковинского р-на Калининской области[15].
Активность нового правящего архиерея Калининской епархии и его стремление к самостоятельным действиям вызвала недовольство уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В. И. Хевронова.
Майор госбезопасности Василий Иванович Хевронов, служивший в органах НКВД с 1936 г., по праву может быть назван уполномоченным Совета «первого призыва»[16]. Занимая эту должность при Калининском облисполкоме с конца 1943 г. — с момента образования Совета по делам РПЦ, В. И. Хевронов 15 лет старательно исполнял указания и распоряжения своего руководства. В документах он писал, что является выходцем из бедной крестьянской семьи[17]. Однако его фамилия красноречиво свидетельствовала, что предки Василия Ивановича, очевидно, не были крестьянами, а служили по духовному ведомству.
Хевронов был ревностным коммунистом и противником сталинского курса религиозной политики, предполагавшего ровные отношения советского государства и Русской Православной Церкви. Действия уполномоченного Хевронова были направлены на сдерживание развития религиозной жизни в Калининской области и часто граничили с нарушением советских законов. Председателю совета Г. Г. Карпову и его заместителю С. К. Белышеву не раз приходилось одергивать ретивого калининского уполномоченного и объявлять ему выговоры за «неумение установить правильные отношения с епископом», «нежелание использовать духовенство в интересах государства и осуществлять необходимые мероприятия, касающиеся церкви»[18]. Неудивительно, что в годы хрущевских гонений среди работников Совета Хевронов выступил одним из энтузиастов решительной борьбы с Церковью.
Уполномоченный В. И. Хевронов хорошо понимал, что в своей деятельности епископ Феодосий опирается на молодых, активных пастырей, поэтому стремился внести дезорганизацию в ряды духовенства и отстранить от служения как можно больше активных священников.
В 1959 г. «за нарушение советского законодательства» уполномоченный снял с регистрации 6 священников. За совершение молебнов в селах без приглашения верующих и разрешения местных органов власти были сняты с регистрации настоятель церкви в с. Раевском Брусовского р-на священник Беляев и священник храма с. Кострецы Максатихинского р-на Грабовецкий. Священник церкви с. Николо-Ямы Кимрского р-на Полетаев был лишен регистрации «за сопротивление колхозникам во время покоса травы на кладбищах и уговоры граждан снимать в их домах светские портреты и плакаты, оставляя только иконы». По настоянию уполномоченного епископу Феодосию пришлось уволить за штат епархии священника церкви с. Бежецка Левицкого и настоятеля церкви с. Ильинское Лихославского р-на священника Анисимова. Настоящим ударом по авторитету управляющего Калининской епархии стало обвинение Хевронова в адрес настоятеля кафедрального собора г. Калинина протоиерея Тарановского в попытке дать ему взятку в размере 10 тыс. руб., в результате чего Тарановский был почислен за штат.
На грани снятия с регистрации оказались настоятель церкви г. Осташкова священник Шуст — «за самовольное переоборудование церковного здания» и настоятель церкви с. Турны Богологовского р-на Сватеев — «за совершение богослужения в здании недействующего храма в с. Мшенцы»[19].
Преследованию со стороны уполномоченного подверглись члены церковных советов, отличавшиеся религиозностью и сочувствием к нуждам духовенства. Так, «за выдачу ссуд священникам» были сняты с регистрации члены церковного совета церкви в г. Красном Холме. «За допуск к службе священника без регистрационной справки» были уволены члены церковного совета в г. Кашине[20]. Уполномоченный В. И. Хевронов намеренно занимался дискредитацией духовенства и активных мирян в местных газетах, выставляя священнослужителей Калининской епархии злостными нарушителями советского законодательства.
В 1958 г. Совет по делам РПЦ стал настойчиво требовать от уполномоченного В. И. Хевронова решительных действий по сокращению в Калининской области численности действующих церквей и религиозных общин. «Уполномоченному Совета необходимо возбудить ходатайство перед Советом о снятии церквей с учета по причине распада общин, запущенности зданий и отсутствия служб», — рекомендовал посетивший с инспекцией Калининскую область сотрудник Совета А. Д. Недведь. К закрытию были рекомендованы храмы в селах Козлово, Петропавловское, Егорьевское, Спасс-Ульстимо, Раевского, Дулово и др.[21]. Однако, несмотря на старания уполномоченного, епископу Феодосию удалось не допустить массового закрытия церквей своей епархии. К 1 января 1959 г. в Калининской области действовала 91 церковь, к 1 января 1960 г. — 87 храмов[22].
