В 1169-1171 годах владычеству Фатимидов в Египте пришел конец. Во главе страны стал Салах ад-Дин (Саладин), бывший визирем при последнем фатимидском правителе, аль-Адиде, который вскоре обратил внимание и на христианскую Нубию. Фатимиды с их любовью к искусству и мягкой, хотя и еретической с точки зрения ислама политикой более двух столетий сохраняли мир с этой страной. Нубийцы, а также другие чернокожие африканцы охотно служили в египетской армии. В 1171 году нубийские войска совершили нападение на Асуан – вероятно, чтобы помочь своим союзникам Фатимидам. В следующем году они смогли достичь Верхнего Египта. В ответ Саладин направил своего брата Тураншаха с войском, которому удалось отбить атаку. 2 января 1173 года Тураншах захватил важную нубийскую крепость Каср-Ибрим, взял много пленников и обратил в мечеть собор Богородицы. Крест собора был сброшен вниз и сожжен, и муэдзин, забравшись на купол, призвал оттуда к мусульманской молитве. Завоеватели захватили епископа, которого затем подвергли пыткам. Разграбив крепость, египтяне разместили тут кавалерийский корпус под командованием Ибрагима аль-Курди. Египетские войска предприняли несколько набегов на юг, во время одного из которых аль-Курди погиб. Это стало одной из причин, заставивших мусульман в 1175 году оставить крепость. Место снова стало христианским, и собор был восстановлен.
Вскоре после этих событий Тураншах направил в Донголу посольство. Его основной целью был сбор информации о стране. Глава посольства сообщил, что Нубия бедна и почти ничего не производит, так что ее завоевание едва ли сможет окупить военные расходы. Это спасло страну от дальнейших посягательств со стороны Айюбидского Египта.
Переход власти от Айюбидов к мамлюкам привел к существенным изменениям в египетской политике по отношению к христианскому соседу. В 1272 году нубийский царь Давид I, уже находившийся в конфликте с султаном Бейбарсом из-за невыплаты Нубией дани, напал на Асуан. Атака была отбита, множество христианской знати попало в плен. Их вывезли в Египет, где казнили. Так начался длительный период борьбы между Нубией и Египтом, состоявшей как в военных нападениях, так и во вмешательстве мамлюков во внутренние дела страны.
В 1275 году племянник умершего к тому времени Давида I Шеканда прибыл ко двору Бейбарса, прося у него поддержки в борьбе против нового царя, Давида II. Вероятно, Шеканда имел законные права на трон. Бейбарс согласился помочь и послал в Нубию войска. Египтяне захватили Дав (ныне Джебель-Адда) и некий остров, вероятно Маинарти, и вошли в глубь страны. Давид II бежал, и Шеканда получил престол. Но мамлюкская помощь дорого обошлась новому христианскому царю: он должен был отдать Египту северные области страны, выплатить дань, а сверх того ежегодно посылать в Египет множество скота, а также слонов и жирафов. К этому были добавлены особенно унизительные для христиан условия: от них требовалось разрушить храм в Донголе, где венчался на царство Давид I, на том основании, что при его постройке использовался труд мусульманских пленников, а все имеющееся в храме золото и серебро отправить в Египет.
Тем временем Давид II перебрался на юг, в Алву, где местный царь христианин Адор задержал его и выдал мамлюкам. Однако 1286 году тот же Адор жаловался мамлюкам на их ставленника, Шеканду. В результате интриг Шеканда был смещен. Занявший его место царь Шемамун оказался способным правителем, успешно защищавшим страну от мамлюков до конца XIII века. Около 1310 года он был убит, и царем стал Куданбес – последний христианский правитель Донголы. При нем исламское влияние в стране выросло настолько, что в 1317 году в части царского дворца устроили мечеть. Вероятно, к этому времени многие жители Нубии стали мусульманами. Среди них было племя бану-канз, жившее на севере Нижней Нубии, превратившееся в союзников мамлюков в их натиске на Донголу. В 1323 вождь бану-канз принял царский титул, из-за чего у него возник конфликт с египтянами. На какое-то время мамлюки даже заключили союз с Кудабенесом, но он оказался недолгим.
Период конца XIV – начала XV века в Нубии был отмечен хаосом и распадом христианской государственности. Под давлением Мамлюков в страну переселяются многочисленные арабские племена из Верхнего Египта. Нубией все еще правили местные цари, но они были мусульманами, как например царь Насир, в 1397 году посетивший Каир. После разрушения Старой Донголы в 1365 году столица была перенесена в Дав. Мусульманская династия из бану-канз правила на севере Нубии, царство Дотаво к югу все еще оставалось христианским и сохраняло нубийский язык и письменность. Об этом свидетельствуют немногочисленные документы на древненубийском языке, содержащие имена царей Дотаво (Элтеи, Сити, Кудланиэл). В одном из письменных памятников, обнаруженном в Джебель-Адда и относящемся к 1484 году, помимо имени царя – Иоиля – приводится также имя епископа. О том, что в Каср-Ибриме в XIV веке еще была архиерейская кафедра, свидетельствует сохранившееся надгробие епископа, на котором указан год его хиротонии – 1372-й. Дотаво могло сохранять некоторую форму независимости даже после турецкого завоевания Нубии в середине XVI века.
Практически не сохранилось письменных источников по истории Нубии c XV по XVII век. Отдельные свидетельства позволяют предполагать, что следы христианства сохранялись там даже в эти столетия. В конце XVII века несколько францисканских миссионеров, направлявшихся в Эфиопию, совершали свой путь по Нилу. Из их записей мы знаем о существовании в Нубии небольших христианских общин. В 1742 году проживавший в Каире францисканец Иаков Римар писал, что слуги-нубийцы рассказывали ему о небольшой христианской общине на нильском острове Танкусси к югу от Старой Донголы. В 1540 году португальский миссионер в Эфиопии Альварес сообщал о группе нубийцев-христиан, которые обратились к эфиопском императору с просьбой прислать им священников.
О событиях в царстве Алва известно еще меньше, чем о происходившем на севере Нубии. Удобные пастбища этой страны манили сюда арабских переселенцев, которые несли свои язык и религию. Соба, столица Алвы, была захвачена вскоре после 1504 года Омаром Дункасом, вождем племени фундж. Каким бы ни был конец христианской Алвы, ее жители в конце концов полностью переняли язык, религию и культуру завоевателей. Сегодня это самый арабизированный район Судана. Все следы нубийского языка, если только на нем действительно говорили в Алве, исчезли, за исключением нескольких географических названий.
Перевод В. Чернова.
Источник: Shinnie, Peter Lewis. Christian Nubia: Late Christian Times, c. 1160-1400 // Fage J., Oliver R. (eds). The Cambridge History of Africa. Vol. 2: From c. 500 BC to AD 1050. Cambridge University Press, 2008. P. 583-588. C сокращениями.