Уполномоченный В. И. Хевронов откровенно вмешивался во внутрицерковную жизнь и фактически присвоил себе определенное церковными канонами право епископа управлять своей епархией: заниматься расстановкой духовенства на приходы, формировать учредительные и исполнительные органы приходов — «двадцаток», ревизионных комиссий и т. д. Уполномоченный В. И. Хевронов не разрешал сбор взносов с приходов епархии на нужды Московской Патриархии, называя это «насилием», запрещал епископу Феодосию совершать поездки по городам епархии[23].
Вскоре отношения уполномоченного Хевронова с епископом Феодосием стали взаимно нетерпимыми. Свою отрицательную реакцию на действия уполномоченного преосвященный выразил в жалобах, направленных в Московскую Патриархию и Совет по делам РПЦ.
На имя Патриарха Алексия епископом Феодосием был подан рапорт, в котором в 18-ти пунктах Первосвятителю были заданы вопросы: «…о хождении с молебнами и требами в дома верующих; об участии священников в похоронных процессиях; о строительстве, покупке домов и автомашин для причта; о порядке ремонта церковных зданий; совершении служб в приходах, где нет постоянного священника» и др.
В рапорте также были приведены примеры нарушения законодательства и злоупотребления со стороны уполномоченного В. И. Хевронова. Этот документ был передан Патриархом руководству Совета. Результатом стало приглашение епископа Феодосия в Совет для беседы с заведующим инспекторским отделом И. И. Сивенковым. Во время беседы епископ продолжал обвинять уполномоченного Хевронова «во вмешательстве во внутрицерковные дела». Однако В. И. Хевронов устраивал свое начальство, и руководство Совета встало на сторону уполномоченного, сделав вывод, что «Феодосий пытался скомпрометировать т. Хевронова, а его жалоба несостоятельна»[24].
Во время очередного приема в Совете по делам РПЦ, состоявшегося в начале 1960 г., Патриарх Алексий говорил о многочисленных донесениях епископов, «из которых некоторые считают для себя невозможным работать в контакте с уполномоченными»[25]. Он особо отметил, что некоторые уполномоченные пугают епископов своими высказываниями, которые «не могут не волновать и не вызывать ненужных предположений и заключений». В качестве примера Патриарх назвал уполномоченного Совета по Калининской области В. И. Хевронова, который проводимые им в Калининской области мероприятия по ограничению деятельности Церкви объяснил тем, что «известное “Положение об управлении Русской Православной Церкви”, принятое в январе 1945 г. по согласованию с Советом по делам РПЦ, является нарушением закона 1929 г. о религиозных организациях»[26]. В. И. Хевронов говорил епископу Феодосию (Погорскому), что «дело Церкви бесперспективное»[27]. По словам митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича), в результате таких высказываний уполномоченных среди епископата и духовенства «идут упорные слухи о том, что сверху даны указания в течение 7 лет прижать Церковь так, как это было сделано перед войной»[28].
Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов обещал разобраться с заявлениями Московской Патриархии в этом вопросе. Но эти «разбирательства» вновь закончились оправданием уполномоченного В. И. Хевронова. Теперь тучи собирались уже над епископом Феодосием. В кулуарах Совета по делам РПЦ было принято решение о необходимости перемещения архипастыря на другую кафедру.
21 марта 1960 г. в письме председателю Совета по делам РПЦ В. А. Куроедову Патриарх Алексий сообщил, что на предстоящей сессии Священного Синода собирается решить вопрос о перемещении епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) в Пензу и назначении в Калинин находящегося на покое и просящего о назначении на епархию епископа Феодосия (Ковернинского). Однако Совет отказал в назначении последнего[29].
22 марта патриарх и Священный Синод приняли указанное решение. Перевод епископа Феодосия в Пензу состоялся. Временно управляющим Калининской епархией был назначен епископ Лужский Алексий (Коноплёв; март — ноябрь 1960)[30].
Таким образом, активная деятельность епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) по укреплению церковной жизни Калининской епархии столкнулась с непримиримым отношением и грубым нарушением советского законодательства со стороны уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области В. И. Хевронова, ревностно исполнявшего указания руководства Совета — ограничить деятельность Русской Православной Церкви в Калининской области. Действия Хевронова привели церковно-государственные отношения в регионе в состояние острого конфликта, кульминацией которого стали поддержанные авторитетом Святейшего Патриарха Алексия I жалобы епископа Феодосия в Московскую Патриархию и в центральный аппарат Совета. Однако руководство Совета во главе с его председателем В. А. Куроедовым одобрительно отнеслось к действиям уполномоченного и решило проблему его конфликта с епископом Феодосием путем перевода последнего в Пензенскую епархию.
Источники
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1559, 1649, 1664; Оп. 2. Д. 176, 262, 309; Оп. 7. Д. 183.
- Журнал Московской Патриархии. 1958. № 7.
- Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров СССР 1945–1970. Т. 1. М., 2010.
Литература
- Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов, 1935–2000). Пенза, 2015.
- Васильева О. Ю. Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века. Ч. 3. 1959–1961 годы // Сайт «Православие.ru». URL: https://pravoslavie.ru/58101.html (дата обращения: 20.06.2022).
- Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Кн. 1. Пенза, 1999.
- Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2002 годах. М., 2002.
- Клюшина Л. В. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 — первой половине 1960-х гг.: дисс. … к. и. н. Пенза, 2004.
- Марченко А., прот. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь в СССР. Пермь, 2011.
- Марченко А., прот. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010.
- Молькин А. Н., Королева Л. А., Королев А. А. Пензенская епархия в 1960–1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2058 (дата обращения: 25.01.2022).
- Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели». Десять лет из жизни Патриарха Алексия. 1955–1964 гг. // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 25–83.
- Хевронов Василий Иванович // Сайт «Кадровый состав органов государственной безопасности 1935–1939». URL: https://nkvd.memo.ru/index.php/Хевронов,_Василий_Иванович (дата обращения: 20.06.2022).
- Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). М., 1999.
[1] Васильева О. Ю. Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века. Ч. 3. 1959–1961 годы // Сайт «Православие.ru». URL: https://pravoslavie.ru/58101.html (дата обращения: 20.06.2022).
[2] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). М., 1999.
[3] Марченко А., прот. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010; Его же. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь в СССР. Пермь, 2011.
[4] Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Кн. 1. Пенза, 1999. С. 418–439; Клюшина Л. В. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 — первой половине 1960-х гг.: дисс. …к. и. н. Пенза, 2004; Молькин А. Н., Королева Л. А., Королев А. А. Пензенская епархия в 1960–1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2058 (дата обращения: 25.01.2022).
[5] ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 1–4, 33–35; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2002 годах. М., 2002. С. 339–340.
[6] Там же. С. 221, 281.
[7] Журнал Московской Патриархии. 1958. № 7. С. 20–23.
[8] Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви… С. 340.
[9] ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 1. Д. 1559. Л. 1–2.
[10] Там же. Оп. 7. Д. 183. Л. 11–12.
[11] Там же. Л. 13.
[12] ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 14.
[13] ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 13.
[14] Там же. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 176. Л. 46–46 об.; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров СССР 1945–1970. Т. 1. М., 2010. С. 287.
[15] Там же. Д. 262. Л. 72.
[16] Хевронов Василий Иванович // Сайт «Кадровый состав органов государственной безопасности 1935–1939». URL: https://nkvd.memo.ru/index.php/Хевронов,_Василий_Иванович (дата обращения: 20.06.2022).
[17] Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов, 1935–2000). Пенза, 2015. С. 151.
[18] Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий… С. 151.
[19] ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 12.
[20] Там же. Л. 13.
[21] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1664. Л. 3.
[22] Там же. Л. 19; Д. 1762. Л. 2.
[23] Там же. Д. 1649. Л. 44, 46, 63–64; Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели». Десять лет из жизни Патриарха Алексия. 1955–1964 гг. // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 51–53.
[24] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 183. Л. 14.
[25] Там же. Оп. 1. Д. 1649. Л. 65.
[26] Там же.
[27] Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели»… С. 53–54.
[28] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1648. Л. 49.
[29] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 47–47 об.
[30] Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви… С. 340.
Источник: Исидор (Тупикин Р. В.), митр. Противостояние епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР В. И. Хевронова (1958–1960 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 214–246. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-214-246